Какое нужно оборудование для типографии. Как развивался наш семейный бизнес - от рекламного агентства к типографии

» касаются стартапов, совсем мелких предприятий, открытых почти без первоначального капитала. Многие из них терпят крах - оно и понятно, по статистике, большая часть любых новых предприятий закрывается в первые три года работы. Но есть и другие истории, истории успеха. Сегодня IQ Review предлагает вашему вниманию историю семейного бизнеса, который развивается уже более 20 лет и теперь может полноправно называться уже не малым, а средним бизнесом.

Как развивался наш семейный бизнес - от рекламного агентства к типографии

Меня зовут Максим, мне 26 лет, родом из города Симферополя. На момент открытия семейного дела мне было всего 5 лет. История нашего бизнеса начинается в 1995 году, когда Крым не то что не развивался, а был в откровенном упадке, зарплаты обычного служащего не хватало, и возникла идея попытаться организовать свое дело. На тот момент типографий в нашем городе почти не было, следовательно, этот вариант и стали рассматривать.

Типография как бизнес

Сегодня открытие типографии подразумевает наличие бизнес-плана. Тогда подробных бизнес-планов ни у кого не было, решили придумывать все, грубо говоря, на ходу. Первоначально, с помощью друзей, арендовали помещение под обычное рекламное агентство, которое занималось сбором заказов на полиграфическую продукцию (рекламные листовки, буклеты, открытки, плакаты). После этого мой отец ехал на микроавтобусе в Венгрию, к друзьям, у которых на тот момент была небольшая типография с небольшой офсетной печатной машиной. Заказы печатались за рубежом, после чего проделывали такой же путь назад, до Симферополя.

Через несколько лет появились средства на то, чтобы взять в аренду небольшой цех, в который была завезена первая наша офсетная машина Romayor . Это были 1997-98 годы. Работать стало значительно легче, так как избавились от еженедельных поездок в Венгрию. Постепенно развивалось и рекламное агентство — от простого приема заказов перешли к разработке дизайн-макетов и фирменных стилей, приобрели режущий плоттер. Не обходилось и без давления со стороны так называемых «бандитов», которые угрожали, но, к нашей радости, все обходилось хорошо.

Какое оборудование нужно для типографии

Второй значимой проблемой было то, что расходные материалы достать было крайне тяжело, пришлось опять находить все через знакомых в Европе. Поставщики красок, различных видов бумаги появились несколько позже того момента, когда мы начали свою деятельность. Третья проблема – отсутствие специалистов, которые могут работать на нашем оборудовании, а также ремонтировать его. Если хорошего печатника мы найти смогли, то опытных наладчиков и ремонтников приходилось приглашать либо из Харькова, либо из Москвы.

Пик развития нашего бизнеса пришелся на 1998-2005 годы, были приобретены помещения под офисы, которые, к слову, для обеспечения максимально комфортного общения с заказчиками, находились в центре города. Купили также новые печатные машины Dominant и Heidelberg . Остро стал вопрос о том, что, кроме непосредственной печати, клиенты нуждаются и в послепечатной обработке продукции.

Послепечатная обработка подразумевает фальцовку буклетов, склейку книг и каталогов, сборку календарей, журналов, в общем, мы вели заказы полностью, от пожелания клиента до полного его доведения до продаваемого вида.

Развитие этого сектора бизнеса позволило стать нашей типографии одним из ведущих предприятий города. Штат сотрудников на тот момент насчитывал 15 человек, включая сотрудников офиса и типографии, печатники работали в 2 смены.

После кризиса 2009 года дела пошли на спад, количество сотрудников уменьшилось вдвое, однако на производстве это сказалось не настолько сильно, насколько могло показаться сразу. Старые печатные машины были заменены на одну новую. Стали брать не количеством, а качеством. Стоит отметить, что к этому времени конкурентов стало значительно больше, к тому же, по техническому оснащению нам они не уступали.

Немного встав на ноги после кризиса, приобрели резак Polar и сборщик перекидных календарей Horizon . Денег на новое оборудование не хватало, пришлось довольствоваться б/у. Сотрудников, из-за отсутствия больших денег, тоже было не много, приходилось работать целыми семьями, считай, за еду.

При таком раскладе пришлось раскошелиться на дополнительную рекламу, которая впоследствии начала приносить свои плоды. Расчет был на крупных сетевиков , которые бы могли обеспечить постоянный поток заказов. Ими оказались несколько крупных магазинов бытовой техники, которые остаются нашими клиентами и по сей день. Также не прошло даром сотрудничество с крупным винзаводом. Большие объемы заказов привели к тому, что поступило предложение открыть на территории этого завода дополнительную типографию, помещение под которую предоставлялось самим заводом. Была куплена еще одна печатная машина Rapida и оборудован цех под производство этикеток, стикеров и коробок под винно-водочную продукцию.

Все эти преобразования существенно сказались на прибыли, что дало возможность задуматься о дальнейшем развитии. Обратив внимание на спрос и потребности жителей полуострова, мы приняли решение об открытии небольшого центра оперативной полиграфии, который бы смог оказывать услуги по изготовлению визиток, бланков, небольших тиражей листовок, так сказать, не отходя от кассы. Человек пришел, заказал, через час забрал. Но это при условии, что тиражи небольшие, большие тиражи печатать на цифровом оборудовании нерентабельно.

