Первый полет в самолете: пошаговая инструкция и полезные советы. Летать не вредно: мифы о полетах Перелеты на разных сроках беременности

Это может вызывать нестерпимую боль, но и может привести к головокружению, носовому кровотечению, ушным инфекциям, повреждению барабанной перепонки и даже потере слуха. Если вы будете спать, чтобы уменьшить давление на барабанные перепонки

Сон на борту для многих считается отличной идеей, поскольку во время полета немногие находят себе занятие, а некоторые хотят отдохнуть после утомительной посадки в самолет.

Пассажиры часто ложатся спать как только попадают на борт, чего не рекомендуют делать медики. Оказывается, сон перед взлетом и во время посадки губителен для здоровья и приводит к серьезным расстройствам.
Основной причиной, из-за которой ученые не рекомендуют засыпать в данные промежутки полета, является скачки давления воздуха. Оно обычно меняется внутри самолета во время взлета и посадки. Это негативно сказывается на ушной раковине , поскольку в евстахиевых трубах создается вакуум, который провоцирует заложенность и частичную глухоту.

Если это произошло, когда человек крепко спал , организм не может самостоятельно . Это приводит к головокружению, а в некоторых случаях пассажир может пострадать от повреждения барабанной перепонки.

Если скачок давления оказался слишком сильным и заложенность не устранялась долгое время, человек рискует получить носовое кровотечение и потерю слуха.
Чтобы предотвратить чрезмерную нагрузку на уши ученые рекомендуют как можно чаще зевать и пить много жидкости. Давление уходит благодаря глотательным движениям, в чем помогает жвачка и леденцы.



Также можно воспользоваться приемом для устранения заложенности , для чего нужно зажать пальцами нос и попытаться зевнуть не открывая рта. во время взлета и посадки и не спать, в чем может помочь энергичная музыка.

Самолет под названием Link & Fly после посадки может убрать крылья и продолжать движение как поезд. По габаритам самолет сравним с Airbus A320. Размах крыльев гибрида составляет 49 метров, длина - 34 метра, высота - 8 метров. Во время полета Link способен вместить 160 пассажиров.

Наконец настало время отпусков, и многие из нас вот-вот окажутся в салонах крылатых машин, чтобы отправиться в теплые края. Правда, некоторые с тревогой ожидают авиаперелета, ассоциируя этот процесс с множеством неудобств.

Отекают ноги

Салон самолета - не то место, в котором мы можем свободно передвигаться, разминая конечности. К сожалению, отсутствие подвижности способствует застою крови в ногах , что в лучшем случае приведет к отеку, а в худшем - к тромбозу .

Этого можно избежать, время от времени разминая ноги и не давая крови застаиваться.

Меняются вкусовые предпочтения

Ученые выяснили, что во время перелета участки мозга, отвечающие за наши вкусовые предпочтения, начинают работать иначе. Даже заядлые сладкоежки на борту могут захотеть пиццы и томатного сока.

Из-за обезвоживания во время перелета наш организм вырабатывает меньше слюны . Это становится причиной того, что во рту активно множатся бактерии , вызывающие неприятный запах .

Избежать таких последствий можно, употребляя перед полетом исключительно здоровую пищу и захватив на борт мятную жвачку.

Возникают проблемы с кожей

Еще одно следствие обезвоживания - шелушение кожи и прыщи . Защитные функции нашей кожи притупляются в сухой среде «самолетного» воздуха, отсюда появляются разные проблемы с внешним видом.

Устранить такую неприятность можно, если захватить на борт немного увлажняющего крема .

Появляется головокружение

Во время полета может появиться головокружение, а также тошнота и рвота . Происходит это из-за того, что статичная картинка, которую мы видим, не совпадает с движением, которое ощущает наше внутреннее ухо , и организм испытывает стресс.

Уменьшить последствия такого диссонанса можно, выбрав места над крылом самолета, расположенные у иллюминатора.

