Форма и линии во флористике. Секреты флористики
Флористика или флористический дизайн – это вид декоративного искусства, в котором главный объект творчества – живые цветы. Во всем мире известно более 200 тыс. различных сортов цветов. Они помогают выражать чувства и эмоции, а цветочные композиции стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Современные флористы используют 4 разных стиля флористики. Такое деление позволяет подобрать идеальный букет для события любого формата.
Вегетативный стиль
Вегетативный стиль
Вегетативный стиль
Считается самым сложным, так как все композиции в этом стиле максимально приближены к природному образу. Флорист смотрит на морфологию каждого растения отдельно: сортирует виды по цвету, форме и объемам. Оформляются букеты с использованием мха, ягод, сухоцветов, веток, коряг и декоративных камней.
Несколько точек роста, точное расположение стеблей и естественная приглушенная цветовая гамма – основные критерии вегетативного стиля. Эксперты не советуют соединять в одной композиции цветы из разных сезонов, так как это считается дурным тоном и безвкусицей. Ключевой образ вегетативного стиля – массивная охапка полевых цветов.
Работая в данном направлении, искусные флористы черпают вдохновение из окружающей среды, определенного времени года или ступенчатой физиологии растений. Самый известный флористический прием в вегетативном стиле называется «одна точка роста». Все растения и цветы в композиции собираются в одной точке, например, в вазе. Линии роста цветов не должны пересекаться друг с другом. Исключение составляют лишь маленькие низкорослые сорта.
Декоративный стиль
Декоративный стиль
Декоративный стиль
Разрешается использовать все самые смелые сочетания. Главная задача флориста, работающего в декоративном стиле, создать единую концепцию букета из разных видов растений. Каждый бутон не теряет своей индивидуальности, но отлично вписывается в общую картинку.
Приветствуется контраст в цветах, симметрия и асимметрия, использование синтетического материала. Пластиковые фрукты, ленты, яркая оберточная бумага - чем больше фактурных отделочных материалов, тем лучше.
Свадебные флористы часто пользуются приемами декоративного стиля, так как его особенности идеально подходят для оформления торжеств и праздников.
Линейный стиль
Линейный стиль
Линейный стиль
Самым четким флористическим стилем по праву считается линейный. Флористы придерживаются главного правила: минимум материала - максимум естественных форм.
Все акценты в композициях делаются на создании четких линий. Предпочтение отдается сортам с длинными или изогнутыми стеблями. Все материалы в линейной композиции, как правило, располагаются ассиметрично и подчеркивают экстравагантность выбранных растений.
Массивный стиль
Массивный стиль
Массивный стиль
Массивный стиль или стиль «форма» отличается от предыдущих четким представлением конечной композиции. Флористы в своей работе часто используют объемные каркасы или специальные плетеные основы для пышного букета.
Все детали максимально плотно связаны друг с другом, поэтому в центре композиции не остается свободного места. Нет точек фокусировки, плавные переходы между элементами, постепенное изменение линий, плавные переходы от большого к малому. Однотонные цветы сливается воедино, а разноцветные создают единое пестрое полотно.
То, как в конечном итоге будет выглядеть букет, зависит лишь от профессиональных навыков и мастерства флориста. Надеемся, вас заинтересовала тема оформления букетов.
Мы специально сделали небольшую вводную статью, чтобы в общих чертах познакомить вас с загадочным миром флористики. В последующих выпусках мы детально обсудим вопросы, которые будут полезны как для профессиональных флористов, так и простым ценителям прекрасных цветочных композиций.
Акцент - Подчеркивание чего-либо. Акцент обычно образуется небольшим количеством материала относительно всей работы и может быть создан формой или цветом.Акцент цветовой - контрастное противопоставление небольшого количества какого-либо цвета большему количеству другого цвета для придания работе особой выразительности. В качестве примера можно привести букет, который на 95% собран из желтых и зеленых листьев, а акцент составляет всего 5% - например, какой-нибудь синий элемент, который выглядит в букете цветовой точкой. Если эти цвета взять в одинаковых количествах, то акцент не получится. Рассеивать акцентирующий цвет тоже не следует, так как в этом случае акцент теряется. Форма небольшого цветового акцента может быть самой разной, например, линия, круг или любая другая.