Такое развитие событий помогло разгрузить основные типографии от мелкой работы, и дало возможность не отказываться от мелкой прибыли, а просто выделить ей отдельную нишу. Бизнес-модель типографии должна быть продуманной. Для этого центра был куплен новый ризограф фирмы Riso.

Ризограф - это устройство, позволяющее делать большое количество бланков (преимущественно черно-белых) по приемлемой цене. Также копирование на ризографе используется для имитации объявлений, написанных от руки.

Еще купили цветной двусторонний копир Gestetner , способный печатать как мелкие форматы, так и плакаты формата А3. Тем, кто хотел печатать плакаты тиражами в 1000 штук и более, рентабельнее было подождать пару дней, пока мы их напечатаем на офсетной машине, но если человеку надо было 10, 20, 30 штук, то цветной копир был идеальным решением этих вопросов. Позже в этот центр был докуплен маленький б/у резак и ламинатор . Грубо говоря, обычный копи-центр превратился в маленькую типографию, живущую своей жизнью и способную не только обеспечить себя без участия основных офсетных цехов, но и приносить прибыль.

Плюсы и минусы ведения печатного бизнеса

В ближайшем будущем планируем выйти на производителей медикаментов, для того чтобы печатать упаковки для лекарств. Тиражи как правило, требуются, большие, прибыль, соответственно, тоже. На данный момент бизнес процветает, мы довольны, сотрудники тоже. Хотелось бы немного рассказать о плюсах и минусах всего этого.

Главная проблема, пожалуй, заключается в нехватке времени на самого себя и близких. Если это твой бизнес, то ты в нем — с головой, не получится уходить в 6 с работы, отдыхать в субботу и воскресенье. За всем приходится следить, потому что пословица «хочешь сделать хорошо – сделай сам» для бизнеса подходит как нельзя лучше. Важно помнить, что всем заказчикам не угодишь, одному печать слишком темная, другому – слишком светлая, бумага не такая глянцевая, как ему хотелось бы.

Вопрос цены тоже поднимается очень часто. Некоторые клиенты почему-то думают, что 50000 листовок с двусторонней печатью должны стоить 10000 рублей, и удивляются, когда слышат цену в 90000. Тут важно объяснить, почему все так, а не иначе. Очень часто приходится «прогибаться» и делать то, что не хочется вообще, всех выслушивать, но мы ведь работаем ради денег, а не только ради удовольствия.

Нередко бывает так, что месяц назад клиент заказал что-либо за 10000 рублей, а в этом месяце мы выставляем счет на 12000. Человеку, не знающему всех деталей нашей работы, тяжело втолковать, что меняется курс валют, следовательно, дорожает бумага, дорожает краска, дорожают другие расходные материалы, и чаще всего такие тонкости приходится объяснять не менеджеру, а непосредственно директору, так как клиент не верит, думает, что мы его обманываем.

Очень много времени занимает волокита с получением разрешения на работу, сертификата о ликвидации отходов, бумаги по условиям труда и технике безопасности. Кроме того, на производстве обязательно наличие аттестованного электрика с различными уровнями допусков, сотрудника, который будет вести журнал по технике безопасности и организации труда.

Сейчас же мы столкнулись с проблемой блокады Крыма, очень тяжело что-либо привезти и достать, будь то краски, бумага, техническое оснащение. Если раньше мы могли назначать сроки, зная, что все поступит именно тогда, когда мы хотим, то сейчас остается уповать на то, что на переправе ничего не случится, что груз пропустят, и что нам привезут именно то, что заказывали. Но никто не унывает, мы продолжаем работать и развиваться, с оптимизмом смотрим в будущее!

Бизнес-план на открытие типографии: расходы, наценка, прибыль

Что касается расходов на содержание бизнеса, то можно назвать лишь средние цифры, учитывая колебание курса валют и то, что мы работали в гривневой зоне до прошлого года. На зарплату троим печатникам уходит по 20000 рублей, сотрудники офиса и копи-центра получают по 10-12 тысяч - их 8 человек, и по 12 тысяч — работникам типографии, занимающимся послепечатной обработкой. На два цеха по 4 человека. Итого, в месяц около 250 тысяч рублей на зарплату.

Налоги нас тоже не радуют, если взять все налоги (и страховые платежи), которые платятся за сотрудника, то примерно 50% с каждой зарплаты необходимо заплатить государству. Естественно, мы их не вычитаем из зарплаты, а платим сами. Платежи за коммунальные услуги составляют около 80000 рублей в месяц, в основном это, конечно, затраты на электроэнергию.

Теперь расходники . Что касается бумаги, цена любой продукции учитывает стоимость бумаги, мы стараемся всегда эту стоимость чуть-чуть усреднить, чтобы было легче при подсчетах, и берем условные 100 рублей за килограмм бумаги, если это картон, то чуть дороже, допустим, 120 рублей за килограмм. В неделю у нас выходит примерно 8 паллет бумаги и 2 паллеты картона, бумага легче, картон тяжелее. Вес паллеты бумаги — около 600-700 килограммов (зависит от плотности), картон чуть более 900 килограммов (тоже зависит от плотности). Итого, расходы на бумагу в неделю обходятся приблизительно в 500 тысяч рублей, а на картон уходит 200-220 тысяч, но опять же, цифры усреднены, иногда уходит больше, иногда меньше, все зависит от объемов заказов.

