Кубанское войско в мирное время выставляло на службу. Откуда на самом деле появились кубанские казаки

Казачество на Кубане, это часть русского казачества Северного Кавказа, населяющая в наши дни территории Краснодарского края, западную часть Ставропольского края и юга Ростовской области, а также Республик Адыгеи и Карачаево-Черкессии.

Войсковой штаб кубанского казачества — город Краснодар (в прошлом Екатеринодар). Кубанское войско было создано в 1860 году, на основе Черноморского казачьего войска, присоединив к нему и «упроздненное за ненадобностью» части Кавказского линейного казачьего войска, после завершения кавказской войны.
Первоначально казачье войско управлялось кошевыми и куренными атаманами, затем наказными атаманами, которых личноназначал Российский император.
Войсковой праздник отмечается 12 сентября, в день святого Александра Невского.

Казачество

Конечно, в количественном отношении оно уже далеко не то, что было раньше. Ряды его в период Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войной, а перед тем Первой мировой, значительно поредели. Согласно последним данным, содержащимся в статистике, сейчас на Кубани 48 тысяч казаков, а с учетом членов их семьи - чуть более 150 тысяч. Сегодня казачество состоит из восьми отделов, одного округа, 56 казачьих районных обществ, 486 первичных обществ.

Откуда название "Кубанские казаки"?

От мест их обитания. И оно связано с великой рекой Кубанью, чьи истоки в Карачаево-Черкесии. Талая вода одной из семи высочайших вершин мира Эльбруса питает три крупнейшие реки Северного Кавказа - Кубань, Малку и Баксан. Кстати, у Эльбруса есть и другие названия - Минги-Тау (карач. -балк), Ошхамахо (кабард. - черк.) - стратовулкан на Кавказе высотой в 5642 метра над уровнем моря. Протяженность реки Кубани превышает 870 километров. Площадь ее бассейна 57900 квадратных километра. Ее подпитывают реки Лаба, Ахтырь, Уруп, Карасун, Псекупс, Большой Зеленчук. И впадает река Кубань в Азовское море. Хотя раньше предпочитала море Черное, но вдруг в далекие от нас времена резко поменяла русло и подружилась с седым Азовом. И тут к месту будет сказать - от каприза реки Кубани фантастически выиграла древняя Горгиппия, ныне город Анапа. Ее золотая россыпь протянулась вдоль моря на целых сорок километров, что в значительной мере и позволило объявить Всероссийскую здравницу семейным и детским курортом.

Так вот далее о казачестве. До 1917 года кубанское казачье войско объединяло в своих рядах более 1,3 миллиона человек и было вторым в России по численности. Всего же казаков в державе было от 4,4 до 6 миллионов. Из них -1,5 миллиона - донские; 589 тысяч - оренбургские; 278 тысяч - терские. Были свои казаки в Семиречье (Казахстан) и даже на берегах студеного Охотского моря на Колыме. Надо заметить и другое. Кубань - исторический регион Северного Кавказа, тяготеющий к реке с одноименным названием и ее притокам. Со времен Средневековья она принадлежала Ногайской орде, Черкесии и Крымскому ханству. В 1783 году картина кардинальным образом изменилась. Крымское ханство было упразднено, а Кубань перешла под корону Российской империи.

Дар Екатерины Великой

Были в России государи, преумножавшие земли державы. Среди них - Екатерина Вторая, которую народ с особым пиететом величал Великой. Это именно она присоединила Крым, Тавриду и Кубань к империи. Но одно дело территорию страны увеличить, другое - обжить новые земли. Уберечь от врага-супостата. Благодаря Екатерине Великой, казачество на присоединенных землях было сохранено. 30 июня 1792 года императрица подписала Грамоту о пожаловании Черноморскому (запорожскому) войску кубанских земель. За доблестную службу в минувшую войну с турками. То есть, запорожцы, по сути, юридически получили дарственную. А год спустя войсковой судья Антон Головатый расселил сорок курений. Родились запорожские полки Тимошевский, Роговской Брюховецкий и Каневский. Царица заложила основы взаимоотношений казаков с Российской империей, и они практически сохранились вплоть до 1917 года. Казаки получили право ношения оружия, дух вольницы, свободу, и это были их привилегии. Увы, после 1917 года потомственных казаков осталось мало. После революции казачество, как этнос, было упразднено, так как многие из его представителей сражались на стороне Белой гвардии. Тем не менее, в Сибири, на Дону и на Кубани потомственные казаки, хотя и в малом количестве, но все-таки остались. С них и началось возрождение казачества. На Кубани, в частности.