Стул становится проблематичным

Отсутствие подвижности также может привести к запорам и метеоризму . Долгое сидение замедляет метаболизм , а смена давлений заставляет циркулировать газы в непривычном ритме.

Решить проблему можно, уменьшив калорийность рациона и периодически разминаясь во время полета.

Из-за изменения давления в самолете у нас закладывает уши . Если в это время ничего не предпринимать, воздух начнет сильнее давить изнутри, слух притупится и появятся болевые ощущения.

Избавиться от дискомфорта поможет жвачка или леденец . Они стимулируют выработку слюны, при глотании которой будет высвобождаться немного воздуха.

Неожиданно появляется зубная боль

Многие любители авиапутешествий замечали, что во время полета начинают болеть зубы . Причиной является все та же разница давлений, из-за которой воздух, попадая в мелкие отверстия, начинает давить на зуб изнутри.

Решить проблему можно, посетив стоматолога перед тем, как отправиться в путь.

Мы потребляем опасные бактерии

Несмотря на стремление авиакомпаний обезопасить воду, подаваемую на борту, в большинстве жидкостей можно встретить опасные кишечные бактерии.

Чтобы избежать заражения, во время перелета нужно употреблять только бутилированную воду и не допускать соприкосновения пищи с поверхностью столика.

Мы становимся более нервными

Даже те, кто не боится авиаперелетов, на борту самолета становятся серьезными и иногда даже злыми . Причина кроется в том, что во время полета от нас не зависит наша безопасность , и это вызывает беспокойство.

Отвлечься помогут интересная книга, фильм или крепкий сон.

«Почему в самолете нельзя курить?», «Почему запрещено пользоваться электроникой?», «Нужно ли аплодировать пилотам?», «Может ли пилот выйти на рейс пьяным?» и другие вопросы о пассажирских самолетах, на которые мы наконец нашли ответы.

Петр Сальников· Александр Каныгин

Почему в самолете запрещено пользоваться электроникой во время взлета и посадки? Даже телефоном в авиарежиме? Даже плеер послушать?

В октябре 2014 года Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) выпустило официальное разрешение: электронные устройства могут оставаться включенными и быть в сети в течение всего полета. Но относится оно не к пассажирам, а к авиакомпаниям.

Перевозчики сами определяют, что лучше для их пассажиров. И официальная позиция большинства авиакомпаний - любое электронное устройство создает электромагнитное поле, которое напрямую или косвенно может повлиять на работу бортовых приборов. Поэтому лучше запретить любые гаджеты, чем ожидать, что «Боинг» заглохнет во время взлета из-за того, что кто-то решит отправить SMS.

Второй момент. Возможно, ты слышал, как в динамиках звучат сигналы, когда мобильный телефон ловит связь или принимает вызов? Такие же помехи могут заглушить в наушниках пилотов важную информацию от диспетчера.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Наконец, самое прозаическое объяснение: пассажир, слушающий плеер или говорящий по телефону, вовремя не узнает о начавшемся пожаре или внеплановом приводнении. А его сосед в эвакуационной спешке запутается в проводах от наушников.

Так все-таки: нужно аплодировать при касании шасси ВПП?

В подобном проявлении вежливости нет ничего плохого. Но заведи тогда привычку хлопать кассиру в супермаркете, который успешно пробил чек. Это тоже его работа.

Пилоты, скорее всего, не услышат аплодисментов: они отделены от салона бронированной дверью и заняты переговорами с диспетчерами, рулением и уборкой механизации крыла.

Пока самолет не скатился на рулежную дорожку, опасность остается: он может не остановиться, съехать с полосы с неприятными последствиями или резко затормозить - и на тебя свалится багаж с полок, которые открыл нетерпеливый сосед.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Если непременно хочешь поаплодировать экипажу, делай это после полной остановки судна у терминала.

Почему ко мне все время пристают стюардессы с просьбами поднять шторки иллюминаторов? Разве они на что-то влияют?