Теперь о краске. Для полноцветной печати используем 4 краски - черную, желтую, магенту (розовая) и циан (голубая). Одна банка краски стоит 1800 рублей, вне зависимости от цвета. В неделю уходит 4 комплекта красок, получаем, округляя, 30 000 рублей. Помимо этого каждый месяц необходимо около 100 тысяч оставлять на доставку бумаги/красок, заправку картриджей для копи-центра, а также на устранение возможных поломок и сервисное обслуживание.

Естественно, при подсчете заказов все это учитывается и входит в стоимость, для получения прибыли накидываем сверху примерно 15-25% — зависит от того, кто заказывает — постоянным клиентам, конечно же, делаем скидки. Среднемесячная чистая прибыль колеблется от 600 до 900 тысяч рублей. Если бы вы захотели сегодня купить такой бизнес, как наша типография, его оценочная стоимость была бы порядка миллиона долларов. Но найти для покупки стабильно работающее прибыльное типографское предприятие очень сложно.

Александр Капцов

Время на чтение: 13 минут

А А

Прибыльность полиграфической деятельности не вызывает сомнений у знатоков типографского дела. Однако доходность типографии зависима от многих нюансов. Вот почему новичкам важно понимать все тонкости открытия и раскрутки полиграфии с нуля. Приступая к организации данного бизнеса необходимо правильно подобрать персонал, выбрать оптимальное помещение, купить советующее оборудование и, конечно же, составить бизнес-план.

Полиграфический бизнес и особенности организации

Не так давно открытием полиграфических точек занимались все, кто располагал необходимой суммой денег – банковские структуры, различные фонды и прочие обладатели свободных средств. В последствии эти типографии были закрыты по одной простой причине – их деятельностью руководили непрофессионалы.

Наличие стартового капитала не обеспечивает успешную работу полиграфической фирмы, необходимо быть специалистом в данной области:

  • Разбираться в специфике оборудования. Понимать возможности принтеров, ризографов или офсетных машин.
  • Знать сколько человек достаточно для работы и прочее.

Четко выбранное направление деятельности определяет выбор оборудования, размер помещения, расположение офиса, количество персонала и так далее. Безусловно, найти и нанять грамотного специалиста несложно, особенно в крупных городах. Однако владелец фирмы просто не может позволить себе быть профаном в деле, если рассчитывает на получение прибыли. Знания о всех нюансах позволяют контролировать рабочий процесс и эффективно развивать бизнес-деятельность.

Перед открытием типографии прежде всего необходимо разобраться с уровнем прибыльности. Здесь помогает анализ преимуществ и недостатков данного сегмента.

К явным плюсам относят:

  1. Возможность начать деятельность даже в собственной квартире имея всего несколько устройств для печати и копирования.
  2. Повышенный спрос на полиграфические услуги в определенных городских районах. Их не сложно вычислить. Основной признак – наличие учебных заведений либо организаций, работающих с документацией.
  3. На рынке печатная техника представлена в большом ассортименте и по весьма приемлемой цене, то есть у предпринимателя всегда есть выбор в этом аспекте.
  4. Бизнесмен вполне может параллельно заниматься реализацией других бизнес-проектов.

Минусы полиграфической деятельности:

  1. Большое число фирм-конкурентов.
  2. Зачастую длительный срок окупаемости – до трех лет.
  3. Вложения на старте трудно назвать минимальными.

Перечисленные выше минусы легко ликвидируются умелыми действиями бизнесмена. Высокую рентабельность обеспечивает правильный подход еще на этапе организации типографии. Например, можно заранее найти несколько заказчиков из числа тех, кто испытывает постоянную потребность в печатной продукции. То есть заручиться предварительными договоренностями с клиентами, тогда меньше времени уйдет на раскачку.

Внимание . Типографский бизнес держится на постоянных заказчиках.

Какие документы необходимы для регистрации полиграфии?

Легальная деятельность полиграфии обеспечивается следующими действиями:

  • . Второе предпочтительней, если постоянные клиенты будут иметь статус юрлица.
  • Получением лицензии на печать бланков строгой отчетности, если печать подобной продукции присутствует в плане бизнесмена.
  • Регистрацией в налоговых органах. Допустимо выбрать упрощенный вариант налогообложения.
  • Постановкой на учет в социальном фонде и пенсионной службе.
  • Открытием счета в банковском учреждении.
  • Договором на аренду помещения под типографию.

Естественно, каждое вышеупомянутое действие, подтверждается соответствующим документом.

Где открыть полиграфический бизнес: выбор помещения для полиграфии

Для определения места расположения типографии необходимо ответить на вопрос: к какой категории относятся ее клиенты?

Вот несколько вариантов:

  1. Охватить поток потенциальных заказчиков в лице студентов или различных фирм позволяет офис в студенческом городке либо бизнес-центре. Такая точка, как правило, выполняет заказы на рекламную полиграфию, учебную литературу, различные бланки, делает брошюровку, переплетные работы и так далее.
  2. Работа с «серьезной» клиентурой предполагает посещение офисов заказчиков – выездное обслуживание. Поэтому месторасположение типографии особого значения не имеет. Значит на аренде офиса можно существенно сэкономить, а площади под печатный цех арендовать в промышленной зоне.
  3. Небольшие помещения в торговых центрах часто снимаются в качестве дополнительных пунктов приема заказов и для выполнения мелких услуг по копированию, ламинированию и так далее.