В благодарность Екатерине Великой

Напомним, что в годы ее правления была создана, так называемая, "Кавказская линия" - сеть крепостей от защиты от крымских татар и горцев. Вполне понятно, что жили в крепостях и несли воинскую службу казаки. Центром указанной линии стал Екатериноград (Кабардино-Балкария), основанный князем Потемкиным вблизи слияния рек Малки и Терека. И произошло это в 1783 году. А ранее здесь была крепость Екатерининская. И станица при ней. В благодарность к императрице за дарованные вольным казакам земли они и были объединены в Екатериноград. По указанию князя в новом губернском центре были построены храм, административные здания и дворец для Его Светлости, помпезная арка, открывавшая дорогу в Грузию. Но в 1822 году статус города был упразднен, и станица обрела название Екатериноградская. Кстати, в крепости в свое время побывали Грибоедов, Лермонтов и Пушкин. А в нынешней станице в 2001 году - сам президент В. В. Путин, осмотревший музей Александра Сергеевича и другие достопримечательности. И еще кстати, название поселения несколько раз менялось. В 1777 году это была крепость Екатерининская. С 1786 года -Екатериноград, столица кавказского наместничества Российской империи на Северном Кавказе. С 1921 года при советской власти - Красноградская. А в 1991 году ей было возвращено историческое название - Екатериноградской. Находится она в шестнадцати километрах от районного центра Прохладный и 75 километрах известного в стране города Нальчик.

Впрочем, черноморские казаки остались премного благодарны Екатерине Великой за дарованные милости и другими инициативами в ее честь. В 1792 году они по воле высших чинов заложили на правом берегу Кубани еще один город - Екатеринодар (от Дар Екатерины). Правда свой официальный статус он получил как рас 1 января года 1794-го. Екатеринодар удобно расположился - мало что у главной реки Кубани с одноименным названием, но не так уж и далеко от двух теплых морей России-матушки; Черное море находится ото него в 120 километров, Азовское - в 140. Для современного транспорта - сущие пустяки. В любой выходной к морям можно приехать на отдых. Но с таким славным название город просуществовал всего 126 лет. В 1920 году большевики переименовали его в Краснодар, который сегодня, по сути, является южной столицей державы. От Москвы он удален на 1300 километров. По статистике в нем сегодня проживает более миллиона человек. Но пока эта статистика не официальная. Краснодару пытались возвратить прежнее название. Но многие горожане решительно выступают против этого. Однако, с повестки вопрос не снят.

От дней прошлых к дням сегодняшним - Корни казачества от Ивана Грозного

Прежде чем перейти к современному течению времени, укажем все-таки о корнях нынешнего казачества в масштабах державы. Первые упоминания об этносе относятся к 1443-1444 годам. А это отрезок эпохи Ивана Грозного. Казаки помогли Рязани и московским воеводам отбиться от нашествия татарского царевича Мустафы. И что удивительно, не на конях, но на лыжах. А с 1549 года, к примеру, донских казаков, которые далее перешли к оседлому образу жизни в том числе и на Кубани, вербовали на московскую государеву службу. Со времен правления Ивана Грозного казаки стали беспокоить своими походами не только ногаев в районе Волги, но и крымско-татарские улусы, а также турецкие крепости. Они сыграли неоценимую роль в московских походах на крымцев во второй половине 1550 года и разгромили крымско-турецкое нашествие в 1572 году, где отличился донской атаман М. Черкашин. Отряды донских казаков участвовали в борьбе с ногайской ордой, в завоевании Казани и Астрахани. Во многих сражениях Ливонской войны, в обороне Пскова. За службу государеву получали денежное довольствие, землю на общинном праве, а иногда и личные земельные наделы. При организации сторожевой и станичной службы в 1571 году заменяли в украинских поселениях детей боярских, которые были возвращены в полки. А годом раньше казаки много селились на крымском рубеже. Следует заметить, что московское правительство времен Ивана Грозного в обращении с вольными казаками, как и в будущую эпоху Екатерины Великой, проявляло такт и умение договорится, но проявляло в отдельных случаях и известную твердость. Государство и, в частности, казаки проделали поистине большую, целенаправленную работу по колонизации территорий к востоку, югу и юго-востоку от исторического центра Московского государства.