Акцент фактурный (структурный) - акцент, сделанный с помощью фактуры или структуры поверхности. Например, если немного материала с бархатистой фактурой поставить вместе с большим количеством материала с металлической фактурой, то бархатистая фактура создаст акцент. При этом цвет играет подчиненную роль.
Акцент формой - контрастное противопоставление небольшого количества какой-либо формы материала большему количеству другой формы. Например, такой акцент создает круглый элемент в композиции, собранной только из строгого прямого материала и т.п.
Ассиметрия - порядок расстановки (свободный порядок).Если элементы по обе стороны оси неодинаковы, то говорят об ассиметричной расстановке. Она выглядит свободно и естественно. Если работа выполнена свободной расстановкой, то она должна состоять, по крайней мере, из двух неравных частей, но чаще всего расставляют три. Различают главную группу, противоположную и соседнюю. Главная группа - самая большая, при ассиметричной расстановке ее никогда не ставят в центре, а сдвигают вправо или влево, вперед или назад. Противоположную группу, вторую по величине, ставят дальше от главной. Самая маленькая, соседняя, группа находится ближе к главной и поддерживает ее. Ассиметричная расстановка должна быть оптически уравновешена. Если главная группа находится слева от геометрического центра, то противоположную группу ставят дальше от него - по принципу рычага. Чем меньше по сравнению с главной группой противоположная, тем дальше ее ставят. Соседнюю группу располагают слева от главной. При этом три ее части должны соотноситься друг с другом. Флорист создает ассиметричные работы не с помощью точных расчетов и правил, а интуитивно, стараясь придать работам естественный вид. Ведь ассиметрия соответствует природе растительного материала и выглядит легко и подвижно. Ассиметричную расстановку выполняют, когда нужно подчеркнуть радостный или веселый повод создания композиции. К ней часть обращаются при работе в форма-линейном или вегетативном стилях. Светлые и светящиеся краски усиливают выразительность ассиметричных работ.
Ахроматические цвета - черный и белый и все оттенки серого между ними.
Базис - основание или исходный пункт флористической работы.
Букет - связанные цветы.
Букет бидермейер - замкнутый по контуру плотный букет, в котором материал собран концентрическими кругами.
Букет декоративного стиля - букет с плотным заполнением, замкнутый или незамкнутый по контуру.
Букет для невесты - специальное флористическое украшение для невесты в виде букета.
Букет форма-линейного стиля - в основе создания такого букета лежит контраст форм и линий.
Вегетативный букет - связанная флористическая работа преимущественно из срезанных цветов и зелени. Особое внимание уделяю индивидуальным особенностям растений, их форме роста, среде обитания и принадлежности к растительному сообществу.
Вегетативный стиль - стиль флористики. Работы в этом стиле выглядят естественно.
Венок - форм-работа в виде круга с символическим значением: траурный венок; венок победителя; настольный венок; венок для украшения интерьера; предрождественский венок (венок адвента); венок для праздника урожая; пасхальный венок; головной венок.
Главные цвета - желтый - красный - синий - зеленый. Главные цвета состоят из трех основных и одного смешанного цвета (зеленого).
Декоративный стиль - стиль флористики. В этом стиле главное для флориста - не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. Главная особенность декоративного стиля - плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу. При создании декоративной работы флорист должен знать, что результат его творчества, прежде всего, зависит от формы и цвета выбранных растений.
Декорировать - украшать, оформлять.
Доминанта - важнейшая составная часть чего-либо.
Дополнительные цвета - цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга. Например, красный и зеленый (противоположные цвета).
Законы композиции
- общие и специальные знания о построении композиции и о цветоведении.
«Золотое сечение» - деление отрезка на неравные части, например, в соотношении 3:5:8 или 1:1,6
Исторический стиль - особенности искусства какой-либо эпохи или культуры.
Композиция из горшечных растений - флористическая работа, которая состоит преимущественно из горшечных растений, посаженных в кашпо, горшки или вазы.
Корсаж (бутоньерка) - маленькое флористическое украшение (головное украшение, украшение на платье и т.д.)
Материал (нерастительный) - основной и вспомогательный материалы нерастительного характера, например, проволока, лента, бусинки и т.д.