Небольшая типография вполне разместится на 30-40 «квадратах». В ней необходимо учесть комнату, в которой принимаются заказы, склад для «расходников» (готовой продукции) и производственное помещение, оборудованное хорошей вентиляцией и звукоизоляцией (если это жилой фонд).

Как оформить полиграфию эффектно: интересные варианты дизайна интерьера

Не стоит забывать о том, что клиент приходит в типографию за вполне конкретной услугой. Его привлекает рекламное объявление либо наружная вывеска. Поэтому удивлять дизайном интерьера нет особой необходимости.

Нужно лишь подумать над грамотным оформлением комнаты, где принимаются заказы:

  • Спокойная цветовая гамма интерьера.
  • Удобная мебель и хорошее освещение.
  • Несколько интересных фото или картин могут украсить свободное пространство на стенах.
  • Обязателен стенд с образцами работ и перечнем оказываемых услуг.
  • Исключить звучание громкой музыки.

Основная задача в этом случае обеспечить заказчику максимум комфорта для ознакомления с макетом, выбора материалов и оформления заказа.

Какое оборудование необходимо для работы полиграфии?

Затратам на оборудование типографии отводится существенная доля стартового капитала. Сэкономить на начальном этапе можно купив б/у технику или арендуя ее. Главное – реальная оценка возможностей полиграфической фирмы, позволяющая исключить лишние приобретения, ненужные траты.

В начале деятельности достаточно располагать:

  1. Компьютером, оснащенным специальными программами.
  2. Профессиональными принтерами, включая полноцветные.
  3. Копировальным аппаратом.
  4. Ризографом. В дальнейшем докупается офсетная машина.
  5. Ламинирующей машиной.
  6. Бумагорезательным станком.
  7. Полиграфическим степлером.

При выборе оборудования руководствуются следующими критериями:

  • Качеством и скоростью печати . Это позволит привлечь клиентов безупречным и оперативным исполнением заказа.
  • Разнообразием цветовой гаммы , что дает возможность печатать черно-белую и цветную продукцию.
  • Ценой . Лучше заплатить больше за добротный агрегат, нежели приобрести дешевый, требующий постоянных затрат на наладку или ремонт.

Не следует забывать о мебели. Она необходима для производительной работы сотрудников, комфорта клиентов и на складском помещении (полки, стеллажи и прочее). Излишне упоминать о достаточном количестве «расходников»: бумаге, картриджах, красках, ножах, пленке, скрепляющей фурнитуре. Кстати, поставщиков расходного материала следует искать заранее.

Подбор персонала: какие программы должен знать работник полиграфии?

Количество сотрудников типографии во многом зависит от загруженности фирмы и объема услуг. В идеале 1-2 человека на каждый этап технологического процесса: макет, редактура, печать, порезка, брошюровка, упаковка, доставка.

Ключевыми фигурами в штате являются:

  1. Печатники , имеющие специальное образование, разбирающиеся во всех тонкостях печатного производства, умеющие наладить оборудование. Зачастую настоящий мастер экономит владельцу полиграфии немало средств самостоятельно ремонтируя и налаживая станок.
  2. Специалисты по продажам , обеспечивающие загруженность производства. Они должны хорошо разбираться в специфике печатного дела, обладать опытом по привлечению клиентов, включая холодные продажи.
  3. Дизайнеры-верстальщики . Это непосредственные создатели макетов – компоновщики текстов, иллюстраций и других элементов. От них требуется навык работы в специальных программах: Adobe InDesign, QuarkXPress и Adobe PageMaker, Photoshop, Illustrator, CorelDraw. Немаловажный фактор – скорость выполнения макетов. Как правило, заказчики ограничивают время на его создание жесткими рамками.

Дополнительный персонал, занимающийся корректурой, послепечатной обработкой продукции, доставкой также важен. Однако в целях экономии подыскивают сотрудников, способных выполнять несколько функций (по мере надобности).

Как раскрутить полиграфический бизнес с нуля: реклама и маркетинг полиграфии

Раскрутка полиграфической деятельности с нулевой отметки невозможна без вложений в рекламу. Необходима заявка о существовании новой типографии.

Информацию до сведения потенциальных заказчиков можно донести посредством следующих маркетинговых инструментов:

  • Раздачи визиток, буклетов, листовок, содержащих перечень услуг.
  • Создания собственного Интернет ресурса – сайта.
  • Размещения рекламных объявлений в СМИ и на площадках Интернета.
  • Обзвон возможных «крупных» заказчиков с предложением выгодных условий.

Хороши все доступные платные и бесплатные способы. Наработке постоянной клиентской базы способствуют заказы, выполненные качественно и в оговоренные сроки.

Готовый бизнес-план полиграфии в помощь: расчет затрат и рентабельности

Рассмотрим план бизнеса для небольшой типографии, печатающей цветную и монохромную полиграфию, выполняющей ламинирование, переплетные работы, сканирование и прочие полиграфические услуги. Иными словами, фирма занимается печатью бланков, формуляров, листовок, бюллетеней, копий документов, брошюр и визиток. Дополнительный заработок приносит разработка фирменных логотипов, макетов блокнотов, бланков и прочей деловой документации. Услуги предоставляются физическим и юридическим лицам.