В последующие столетия места расселения казаков обозначились четче. По сути, кубанское казачество - часть удивительного по своему влиянию этноса. На Северном Кавказе. Конкретно на территории Краснодарского края, западной части Ставропольского края, Ростовской области плюс Республики Адыгеи и казачества Черкесии. В основном выходцы с Украины. Казачье войско было образовано в 1860 году. На основе Черноморского казачьего войска. В 178 тысяч душ обоего пола, в том числе 866 крестьян плюс присоединившегося Кавказского линейного казачьего войска - 269 душ обоего пола, в том числе 665 крестьян. Но было упразднено по завершению Кавказской войны. Напомним при этом - первоначально войско управлялось кошевым и куренными атаманами. Кубанская область была разделена на семь отделов во главе с атаманами. Во главе станиц и хуторов были выборные атаманы, утверждаемые атаманами отделов. Уже ближе к нашим временам администрация Краснодарского края обозначила новую дату празднования ККВ - 12 сентября, в День Святого Великого князя Александра Невского. Кубанское казачье войско исторически сложилось из нескольких групп - черноморские казаки, линейные казаки и приписные казаки.

Казаки сегодня - не солдаты

Говоря о днях сегодняшних, необходимо подчеркнуть - ныне Кубанское казачье войско - не подразделение регулярной армии, как это было в прошлом. И казак - не солдат. Но не коммерческая организация, общество, которое включает в своей структуре нижестоящие казачьи общества - отделов, окружные, районные, первичные: городские, станичные, хуторские. И все, подчеркнем, казаки - в первичных казачьих обществах их члены.
Еще раз напомним - нынешнее Кубанское казачье войско состоит из восьми отделов, одного казачьего округа, в нем 56 районных казачьих обществ, 486 первичных обществ и в общей сложности 48 тысяч казаков плюс жены, дети, внуки. Итого 150 тысяч. Назовем отделы - Лабинский, Ейский, Кавказский, Таманский, Майкопский, Екатеринодарский, Баталпашинский (Карачаево-Черкессия). К ним надо прибавить Особый Сухумский отдел.

Плюс Черноморский казачий округ в составе семи РКО - Адлер, Хоста, Центральный г. Сочи, Лазоревское, Туапсе, Геленджик, Новороссийск. Сухумский особый отдел расположен на территории Республики Абхазия.

Чем заняты современные кубанские казаки?

Круг обязанностей у них весьма широк. К примеру, охрана общественного порядка. Совместно с полицией (патрули мы часто видим на наших улицах). Есть патрульно-постовая служба. Казаки участвую в охране государственной границы. Они активно противодействуют незаконному обороту наркотиков. Заняты природоохранной деятельностью. Борьбой с браконьерством. Помогают в устранении последствий стихийных бедствий. Подготовке юных казаков к несению воинской службы. Для Кубанского казачества ежегодно организуются военно-полевые сборы.
В их задачу входит кропотливая работа с молодежью - патриотическое, духовное, нравственное воспитание на основе казачьих традиций, обычаев, культуры. Работа по их возрождению и сохранению. Кубанские казаки тесно взаимодействуют с Русской православной церковью. Средствами массовой информации. Им характерна и деятельность на международной арене.
Высшее должностное лицо Кубанского казачества - войсковой атаман. С 2007 года им является казачий генерал Николай Александрович Долуда.

Музей под открытым небом - "Атамань"

Верно говорят: "Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать!". Как раньше жили и чем были заняты кубанские казаки? Весьма наглядный и убедительный ответ на вопрос дает туристский этнографический комплекс "Атамань". Разместился на целых 60 гектарах. На берегу Таманского залива. Функционирует с 2009 года. По сути, это казачья станица в натуральную величину. В ней несколько улиц и 51 подворье. И даже двор Бабы Яги. А что - в сказках казаков этот персонаж тоже присутствует! Есть часовня. Ярморочная площадь. Хаты священника, сапожника, гончара, рыбака. И чего только вы в подворьях не увидите - старинные прялки, швейные машинки, утюги, керосиновые лампы, гончарные станки, ухваты, домашние мельницы, люльки, вышитые пуховые и прочие подушки. Правда, чтобы музей осмотреть, понадобится часов шесть, ну, можно бегло и за три. В "Атамани" проводятся казачьи фестивали - с песнями, плясками, игрой на народных инструментах. И голодать вам тут не придется. Накормят и вкусным наваристым казачьим борщом, варениками с разной начинкой, прочими яствами и рюмку горилки непременно преподнесут. Гуляй вместе с вольными казаками и казачками!