Оазис (флористическая губка, флористический пенопласт, пиафлор) - искусственный пористый материал с капиллярными свойствами, хорошо впитывающий и долго удерживающий влагу. В оазис вставляются стебли цветов при изготовлении флористической композиции Основные функции оазиса - надежно держать цветы и удерживать влагу для того, чтобы цветы дольше сохраняли свежесть.
Параллельный букет - флористическая связанная работа из срезанных цветов и зелени. Большая часть растительного материала ставится параллельно. В отличие от других букетов связка (она может быть не одна) играет и декоративную роль.
Параллельный стиль - стиль флористики.
Плотные формы - плотные наполненные формы растений среднего значения. Например, махровый пион.
Портбукетница - несложная техническая конструкция, в которой размещается губка-"оазис", пропитанная водой или специальным раствором. Портбукетница позволяет дольше сохранять цветы свежими, удерживать их в заданном положении. Пластмассовая ручка портбукетницы заменяет цветочные стебли. Чаще всего используется для изготовления букета невесты.
Порядок - определенное расположение элементов как исходный принцип построения.
Пропорции - соотношение размеров и количества. Во флористике существуют одинаковые (равные) и неравные соотношения. Например, 50:50 или 30:50 («золотое сечение» .
Расстановка - определенный принцип, по которому строится порядок.
1. Строгий порядок - симметрия
2. Свободный порядок - ассиметрия
Растения доминирующих форм - доминанты - растения большого значения, например, эремурус.
Растения массовых форм - растения, которые проявляют свои лучшие декоративные формы, будучи собранными не отдельно, а массой, например, мох. Формы малого значения.
Растительный материал - все растения и части растений, например, листья, цветы, стебли.
Ряды - во флористике различают простые и ритмические ряды. Их выполняют следующими друг за другом одинаковыми или неодинаковыми элементами, повторяющимися в определенном ритме.
Свободный порядок - порядок расстановки (ассиметрия).
Свойства материала - характер материала с точки зрения его фактуры и структуры. Например, стекло прозрачно, а керамика непрозрачна.
Связующие цвета - цвета, которые оптически связывают между собой другие цвета, - зеленый и коричневый, а также белый и серый.
Спиральный букет - цветы при сборке такого букета ставятся по спирали вокруг центрального прямостоящего элемента.
Стиль флористики -
2. Вегетативный стиль.
3. Форма-линейный стиль
4. Параллельный стиль
Кроме того, во флористике применяют большое количество их вариантов. Возможна и другая классификация работ (по способу создания).
Композиции с одной точкой роста (радиальные):
а) декоративные,
б) форма-линейные,
в) вегетативные
г) свободные
Композиции с несколькими точками роста (параллельные):
а) декоративные
б) графические
в) вегетативные
г) свободные (или объекты)
Структура поверхности (фактура)
- впечатление, которое производит поверхность растительного или нерастительного материала. Свойства поверхности влияют и на ее цвет. Использую материал одинаковых структур можно добиться в композиции гармонии элементов, а из разных - контраста, напряжения.
Структурный букет - как правило, выполняется в декоративном стиле. Букет собирают так, чтобы на его поверхности получились разные по высоте и размерам площадки в виде пятен, линий и т.д. Главное, что подчеркивается в материале, - это структуры и фактуры поверхностей. Из групп растительных элементов могут создаваться новые фактуры и структуры.
Ступенчатость - пространственное распределение одинаковых форм при разной их постановке по высоте и глубине работы.
Теория флористики - систематизированное представление основных законов и понятий флористики, таких, например, как порядок расстановки, стиль и т.д.
Техника - способы обработки и работы с растительными материалами.
Форма-линейный - стиль флористики. При работе в форма-линейном стиле флористу важно добиться сильного напряжения комбинаций форм и линий, а количество используемого материала надо свести к минимуму. В форма-линейной композиции формой могут быть не только шар, куб и другие геометрические тела, но и плоскость листа. Для форма-линейного стиля характерна ассиметричная расстановка, но в некоторых случаях допустима и симметрия. При создании композиции особое внимание стоит обратить на внешний вид растений, их особенности.