Стартовые расходы:

Величина годовых затрат:

Примечание . Важно учитывать специфику бизнеса, предполагающую:

  • «Тихий сезон» летом , хотя ежемесячные расходы на аренду и зарплату при этом не отменяются.
  • «Горячую пору» в новогодний период , когда потребуется больше расходных материалов.

К услугам небольших типографий обращаются частники - владельцы небольших печатных точек; государственные организации - для внутреннего документооборота (налоговики, почтовики и т.д.); учебные организации - для размножения методических материалов; банки, торговые фирмы (прайсы); предприятия общепита и производители (ценники, этикетки, меню, копии сертификатов); крупные заводы, рекламные и PR—агентства (анкеты, рекламные листовки, флаеры) и т.д.

Обычно небольшая типография предполагает наличие оборудования, способного в короткие сроки выполнять не очень крупные полиграфические заказы. Одним станком, однако, обойтись не удастся. Вторая составляющая - так называемые “вспомогательные“ машины, которые позволяют совершать ряд действий с уже отпечатанной продукцией. Именно совокупность двух этих видов оборудования можно считать мини-типографией. На московском рынке печатных услуг четко разделяются как типографии, так и клиенты: мелкие заказы выполняются в мини-типографиях, средние - в средних, а крупные, соответственно, - в крупных. Здесь главное - обозначить ту нишу, в которой вы собираетесь работать, начиная типографский бизнес. Если у вас уже есть потенциальные заказчики, вам необходимо закупить такое оборудование, которое будет задействовано максимально. При покупке слишком мощного оборудования, придется искать дополнительных клиентов, чтобы загрузить машины “по полной“.

Ризограф и офсет

Оснащение небольших типографий делится по нескольким критериям. Одни предприниматели покупают ризографы, другие - цветные копиры, третьи - машины для офсетной печати. Ризограф - это, прежде, всего черно-белая печать. Есть и цветные ризографы, позволяющие, например, напечатать черно-белую листовку с красным флажком. На таких аппаратах обычно делается деловая документация, инструкции для бытовой техники и т.д. Визитки на ризографе не напечатаешь - для этого нужна офсетная машина, которая позволяет печатать сложные цвета и совмещать их. Если говорить об офсетной печати, то дополнительными здесь будут: машина для резания, оборудование для производства печатных форм (копировальная рама и процессор для проявки пластин), аппарат для скрепления, машина для сгиба и т.д.

Хороший ризограф стоит около 10 тысяч долларов, хотя цена сильно колеблется в зависимости от комплектации. Цена цветного копира - от 10 до 50 тысяч долларов. За 10-15 тысяч долларов также можно купить и подержанную одно- или двухкрасочную офсетную машину. На ней можно будет делать и визитки, и другие простые работы. Мини-типографию, состоящую из одной машины офсетной печати, если знать рынок б/у оборудования, можно “построить“ и за 10-15 тысяч долларов. Но можно вложить и 150-200 тысяч - тут все зависит от объема стартового капитала.

Рассказывает директор московской типографии “Елена“ Сергей Немцов: “Мы изначально были рекламным агентством, размещали заказы по типографиям. Затем купили маленькие резачки, другие аппараты офисного плана. То есть конечной отделкой полиграфии стали заниматься сами. Поднабравшись опыта, мы решили приобрести офсетную машину. Изначально наш ориентир был направлен именно на офсетную печать. С учетом вложений - это, конечно, дорогостоящая аппаратура. Но существуют многочисленные системы лизинга и кредитования, которые облегчают возможное начало бизнеса. Хотя сейчас я искал бы именно б/у технику, но в хорошем состоянии. Это, как и в случае с годовалой машиной, - она ведь уже полностью готова к эксплуатации, ее не нужно доводить “до ума“. Цены на б/у аппаратуру - от 15 тысяч долларов, новую - от 200 тысяч долларов. Разброс цен на московском рынке полиграфического оборудования очень большой - все зависит от технических характеристик“.

Горячее дыхание конкурентов

Ризограф дешевле и, как следствие, более доступен, но нужно отдавать себе отчет в том, что такое оборудование под силу не только вам, но и вашим конкурентам. Чем меньше его стоимость, тем ближе будет чувствоваться их дыхание. Чтобы строить бизнес, надо реально представлять себе, кому будет оказываться услуга, в чем будут состоять ваши преимущества, и т.д. “Можно, допустим, играть на скорости, - говорит директор РА “Солист“ Александр Ер, открывший типографию при своем рекламном агентстве около четырех лет назад. - Например, делать все заказы в кратчайшие сроки. Сотрудники при этом должны быть готовы оставаться на ночь. Таким образом, охватывается аудитория “горячих“ клиентов. Можно предлагать варианты технологий печати, советовать, что подходит заказчику, а что нет, ориентироваться именно на высокое качество услуг, учитывая, разумеется, и остальные факторы“.