Как передает издание «Живая Кубань», по мнению некоторых кубанских казаков, результаты переписи 2010 года в отношении количества казаков в регионе не соответствуют действительности. В связи с этим они на очередном своем заседании приняли решение организовать собственную перепись населения в Краснодарском крае.

Между тем, в январе 2012 года группа казаков обратилась к Дмитрию Медведеву с требованием опубликовать реальные результаты переписи 2010 года. Они заявили, что Росстат опубликовал сфальсифицированные результаты переписи, так как в них казаки отсутствуют как этнос и представлены только как часть (субэтнос) русского народа. «Мы такого в анкетах не писали, и такого варианта ответа при переписи не было», - говорится в тексте обращения.


Таким образом, из заявления этой группы кубанских казаков следует, что они не русские. Но так ли это на самом деле? Правы ли ЦРУшные историки, которые ведут происхождение казаков то от татаро-монголов, то от иранцев, то от хазар?

В действительности Кубанское казачество произошло от Запорожского казачества, которое, несомненно, явилось не каким-то субэтносом малороссиян, а обычным служилым его сословием. Ибо все войско Малой Руси в пору ее союза с Речью Посполитой разделялось на состоящих и не состоящих в королевском реестре казаков. Нереестровые казаки базировались на порогах Днепра, отчего получили название Запорожских.

Если определять в этнических категориях Запорожское казачество, то оно является наиболее активной частью малороссийского субэтноса (части) великого русского этноса, наряду с великороссийским и белорусским субэтносами. Таковыми себя сознавали лучшие представители кубанского казачества, его цвет.

Например, Николай Степанович Леонтьев, кубанский казачий офицер, который организовал экспедицию в Абиссинию, сделался правой рукой эфиопского короля, главным его военным советником, помог ему разгромить итальянских колонизаторов, а также на дипломатическом уровне сумел улучшить положение абиссинцев. Как явствует из записи в его дневнике, решение организовать экспедицию и отправиться с ней в Эфиопию (Абиссинию) во многом шло у него «из желания показать всему миру, что мы, русские, можем служить Родине, и притом не прибегая к огню и мечу, не хуже англичан, французов и немцев, свивших себе при помощи этих двух факторов прочные гнезда в Африке».

Вышеупомянутая же группа кубанских казаков, отказываясь от своих русских корней, становится Иванами, не помнящими своего родства, предателями своих русских православных предков, которые всегда воевали за Веру, Родину и русских народ. А изменники своего народа всегда были презираемы в любом этносе. Сами же казаки своими руками всегда казнили изменников. Тарас Бульба сам казнил собственного сына Андрия, который, пойдя на поводу у блудной страсти, изменил своей Вере и народу. Конечно это литературный герой, но Н.В. Гоголь здесь передал порядок вещей, который реально существовал в Запорожской Сечи.

Разумеется, новых Андриев казнить никто не будет. Но, как известно из библейской истории, предатели обычно сами с собой сводят счеты.

Насколько мне известно, большинство кубанских казаков, несмотря на тяжелое положение русского народа, сознает себя его неразрывной частью и не отказывается от своих предков, проявляя этим подлинное казачье благородство души. Ибо отказываться от своих родителей и предков, особенно, когда они унижены и поруганы, есть нарушение заповеди Божией о почитании родителей и признак слабости духа.

Эта здоровая часть кубанских казаков сознает себя частью великого русского народа, который за десять веков своего существования явил миру тысячи преподобных отцов, а в XX в. - миллионы новых мучеников и исповедников. Который победил Мамая и его орду на Куликовом поле, сбросив татаро-монгольское иго; который изгнал польских оккупантов в 1612 г., сбросив польско-католическое иго; который разгромил Наполеона и Гитлера. Русский народ явил миру непобедимых витязей преподобного Илию Муромца, Евпатия Коловрата, святого Александра Невского, святого Дмитрия Донского, святого адмирала Феодора Ушакова, непревзойденного генералиссимуса Александра Суворова, который любил повторять: «Мы русские - какой восторг!». Вместе со всеми русскими она гордится подвигом воина-мученика Евгения Родионова, не предавшего в чеченском плену Веру, Родину и свой народ.