Формация - большое количество одинаковых частей, собранных вместе, например, 50 лиатрисов, поставленных параллельно.
Форм-работа - одна из подформ декоративного стиля. Обычно это традиционные работы - венок. Гирлянда, букет бидермейер.
Фриз - плоская работа в форме полосы или ленты, обычно с вертикальным орнаментом или каким-либо фигурным рисунком. Фриз применяют для деления или украшения стены.
Цвет - свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.
Цвета 1-го порядка - первичные, или основные, цвета. Желтый - красный - синий. Это чистые, несмешанные цвета.
Цвета 2-го порядка - вторичные цвета. Смешанные цвета, полученные смешиванием равных частей (по 50%) двух основных цветов. Оранжевый - фиолетовый - зеленый. Например, 50% желтого и 50% красного дают оранжевый цвет.
Цвета 3-го порядка - смешанные цвета, полученные смешиванием равных частей (по 50%) основного цвета и цвета 2-го порядка. Например, 50% желтого и 50% оранжевого дают желто-оранжевый цвет. Так же получают и другие цвета 3-го порядка: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.
Цветовая гармония - цветовую гармонию создают разные цвета, близко или далеко отстоящие друг от друга в центровом круге и взятые в определенных количественных соотношениях.
Цветоведение - систематизированное представление о цвете. Например. Цветовой круг, цветовая звезда, гармония цвета.
Цветовая звезда - звезда, построенная на основе цветового круга и созданная при смешении его цветов с цветами ахроматического ряда - белыми и черными, то есть при осветлении и затемнении цвета.
Цветовой контраст - различные цвета или различные отенки одного цвета, противопоставленные друг другу.
Цветовой круг
- систематизированное представление цветов в форме круга. Исходными являются три основных или четыре главных цвета.
Центробежная сила - если тело венка слишком тонкое, то в венке появляется движение наружу, из круга.
Эскиз - предварительное изображение, набросок
Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений в композиции. При этом флорист, работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений.
Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка. При такой расстановке роль доминанты играет самая большая группа. Равновесие же в композиции достигается с помощью несколько меньшей, противоположной группы, которую ставят в отдалении, а ближе к главной группе располагают маленькую, соседнюю группу. Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения : цветы и растения должны выглядеть натурально, как они растут в природных условиях. Вегетативную композицию можно построить различными способами.
Декоративный стиль это букеты в вазах - корзинках из большого количества цветов, укрепленных на .
В декоративном стиле главное не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. На практике флористы чаще выполняют работы именно в декоративном стиле. Главная особенность декоративного стиля это плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу.
Форма-линейный стиль - внимание больше обращается на линию, форму, контуры. К нему можно отнести современные формы композиций.
При работе в форма-линейном стиле важно добиться сильного напряжения комбинаций форм и линий, а количество используемого материала надо свести к минимуму. Большое количество материала с ярко выраженными линиями в одной работе снижает выразительность каждой линии и всей работы в целом. То же самое происходит и при использовании в одной композиции большого количества форм. Форма-линейная работа теряет свою выразительность и в том случае, если соединить много растительных элементов - цветов, листьев, веток и т.д. Строгая, четкая линия станет более экспрессивной, если ей противопоставить извилистую, неспокойную линию. Шар - выразительное геометрическое тело, которое выглядит очень статично. А вот линия всегда динамична, и поэтому ее можно противопоставить шару.
В природе часто можно встретить примеры композиций параллельного стиля , и многие флористы давно создают работы по их образцу. Во флористике стиль считают параллельным, если большинство или расположено параллельно друг другу.
Работы в параллельном стиле могут быть . Каждый элемент при этом имеет свою собственную точку роста, и, так же как и в других стилях, здесь необходимо строго соблюдать пропорции, цвет, форму и т.д. Параллельные части композиции могут быть вертикальными, диагональными или горизонтальными. Вариантами параллельного стиля могут быть параллельно-вегетативный, параллельно-декоративный и параллельно-графический. Все основные правила создания композиций справедливы и для этих трех вариантов.
Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений в композиции. При этом флорист, работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений.
Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка. При такой расстановке роль доминанты играет самая большая группа. Равновесие же в композиции достигается с помощью несколько меньшей, противоположной группы, которую ставят в отдалении, а ближе к главной группе располагают маленькую, соседнюю группу. Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения : цветы и растения должны выглядеть натурально, как они растут в природных условиях. Вегетативную композицию можно построить различными способами.
Наиболее известна форма с одной точкой роста , когда материал расставляют так, что все линии композиции зрительно и фактически собираются в одной точке. Эта точка находится в вазе, где расположены растения. Видимые и направления движения растений не должны пересекаться в свободном пространстве. При этом пересечения небольших линий допускаются. Эта классическая форма вегетативного стиля еще называется вегетативной с действительной точкой роста.
Обычно флористы выполняют асимметричную расстановку из трех групп: главной, противоположной и соседней. При этом точка роста этих трех разных по величине групп ни в коем случае не должна находиться в центре вазы. Ее следует переместить вбок, а также вперед или назад от геометрического центра.
В другой форме вегетативной композиции растения зрительно как бы расходятся из одной точки роста, которая расположена не в , а под ним. При этом, как правило, точка создается пересечением трех или большего количества базисных групп. В остальном же здесь следует придерживаться правил создания вегетативной формы с действительной точкой роста. Флористы, освоившие построение этих форм, могут дать волю своей
Основные положения
В этом стиле главное для флориста - не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. На практике флористы чаще выполняют работы именно в декоративном стиле.
Главная особенность декоративного стиля - плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу.
Декоративные работы, как правило, симметричны, но они могут быть и асимметричными, как, например, структурные букеты или эта, обвитая лентами, пучками трави ветками композиция.
При создании декоративной работы флорист должен знать, что результат его творчества прежде всего зависит от формы и цвета выбранных растений. Обычно
симметричная декоративная работа выглядит четкой, строгой. Это впечатление усиливается сочетанием, например, желтого с белым или синего с белым и ослабляется в пестрой работе или в мягких тонах.
Если декоративная аранжировка симметрична, то материал должен быть расставлен как зеркальное отображение относительно геометрической середины (оси). Желтые розы, стоящие справа, должны повторяться и слева. Эта одинаковость соблюдается в форме, цвете и движении растений, но в деталях композиция может быть асимметричной*.
* Речь идет о внешней симметрии, то есть о симметрии формы, при этом асимметрия внутри формы создает движение.
Любая декоративная симметричная композиция долж-
на иметь по меньшей мере одну ось симметрии. В
большинстве таких работ соблюдается и ступенча-
тость. Однако для бидермейера и структурных работ она не характерна.
В декоративном стиле особенно выразительно смот-
рятся цветы симметричной формы - такие, как круп-
ноцветная хризантема, пион, гортензия, тагетес. Мень-
ше подходят стрелиция, фрезия, ирис и другие цветы с несимметричным рисунком.
Простойбукетвстилебидермейер
Декоративный букет с большим количеством плотных цветочных форм, однако многие цветы и травы не потеряли своей выразительности. В деталях букет несимметричен
Букет
Декоративные букеты могут быть разными - от длин- |
Для таких букетов характерно плотное заполнение, и, |
ностебельного куполообразного до ступенчатого, |
несмотря на незамкнутый, рыхлый контур одних и замк- |
включая все промежуточные формы. |
нутый других, все они выглядят декоративно. |
Кроме того, флористы выполняют и короткостебель- |
В современных декоративных работах растения чаще |
ные букеты - от букета бидермейер до современного |
располагают асимметрично, в первую очередь это ка- |
структурного или пестрого круглого. |
сается деталей букета (см. рисунки ниже). |
И конечно, очень интересны длинные ниспадающие |
|
букеты, истоки создания которых следует искать в |
|
югендстиле (стиле модерн). |
Варианты декоративных букетов
Часто букеты, собранные параллельно, выглядят настолько нарядно, что их скорее можно отнести к деко-
ративному стилю.
Очень популярны букеты с разного рода обвиваниями поверхности растений. При работе с материалом (цве-
тами, листьями и т.д.) для параллельных букетов в де-
коративном стиле флорист должен учитывать индивидуальность и линию движения растений, чтобы они не
противоречили правилам этого стиля.
Декоративный букет (3 части высота и 5 частей ширина)