Все мини-типографии объединяет сходный принцип действия, основанный на трафаретной печати. Первыми на российском рынке появились аппараты фирмы Riso, пионера этой области полиграфии, получившие название “ризографы“, а фирма Duplo, позже вышедшая на этот рынок, предпочитает называть свои аппараты дупликаторами. Ныне на рынке представлены три основных производителя - Riso, Duplo и Ricoh (все - японские). Аппараты Ricoh производятся также в Европе и России под марками Rex-Rotary, Nashuatec, MB, Gestetner. На московском рынке сейчас, в основном, востребованы аппараты начального уровня формата A4 и системы формата A3. Сказать точно, какая фирма-производитель лучше, трудно. Все аппараты устроены примерно одинаково. Разумеется, речь о престиже здесь не идет: мини-типографию уместнее сравнивать с грузовиком, а уж на каком грузовике возить доски - это неважно.

Наиболее популярной является печать с отсканированных бумажных оригиналов. Однако все большее число потребителей обращают внимание на такие детали, как наличие компьютерного интерфейса (RIP) для подключения мини-типографии к ПК и печати электронных документов (блок идет в поставке или покупается отдельно) или сетевой карты - для использования мини-типографии в качестве устройства сетевой печати.

Ломовые лошадки

Именно ризографы можно назвать ломовыми лошадками на рынке офисной техники. Они предназначены для быстрой (до 120-130 стр/мин.) и экономичной печати на бумаге формата А6-А3. При тиражах в диапазоне 50-5 000 копий они успешно конкурируют по себестоимости оттиска с копирами и малоформатными офсетными машинами. Стоимость копии в этом случае резко снижается при увеличении тиража. Важными преимуществами мини-типографий является большой ресурс работы машин (до 9 миллионов копий), малое энергопотребление (до 400 Вт) и экологическая чистота (расходники часто нетоксичны). В отличие от офсетной печати, при работе с мини-типографией не требуется никаких затрат на подготовку печатного процесса. Даже если вы приобретаете бывшее в употреблении оборудование, которое у прежнего хозяина работало без всякого сервисного обслуживания, “внутренности“ аппарата могут быть в полной целости и сохранности.

А вот большим плюсом копировальных машин последнего поколения является их способность работать практически на любой бумаге - от недорогой тонкой (46 г/м?) до картона (240 г/м?). Специалисты настоятельно советуют приобретать устройства формата А3, даже если вы планируете печатать только копии формата А4. Дело в том, что на аппарате формата А3 за один проход вы сможете напечатать сразу две копии формата А4. Это продлевает срок службы аппарата, снижает себестоимость и значительно ускоряет процесс печати. А для “разделки“ готовых копий можно приобрести специальный резак, способный резать пачки бумаги толщиной 500 листов.

Именно в самом начале организации бизнеса необходимо решить важную проблему - какое оборудование покупать. Здесь можно пойти двумя путями. Первый - приобрести б/у машины, “пробег“ которых позволяет с некоторыми издержками производить качественную полиграфию, способную удовлетворить запросы не слишком взыскательных клиентов. Второй путь - закупка абсолютно нового оборудования. Некоторые эксперты утверждают, что начинать с новой машины правильнее. Особенно это важно, если у вас в штате нет высококлассного специалиста по оборудованию, который в короткие сроки сможет найти причину возможных неполадок и устранить их. По опыту многих владельцев типографий, бывшее в эксплуатации оборудование часто дает сбои и нуждается в пристальном контроле.

Кроме машин

Если говорить о других необходимых требованиях бизнеса, то, в первую очередь, это помещение. Как бы ни была мала типография, она требует наличия склада (как для исходников, так и для готовой продукции). Вообще же, мини-типография занимает мало площади - можно начать с 40 кв. м. Однако известны случаи, когда мини-типография располагалась и на 20 кв. м. - буквально в отгороженном углу офисного помещения. При таких обстоятельствах вполне возможно объединить в одном месте и производство, и офис. При их разделении, конечно же, потеряется мобильность и потребуется налаживать логистику процесса.

Период, за который может окупиться оборудование, назвать сложно. Порог рентабельности в этом случае зависит от очень многих причин. “Могу сказать одно, - говорит Александр Ер, - если вы начнете бизнес с производства полиграфической продукции на офсетном оборудовании, вам понадобится около года только на то, чтобы привести работу типографии к более-менее скоординированному взаимоотношению заказов клиентов и ваших мощностей. Непосредственно сроки окупаемости оборудования также зависят и от наличия клиентской базы, и от местоположения производства, и от многого другого. Если говорить о возвращении “своих“ - то можно назвать срок в три года. В первый год, конечно, вам уже не надо вкладывать инвестиции, но и баланс будет фактически равен нулю. Пока вы не приведете в должную форму технические параметры своего оборудования, пока не будут сформированы заказы, о постоянном серьезном доходе можно забыть“. Такого же мнения придерживаются многие владельцы типографий. Для этого бизнеса вполне применима знаменитая пословица: “Первый год ты кормишь бизнес, второй - бизнес кормит себя сам, третий - бизнес кормит тебя“.

Но при грамотно построенном продвижении услуг достичь удается многого. Известны примеры людей, которые, даже не являясь специалистами в вопросах полиграфии, но имея предпринимательскую жилку, добивались в этом направлении больших успехов.

“Если брать новое офсетное оборудование - то окупится типография не раньше, чем через три года. Конечно, при покупке уже проработавшей какое-то время аппаратуры, есть риск, что она сломается. Гарантий никаких нет. И через сколько окупится бывшая в употреблении техника - неизвестно. Но обычно, если берешь “старую“ машину, - через год-полтора ее можно “отбить“, и потом уже пойдет прибыль“, - говорит директор типографии “Елена“ Сергей Немцов.