Истинные кубанцы, хочется верить, знают пророчества великих русских святых о возрождении России, о восстановлении самодержавной монархии на Руси, об объединении всех славянских стран в одно государство. Когда Россия воскреснет, тогда признает своими сынами и дочерями лишь тех, кто не отрекся от нее в лихую годину. Потурченцы же, янычары и униаты, хотя и вышли от нас, но не были наши. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2, 19). Они лишают себя счастья и в этой жизни, и в будущей. Им не будет места в будущей воскресшей России и в Небесном Иерусалиме. Ибо негодный гражданин своего Отечества, негоден и для Царства Небесного.

Современная Украина ищет любые поводы, чтобы заявить права на какие-то российские земли. Одним из поводов служит история возникновения кубанского казачества.

До тридцатых годов прошлого столетия на Кубани имел хождение украинский язык, а некоторые кубанские казаки называло себя этническими украинцами. Почему так получилось?

Вслед за противником

В 1696 году, когда Петр I брал Азов, донские казаки Хоперского полка принимали в этой операции непосредственное участие. Этот считается началом истории кубанского казачества, хотя географически оно возникло несколько позже. Во время бунта Булавина 1708 года городки, в которых жили хоперцы, были разорены, хоперские казаки ушли на Кубань и осели там, основав новое казачье сообщество.

В конце XVIII века в результате успешных для России русско-турецких войн линия границы сместилась в сторону Северного Кавказа. Северное Причерноморье полностью стало русским, и запорожские казаки «остались без работы». Поэтому запорожцев переселили на Кубань и выделили в войсковое пользование кубанские земли в обмен на службу по укреплению границы Кавказа. Тогда же Запорожское войско стало Черноморским. Юго-восточнее Черноморского войска базировалось Кавказское линейное, состоящее из донских казаков. Для того чтобы заселить нежилые предгорья Кавказа, в 1862 году было принято решение о переселении 12 400 кубанских казаков, 800 служащих Азовского казачьего войска, 600 человек из Кавказской армии, а также 2000 государевых крестьян, в число которых записаны и запорожские казаки (не так-то и много на общем фоне). Всех их включили в Кубанское войско.

С той поры этнический состав Кубанского войска разделился. И хоть до XX века разделение проходило больше по сословному принципу, но уже в конце ХIX века увеличилось число казаков, не состоящих на военной службе. Связавшись с национальным украинским движением, бывшие черноморцы стали развивать идею «казачьей нации».

Автономное казачество

Октябрьская революция дала толчок к возникновению открытого противостояния казачества с новым государством: революцию казаки не признали и были готовы войти в состав России только на условиях федерального образования. Все было бы неплохо, но кубанцы никак не могли сообразить, с какой из Россий они готовы объединяться – с «Белой» или с «Красной». Тогда же началась борьба за статус казачества. Одни выступали за независимость от государства, другие стояли за неделимость России и ратовали за вхождение казаков в ее состав.

В 1918 году была провозглашена Кубанская народная республика. Столицей стал город Екатеринодар, который через два года станет Краснодаром. Но уже к марту город оказался занят красными, и правительство новой Республики бежало. Тогда же произошло подписание соглашения между казачьими атаманами и добровольческой армией генерала Деникина. В нем говорилось, что деникинцы признают Кубань как отдельное административное образование с полной внутренней автономией, а кубанцы признают военное лидерство деникинцев. Ирония в том, что это пафосное соглашение заключалось в момент, когда ни та, ни другая сторона не имели никакого политического веса ни на каких исторических весах. Чуть позже армия Деникина после нескольких успешно проведенных операций сумела отвоевать немалую часть Кубанской области, заодно захватив и территории, принадлежавшие Ставрополью.