Открытые шторки иллюминаторов, поднятые спинки кресел и приглушенный в салоне свет - необходимые меры безопасности при посадке.

Алексей, пилот Boeing 777 авиакомпании «Трансаэро»

Давай дадим волю воображению и представим, что самолет только что экстренно сел: в салоне задымление и женские крики, на крыле пожар. Но его никто не видит, так как шторки опущены. В итоге аварийный выход открывается как раз со стороны возгорания, пассажиры не видят люминесцентные дорожки на полу и слепнут от яркого света, выйдя из темноты. В общем, поверь: все это нужно для твоей же безопасности.

А если человек умирает на борту? Куда убирают тело?

Его не убирают в багажное отделение, как могли бы, наверное, подумать несознательные читатели.

Человек остается на том месте, где произошла трагедия, а вот пассажиры от него по возможности отсаживаются. В крайнем случае, тело можно переместить на заднюю кухню. На практике бывало, что пассажир терял сознание или жаловался на острую боль в области сердца, но никто, слава богу, не умирал внезапно и молча. Был случай, когда весьма крупный мужчина пришел на кухню к проводникам за водичкой, потерял сознание и лежал под искусственной вентиляцией легких до прибытия в Домодедово, там его забрала скорая. А однажды пришлось выполнить незапланированную посадку в аэропорту Варны из-за подозрения на инфаркт у пожилой женщины.

Самое сложное для экипажа в условиях экстренной посадки - объясниться с пассажирами, у которых горят отпуска и пересадки на другие рейсы.

Откуда берется самолетная еда? Ведь кухни на борту я так и не нашел. Где она хранится, как долго лежит?

Все, что подается пассажирам на борту, готовится в цехе бортового питания, который обычно находится на территории аэропорта. Для экипажа, кстати, готовит тот же цех, хотя меню может быть другим. Все бортовое питание имеет очень ограниченный срок годности - несколько часов. Так что, если перелет короткий, еду заправляют в обе стороны, но если рейс задерживается, загруженную еду сгружают и утилизируют.

Контроль за качеством блюд очень серьезный: перевозчикам не хочется получить жалобы отравившихся на борту пассажиров. А что касается кажущейся дешевизны продуктов, то в 1987 году, убрав всего одну оливку из салата, авиакомпания American Airlines сэкономила 40 000 долларов. Кстати, алюминиевый контейнер для горячих блюд, о который ты постоянно обжигаешься на борту, называется «касалетка».

Почему во время полета нельзя курить? Только вопрос охраны здоровья?

Пепельницы в подлокотниках кресел, наверное, и сегодня еще можно застать в старых воздушных судах на каких-нибудь внутренних рейсах. Да и во время взлета и посадки в этих самолетах горят лампочки «Пристегните ремни», «Не курите». Значит, раньше было можно? И кому это мешало?

Версия о возможном пожаре на борту самая известная. При случае можешь зайти в самолетный туалет и проверить контейнер, куда летят использованные салфетки. Он закрыт подпружиненным лючком, который захлопывается, как только ты уберешь руку. Это сделано, чтобы в потенциальный очаг возгорания не попадал кислород. А вот обшивка кресел, напольные покрытия и другие материалы салона не поддерживают горение - их можно долго плавить зажигалкой, но открытого огня они не дадут. Важная причина запрета курения на борту - экономическая выгода перевозчика. Воздух в самолете постоянно циркулирует, проходя через фильтры очистки и даже охлаждая по пути оборудование. Копоть и смолы быстрее приводят их в негодность.

Кстати, на некоторых рейсах арабских стран и, например, Ирана курить можно и сегодня.

В кино часто показывают, как по советам с земли случайные пассажиры сажают самолет. Там же все компьютером управляется!