Результаты труда

Сориентировать читателя по прибыли очень сложно - это зависит от многого, но в среднем мини-типография (офсетный станок + вспомогательное оборудование) реально может приносить доход около 2-5 тысяч долларов в месяц. Рассмотрим простой пример. Цена одного оттиска на копировальном оборудовании составляет 0,5 доллара, а затраты - около 12 центов/оттиск. При почти полной загрузке машины можно получить “грязную“ прибыль в 10 тысяч долларов в месяц. С вычетом затрат на обслуживание, аренду помещения, зарплату сотрудников - получается около 2-3 тысяч долларов чистой прибыли в месяц. Однако надо помнить, что летом для типографий фактически наступает мертвый сезон, а затраты остаются.

Аренда помещения, зарплата сотрудникам, модернизация аппаратуры - все это постоянные статьи расходов. Будущим владельцам мини-типографий стоит уделить особое внимание вопросу приобретения расходных материалов. На рынке достаточно много так называемых “совместимых“ материалов, которые примерно на 30% дешевле оригиналов. Однако все продавцы ризографов в вопросе выбора расходников поразительно единодушны - они настоятельно рекомендуют своим клиентам пользоваться только оригинальными материалами и никакими другими принципиально не торгуют. Последствия применения нефирменных материалов катастрофичны. Например, если на Riso использовать совместимые расходники, то можно смело откладывать 1 000 долларов на новый барабан. Одно дело, если выйдет из строя струйный принтер стоимостью 100 долларов, другое дело - ризограф в тридцать-сорок раз дороже. Бывает и так, что на тубе с краской может быть написано одно, а внутри может находиться совсем другое. В случае с совместимыми материалами есть вероятность попасть на перезаправленную тубу, куда заливают порой обычную типографскую краску. И хотя специалисты обычно отличают “липу“ по запаху и консистенции, обычному пользователю оценить качество краски очень трудно. Чтобы избежать неприятностей, имеет смысл покупать расходники в той же компании, которая осуществляет сервисное обслуживание.

Факторы успеха

Что касается остальных факторов успеха, то здесь на первом месте стоит наличие клиентской базы. Конечно, немаловажны и оперативность выполнения заказов, и местоположение самого производства. Предприятия в промзонах или имеющие сложную пропускную систему могут и отпугнуть клиентов. “Где находится производство, в принципе, все равно, - считает Сергей Немцов. - Главное, чтоб был удобный подъезд к офису - погрузка-отгрузка товара идет постоянно“.

В случае с мини-типографией, в первую очередь, нужно думать о том, чтo она будет делать и для кого. Реклама в данном виде бизнеса - в основном, прямой маркетинг, то есть, менеджер обзванивает потенциальных клиентов. Хотя некоторые предприниматели размещают объявления в газетах и журналах типа “Товары и услуги“. Еще один важный момент: полиграфическая услуга - сложная. Нет четких, с первого взгляда очевидных мерил, позволяющих определить, качественно выполнена работа или нет. Откровенный брак определить легко, но в полиграфии существует множество промежуточных критериев. Клиент, узнав о вас, не сразу побежит делать заказ - нужно завоевать его доверие.

По поводу ценовой политики можно сказать следующее: если рассчитывать оперативную прибыль по заказу, то есть по прямым затратам из общего дохода, можно утверждать, что полиграфия - высокорентабельный бизнес. Продавец может варьировать цены на услугу в зависимости от того, насколько сильно хочет получить данный заказ. Тут есть большой диапазон всевозможных действий: так как мини-типографии рассчитаны на небольшие и неотложные заказы, то на повышении цен для “срочных“ клиентов можно “играть“. Например, приглашения нужны на какое-то мероприятие к утру, а заказчик приходит, скажем, накануне в шесть вечера. Тогда можно требовать дополнительной платы за срочность - как правило, клиент идет на это. Цена в этом случае может повышаться в два раза. В идеале, кстати, имеет смысл наладить круглосуточную работу типографии - в этом случае она будет приносить максимальные доходы

Александр Иванов

Спрос на полиграфические услуги постоянно растет. Это относится как к выполнению больших тиражей, так и малых.

Основная доля малых тиражей приходится на малые типографии и салоны оперативной полиграфии. По мнению Сергея Паутова, генерального директора и владельца ООО "Питер Полиграф" (в штате четыре человека), для открытия мини-типографии необязательно изыскивать большие инвестиции, но изначально иметь в штате опытного специалиста, хорошо знающего весь печатный процесс, необходимо. Начинать можно с однокрасочной офсетной машины, на ее работе можно получать примерно $700 чистой прибыли в месяц.

Как отмечают специалисты, сейчас темпы роста в этом секторе экономики снижаются, но объем выпускаемой печатной продукции растет. Маленькая типография может раскрутиться, ориентируясь в работе на определенного заказчика, формируя под него соответствующее оборудование и работу.

1 шаг Регистрация

Для открытия мини-типографии достаточно зарегистрировать ЧП.
Лицензирование этого вида предпринимательской деятельности не
предусмотрено.

2 шаг Заказчик

Открытие типографии необходимо начинать с поиска постоянных клиентов и
формирования портфеля заказов.