С одной стороны, для Деникина Кубань была единственным тылом, да и армия его на 70 % состояла из казаков. А с другой стороны – пришло время изменить ранее утвержденное соотношение полномочий. Все же земли добывал Деникин, а не правительство кубанцев. Разгорался нешуточный конфликт. Представители Рады обвиняли Деникина в централизме и имперской политике, черноморская ее часть видела в нем источник национального притеснения и угнетения украинского народа. В среде деникинцев нарастало раздражение, в том числе и к топорной местечковой демократии в парламенте черноморцев, к их привычке горлопанить в Раде на украинском языке, которого русскоязычные офицеры не понимали. Кстати, вопрос притеснения языка был, мягко скажем, преувеличен: украинский был принят вторым государственным языком и использовался в госучреждениях (и Раде) на равных с русским.

Постепенно сторонам удалось сформулировать набор компромиссов – но поздно! Создание Южно-Русского правительства, возглавленного Деникиным, Законодательная палата, совет министров и автономия – все это пошло прахом, потому что к январю 1920 года судьба белых фронтов уже была предрешена. Они стремительно отступали к Черному морю, в марте красноармейцы взяли Екатеринодар, и кубанское правительство практически прекратило существование.


Прощай, Украина!

С приходом большевиков была образована Кубано-Черноморская область. Украинцев уважили, назвав украинский язык государственным наравне с русским. Но ни к чему хорошему это не привело. Сколько ни было попыток вести на украинском языке делопроизводство или обучение – дальше разговорного применения дело не шло. Потом Кубань включили в состав Северо-Кавказского края, близлежащие Ставропольские и Донские земли говорили на русском языке, так что русификация Кубани закончилась уже к 1932 году, когда украинский язык лишился статуса государственного.


На Украине иногда идут разговоры, что Кубань – земля запорожских казаков, поэтому надо ее вернуть в состав Украины. Но те, кто пытается сегодня откусить кусок от многонационального пирога Российского государства, не учитывают главного. Самые разные народы нашли пристанище на российских землях. Кто-то полностью или частично ассимилировался, кто-то живет закрытыми общинами, кто-то разделился на небольшие народности. Но земли, которые в свое время дали им приют, были, есть и останутся российскими.

Казаки… Совершенно особая социальная прослойка, сословие, класс. Своя, как выразились бы специалисты, субкультура: манера одеваться, говорить, вести себя. Своеобразные песни. Обостренное понятие чести и достоинства. Гордость собственной самобытностью. Отвага и лихость в самом страшном бою. История России с некоторых пор непредставима без казачества. Вот только нынешние «наследники» - по большей части, «ряженые», самозванцы. К великому прискорбию, большевики очень «постарались», чтобы выкорчевать настоящих казаков под корень еще в . Тех, кто не был уничтожен, сгноили в тюрьмах и лагерях. Увы, но разрушенного не вернуть. Чтить бы традиции и не сделаться Иванами, родства не помнящими…

История донского казачества

Как ни странно, но известна даже точная дата рождения донского казачества. Ею стало 3 января 1570 года. , разгромив татарские ханства, по сути, предоставил казакам все возможности обживать новые территории, селиться и пускать корни. Казаки гордились вольностью, хотя и приносили присягу на верность тому или иному царю. Цари же в свою очередь не торопились закабалять эту лихую ватагу окончательно.

Во времена Смуты казаки оказались весьма деятельны и активны. Впрочем, часто они принимали сторону того или иного самозванца, а отнюдь не стояли на страже государственности и закона. Один из известных казачьих атаманов - Иван Заруцкий - даже сам не прочь был воцариться на Москве. В XVII веке казаки активно осваивали Черное и Азовское моря.

В каком-то смысле они стали морскими пиратами, корсарами, наводящими ужас на купцов и негоциантов. Рядом с казаками часто оказывались и запорожцы. официально включил казаков в состав Российской империи, обязал их к государевой службе, отменил выборность атаманов. Казаки стали принимать самое деятельное участие во всех войнах, какие вела Россия, в частности, со Швецией и Пруссией, а также в Первой мировой.

Многие из донцов не приняли большевиков и воевали против них, а затем ушли в эмиграцию. Известные деятели казачьего движения - и А.Г.Шкуро - активно сотрудничали с гитлеровцами в годы Второй мировой войны. В эпоху горбачевской перестройки заговорили о возрождении донского казачества. Впрочем, на этой волне было много мутной пены, следования моде, откровенных спекуляций. К настоящему времени, практически никто из т.н. донских казаков и тем более атаманов по происхождению и по званиям таковыми не является.