Плохая новость: если оба пилота выведены из строя, пассажиры обречены. Даже если перед этим они грамотно настроили автопилот на выполнение автоматической посадки, то вы все равно обречены. Ни одна электронная система на борту не может действовать автономно, без управления экипажа. Autoland - автоматическая посадка - тоже требует контроля и постоянного управления со стороны человека. Даже бортпроводник вряд ли знает, каким образом можно связаться с землей, чтобы доложить об аварийной ситуации на борту. Он просто не найдет тангенту (кнопку), чтобы выйти на связь. Так что случайный пассажир не справится.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Борьба за место

Экономический класс - не самое комфортное место. Есть свинский способ немного улучшить его.

В Интернете ты без труда найдешь гаджет по имени Knee Defender. Это замки, которые надеваются на обеденный столик и не дают креслу впереди откидываться.

Об этической стороне устройства идут споры, ведь комфорт достигается за счет причинения неудобств другому пассажиру. При этом никаких полетных правил Knee Defender не нарушает: применение его на борту не запрещено. Правда, в августе прошлого года рейс Ньюарк - Денвер совершил экстренную посадку в Чикаго именно по вине гаджета: пассажиры из-за него поссорились и едва не подрались. Если решишь купить - стоит эта штука примерно 1100 руб­лей.

Я выглянул в иллюминатор и увидел, что крыло с моей стороны странно качается. Это конец или современные самолеты машут крыльями, чтобы летать?

У пассажирских самолетов одно крыло. Два - у знакомого каждому «кукурузника».

Если бы крыло было жестким, оно сломалось бы под нагрузками, ведь на него действует и подъемная сила, и вес двигателей, и встречный поток воздуха, и сидящие птицы. Нижняя часть крыла сделана из более мягкого материала, так как во время полета она растягивается больше, а верхняя - из более жесткого.

Если все еще боишься, посмотри на YouTube тесты прочности самолетных крыльев. Там их выгибают чуть ли не под прямым углом.

Как работает самолетный туалет? Неужели, как в советских поездах, все тут же сбрасывается?

Почему-то миф о том, что туалеты в самолетах устроены по типу «писать нельзя, мы еще в черте города», существует до сих пор. Оказывается, никаких разумных истоков у него нет.

Даже в старых моделях воздушного судна в туалете все смывалось в специальную емкость - никаких люков для сброса отходов не было. Далее эта же вода отфильтровывалась и снова шла на смыв. При этом в нее добавляли химикат для нейтрализации запаха. В более современных самолетах смыв происходит при помощи резкого всасывания воздуха.

Герман, инженер сопровождения эксплуатации воздушного судна

С вакуумным унитазом связана одна глупая шутка несознательных пассажиров: если опустить туда конец туалетной бумаги и нажать слив, то в никуда весело размотается с километр целлюлозы. Все отходы опять-таки собираются в специальный бак, который по прибытии откачивает резервуар-ассенизатор на колесах под названием «МА-7».

Во время трансатлантического полета на экранах в салоне показывают карту с траекторией полета и смешным самолетиком. Почему мы летим по дуге, а не напрямую? Так же быстрее!

Очень просто: возьми глобус, апельсин, свернувшегося ежа или любой шарообразный предмет и попытайся на нем, приложив нитку, проложить маршрут. Или вспомни, как художники выгибают меридианы на мировой карте, чтобы корректно передать форму планеты. И это не полный ответ. Воздушное судно вообще никогда не летит по прямой. Более того, если бы удалось проследить весь путь самолета по более точной карте, оказалось бы, что он летит чуть ли не зигзагами.

Виновата программа ETOPS (Расширенные правила полетов для двухмоторных самолетов) - особые требования к выполнению полетов над безориентирной местностью. Согласно им, маршрут самолета должен быть построен так, чтобы он постоянно находился в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить вынужденную посадку в случае отказа одного из двигателей.

Владимир Афонин, инженер-математик государственного концерна ПВО

Согласись, это лучше делать хоть на плохонькой, но взлетно-посадочной полосе (ВПП), а не в горах или на океанской глади. Ну а еще на траекторию полета влияют погодные условия. Конечно, самолету не помеха легкие дождь или снег, но он может при необходимости скорректировать курс, чтобы не избежать встречи с особенно агрессивными метеоусловиями.