На первых этапах работы заказы можно передавать действующим типографиям.

Перед покупкой оборудования и поиском помещения необходимо сформировать систему активных продаж. Важно выстроить четкую маркетинговую стратегию: что печатать и для кого.

"Поначалу хозяин типографии вынужден самостоятельно искать свои первые
заказы. Через личные продажи, обзвон, подключая знакомых и т.п.", -
советует управляющая филиалом ООО "Копи Р" Людмила Корыхалова. В настоящее время выделились четыре основных сегмента производства полиграфической продукции: книжно-журнальное направление, производство упаковки и этикеток, рекламная полиграфия и производство газет.

Самым насыщенным сектором рынка считается рекламная продукция. Листовки,
буклеты, календари печатают практически все типографии. Технологическая
цепочка изготовления может быть полной - от дизайнерской разработки до
послепечатной подготовки - или частичной, когда процессы распределяются на
подрядчиков.

Полная технологическая цепочка состоит из: дизайн-студии, допечатной
подготовки с выводом фотопленок, изготовлением форм (препресс берет на
себя дизайнер), печатного процесса, послепечатной подготовки (резка,
фальцовка, тиснение, подборка и т.п.).

За организацией технологического процесса следует подбор оборудования.
Стоит учесть, что клиенты предпочитают пользоваться услугами тех
типографий, в которых им смогут предложить полный спектр обслуживания: от
разработки дизайна до готовой упакованной продукции.

"Важным элементом работы малой типографии, - говорит Людмила Корыхалова, - является постоянный контроль и оптимизация процессов печати. Ошибка может закончиться переделыванием заказа за свой счет или потерей постоянного клиента". Кроме этого, будет выгодно отличаться та мини-типография, которая обеспечит качество и скорость выполнения заказа. Привлечь клиентуру можно введением дополнительных услуг. К примеру, изготовлением небольшой партии карманных календариков в дополнение к основному заказу.

3 шаг Оборудование и расходные материалы

Выбирая оборудование, необходимо следовать принципу "нужная машина в
нужное время в нужном месте".

А также помнить, какая продукция востребована на рынке и на каком
оборудовании ее печатать.

"Начинающему предпринимателю стоит подумать о покупке простейшей
подержанной однокрасочной машины типа Romayor, формата А3, копировальной рамы для изготовления форм, резака. Данное оборудование подходит для печати брошюр, документов, листовок и т.п. Для начала работы достаточно иметь $6-7 тыс.", - считает Сергей Паутов. Компанию поставщика
оборудования рекомендуется выбирать исходя из наличия сервисного центра.

Распространенными марками оборудования в России являются Romayor,
Heidelberg, Roland и другие.

4 шаг Помещение

Стоит заранее определиться с тем, где будет распологаться печатный цех.

Если печатный салон будет ориентирован на выполнение оперативной
полиграфии, то идеальным вариантом станет размещение его в помещениях
бизнес-центров, образовательных учреждений и других проходимых местах.
Там же будет осуществляться прием заказов. Для размещения полиграфического оборудования, склада расходных материалов готовой продукции и оборудования места для дизайнера достаточно 20 м2.

Помещение необходимо выбирать с подходящими климатическими условиями, а
также с вентиляцией и вытяжкой.

По мнению специалистов, размещать производство в жилых домах не
рекомендуется. Это обязательно вызовет нарекания жильцов дома и заставит
искать новое место для производства.

5 шаг Персонал

Важным человеком, от которого зависит работа любой типографии, является
печатник.

Персонал мини-типографии может состоять из печатника, помощника печатника, резчика, специалиста, занимающегося предпечатной подготовкой, и менеджера по сбору заказов.

По мнению участников рынка, больше всего проблем с поиском печатника,
несмотря на то что эта профессия считается одной из самых высокооплачиваемых в городе. Труд печатника тяжелый и вредный. "Печатники
нужны всегда и всем. Нет такой типографии, которая не нуждалась в
печатниках", - признается Константин Ковалев, менеджер по продажам РА
"Зебра". Кадры готовят сами типографии, Северо-Западный институт печати и
учебно-методические центры переквалификации. Зачастую типографии сами
занимаются подготовкой кадров или переманивают сотрудников из других
предприятий. Поиск через объявления или рекрутинговые агентства
практически не работает, признают специалисты.

В маленьких компаниях специалист по предпечатной подготовке и дизайнер,
как правило, один и тот же человек. Менеджеры по сбору заказов должны
иметь представление о том, что такое полиграфия.

6 шаг Специфика

Урожайным периодом для работы небольшой типографии считается осень и
зимний период до Нового года.

"В этот период типографии работают в три смены", - говорит Константин
Ковалев. Проводится большое количество выставок, рекламных кампаний, идет
подготовка к встрече Нового года. Данные мероприятия требуют большого
расхода рекламной продукции.

Справка

Средняя себестоимость основных видов печатной продукции
Наименование -- Тираж -- Себестоимость -- Конечная стоимость
Листовка А4 , -- 5000 экз., полноцветная, двусторонняя печать, глянцевая --$250 -- $350
Журнал 48 полос , -- черно-белый, цветная обложка А4, 1000 экз. --$700 -- $1000
Буклет А3 , -- 1000 экз. -- $240 -- $380...

Просмотров