История кубанского казачества

Возникновение кубанского казачества относится к более позднему времени, нежели донского, - только ко второй половине XIX века. Местом дислокации кубанцев являлся Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Адыгея и Карачаево-Черкесия. Центром был город Екатеринодар. Старшинство принадлежало кошевым и куренным атаманам. Позднее верховных атаманов стал назначать лично тот или иной российский император.

Исторически, после расформирования Екатериной II Запорожской Сечи, несколько тысяч казаков бежали на черноморское побережье и попытались восстановить Сечь там, под покровительством турецкого султана. Позднее они вновь развернулись лицом к Отечеству, внесли существенный вклад в победу над турками, за что и были жалованы землями Тамани и Кубани, причем земли отдавались им в вечное и потомственное пользование.

Кубанцев можно охарактеризовать как свободное военизированное объединение. Население занималось сельским хозяйством, вело оседлый образ жизни, а воевало только по государственной надобности. Сюда охотно принимали пришлых и беглых из центральных районов России. Они смешивались с местным населением и становились «своими».

В огне революции и гражданской войны казаки вынуждены были постоянно лавировать между красными и белыми, искали «третий путь», пытались отстаивать свою самобытность и независимость. В 1920 году большевики окончательно упразднили как Кубанское войско, так и Республику. Последовали массовые репрессии, выселения, голод и раскулачивание. Только во второй половине 30-х гг. казачество было частично реабилитировано, восстановлен Кубанский хор. В казаки воевали наравне с другими, преимущественно вместе с регулярными частями Красной Армии.

История терского казачества

Терское казачество возникло примерно тогда же, что и кубанское, - в 1859 году, по дате разгрома войск чеченского имама Шамиля. В казачьей властной иерархии терцы являлись третьими по старшинству. Они расселись вдоль таких рек, как Кура, Терек, Сунжа. Штаб терского казачьего войска - город Владикавказ. Заселение территорий началось еще с XVI века.

Казаки ведали охраной приграничных территорий, но и сами порой не гнушались набегами на владения татарских князьков. Казакам нередко приходилось обороняться от горских набегов. Впрочем, близкое соседство с горцами принесло казаком не только отрицательные эмоции. Терцы переняли от горцев некоторые языковые выражения, а в особенности реквизиты одежды и амуниции: бурки и папахи, кинжалы и сабли.

Центрами сосредоточения терских казаков стали основанные города Кизляр и Моздок. В 1917 году терцы самопровозгласили независимость и учредили республику. С окончательным установлением Советской власти терцев постигла та же драматичная участь, что кубанцев и донцов: массовые репрессии и выселение.

  • В 1949 году на советский экран вышла лирическая комедия режиссера Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Несмотря на явную лакировку действительности и сглаживание социально-политических конфликтов, она полюбилась массовому зрителю, а песня «Каким ты был» исполняется с эстрады и по сей день.
  • Интересно, что само слово «казак» в переводе с тюркского языка означает человека свободного, вольнолюбивого, гордого. Так что название пристало к этим людям, знать, далеко не случайно.
  • Казак не склоняется ни перед какими авторитетами, он быстр и свободен, как ветер.

КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, иррегулярное войско в России в 19-20 веках, размещавшееся по среднему и нижнему течению реки Кубань; административный центр - г. Екатеринодар (Краснодар). Образовано в 1860 году из Черноморского казачьего войска (9 конных полков, 12 пеших батальонов, 2 конноартиллерийские батареи, 1 гарнизонная артиллерийская рота) и части Кавказского линейного казачьего войска . Вхождение в состав Кубанского казачьего войска старейшего Хопёрского полка, отличившегося в Азовских походах 1695-96, определило его старшинство среди других казачьих войск с 1696. Весной 1862 года в предгорья Кавказа переселено около 28 тысяч казаков, а также государственных крестьян и нижних чинов Кавказской армии, зачисленных в Кубанское казачье войско. При упразднении Азовского казачьего войска (1864) большинство его казаков влилось в Кубанское казачье войско. По «Положению о воинской повинности и содержании строевых частей Кубанского и Терского казачьих войск» от 1(13).8.1870 Кубанское казачье войско состояло из 2 лейб-гвардейских кубанских казачьих эскадронов (входили в состав Собственного Его Императорского Величества Конвоя), 10 конных полков (1-й - Таманский, 2-й - Полтавский, 3-й - Екатеринодарский, 4-й - Уманский, 5-й - Урупский, 6-й - Лабинский, 7-й - Хопёрский, 8-й - Кубанский, 9-й - Кавказский и 10-й - Ейский), 2 пластунских батальонов (смотри Пластуны), 5 конноартиллерийских батарей, 1 артиллерийского дивизиона (дислоцировался в Варшаве) и 1 учебного дивизиона. С 1882 года служилый состав войска делился на 3 разряда, а строевой - на 3 очереди, общий срок службы составлял 22 года, из них 15 лет полевой и 7 лет внутренней службы. Помимо службы в месте дислокации, Кубанское казачье войско несло службу и «вне войска». Военное управление и несение службы в Кубанском казачьем войске было организовано, как и в других казачьих войсках. Особенностью Кубанского казачьего войска являлось относительно большое количество пеших (пластунских) частей.

Наказным (назначаемым императором) атаманом Кубанского казачьего войска был по должности начальник Кубанской области. Казаки в возрасте от 17 до 55 лет несли различные повинности: общие по войску, станичные и хозяйственные. В станицах широко использовались труд наёмных рабочих и сдача в аренду казачьих земель. С 1863 выходила газета «Кубанские войсковые ведомости», в 1879 году создан войсковой краеведческий музей. К 1916 казаки составляли около 48% населения Кубанской области и жили в 278 станицах и 32 хуторах.

Кубанское казачье войско со времени своего образования участвовало практически во всех войнах, которые вела Россия. Кубанские казаки участвовали в 1860-64 в Кавказской войне 1817-64 на Северо-Западном Кавказе, в Хивинском походе 1873 (смотри Хивинские походы), в русско-турецкой войне 1877-78 (смотри Русско-турецкие войны), во взятии туркменской крепости Геок-Тепе в 1881, в русско-японской войне 1904-05. Во время Революции 1905-07 годов часть Кубанского казачьего войска участвовала в поддержании порядка в стране. Выполнение полицейских функций привело в декабре 1905 года к волнениям в пластунских батальонах и во 2-м Урупском полку. Во время 1-й мировой войны Кубанское казачье войско выставило 2,5 гвардейские сотни, 37 конных полков, 1 отдельный конный дивизион, 1 отдельный пластунский дивизион, 51 сотню, 6 артиллерийских батарей, 22 пластунских батальона и 49 различных сотен и команд (всего свыше 110 тысяч человек).

После Февральской революции 1917 года образован орган самоуправления Кубанским казачьим войском - Кубанская рада, которая после Октябрьской революции 1917 провозгласила себя верховной государственной властью на Кубани. Хотя часть кубанских казаков поддержала советскую власть и в апреле 1918 года на территории Кубанской области была образована Кубанская советская республика, затем вошедшая в состав Кубано-Черноморской советской республики, в середине 1918 года большинство казаков поддержали Белое движение и с помощью Добровольческой армии к концу 1918 года ликвидировали советскую власть на Кубани (смотри в статье Кубанские походы Добровольческой армии). В Гражданскую войну 1917-22 основная масса казаков-кубанцев воевала в составе Вооружённых сил Юга России. С утверждением советской власти на Кубани (1920) Кубанское казачье войско упразднено. В 1920-30-е годы в РККА были созданы кубанские казачьи кавалерийские части. В Великую Отечественную войну кубанские казаки воевали в составе 17-го казачьего кавалерийского корпуса (сформирован в январе - апреле 1942 в районе Краснодара из частей народного ополчения), который за проявленные доблесть и мужество личного состава был переименован в 4-й гвардейский казачий кавалерийский Кубанский корпус (расформирован в октябре 1946). В связи с возрождением казачества (в том числе кубанского) в конце 20 - начале 21 века в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, в том числе Федеральный закон от 5.12.2005 «О государственной службе российского казачества».

Лит.: Кубанское казачье войско 1696-1888 гг. / Под редакцией Е. Д. Фелицина. Воронеж, 1888. Краснодар, 1996; Дмитриенко И. И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. СПб., 1896. Т. 1- 3; Короленко П. П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1896; Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1910-1913. Т. 1-2; он же. Кубанское казачество и его атаманы. М., 2008; Ладоха Г. Очерки гражданской войны на Кубани. Краснодар, 1923; Российское казачество: Научно-справочное издание. М., 2003; Плеханов А. А., Плеханов А. М. Казачество на рубежах Отечества. М., 2007.

Просмотров