Почему в самолетах одной модели, но разных авиакомпаний эконом-класс может быть совершенно по-разному тесным?

Логично предположить, что, чем больше самолет, тем больше места внутри. Это не всегда так.

Компоновка кресел в салоне зависит от авиакомпании и делается на заказ в соответствии с требованиями производителя самолета.

Анастасия, пресс-служба компании «Трансаэро»

Можно пилоту обмануть медконтроль перед полетом и выйти на рейс пьяным?

В России перед полетом пилоты проходят медицинский контроль - им измеряют пульс и давление. Обмануть его теоретически можно, подделав подпись врача в полетном задании. Но ради того, чтобы полетать пьяным, вряд ли кто-то пойдет на это: отстранение от полета часто карается увольнением.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Гораздо проще остаться дома, сослаться на нездоровье и отправить в рейс резервный экипаж.

Салон нашего самолета был украшен к Новому году елочными игрушками. Они какие-то специальные?

Это зависит только от авиакомпании. Игрушки используются и обычные, но предпочтение отдается пластмассовым, небьющимся.

Кроме того, на рейсах некоторых компаний пассажиров поздравляет Дед Мороз: это безопаснее и дешевле - достаточно одному из стюардов надеть шубу и бороду.

Анастасия, пресс-служба компании «Трансаэро»

Правда ли, что во время длительных перелетов двигатели само­лета периодически глушатся и самолет какое-то время просто планирует?

Неправда. В штатном режиме такое никогда не происходит. Но двигатели могут быть заглушены автоматически из-за неисправности или пожара.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Вообще, процедуру запуска двигателей (она называется «run up») имеет право совершать только пилот: по сигналу техника он запускает сначала правый, а затем левый двигатель. Такой порядок обусловлен тем, что тормоза в абсолютном большинстве типов иностранной техники запитаны от правого двигателя. Во время полета двигатели могут быть заглушены на испытаниях. За это и платят летчикам-испытателям.

Герман, инженер сопровождения эксплуатации воздушного судна

О"кей, мы, кажется, падаем. Мне повезет? Пассажиры какого отсека имеют больше шансов на выживание?

Мнения на этот счет существуют самые разные. Наиболее распространенное - садись в хвосте (там и пописать можно): топливные баки расположены под средней частью салона.

Владимир Афонин, инженер-математик государственного концерна ПВО

Если пилот отгорожен непроницаемой дверью от салона, как он общается с экипажем?

После 11 сентября пилоты действительно отгорожены бронированной дверью, которая имеет специальный код для входа.

Это сделано на случай, если в кабине все потеряют сознание - например, вследствие разгерметизации. Но этот код сработает только в том случае, если в течение 120 секунд после его ввода пилот не предпримет никаких действий. Конечно, проводники не используют его каждый раз для доступа в кабину, а только проверяют его работоспособность перед вылетом. В штатных ситуациях для входа провод­ник вызывает летчиков по трубке, то есть используя самолетное переговорное устройство, то самое, через которое он читает информацию для пассажиров, только на этот раз вызывает летчиков, а не громкую связь в салон. Кстати, проводник обязан вызывать экипаж каждые 40 минут днем и каждые 20 минут ночью, чтобы убедиться в их работоспособности.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Для общения с бортпроводниками есть специальные кодовые фразы. Обычно они оговариваются перед полетом, но есть и постоянные. Например, «Purser to cockpit, please» означает, что один из членов экипажа не в состоянии выполнять свои рабочие обязанности и старший проводник должен прийти на помощь. На случай захвата судна, конечно, тоже есть кодовое слово.

Правда ли, что можно научиться управлять самолетом, играя в компьютерные симуляторы вроде Microsoft Flight Simulator?

Можно развить какие-то навыки, вроде ориентирования в кабине. Знать, где какой прибор расположен. Возможно, симуляция даст представление о физическом поведении машины, ее динамических характеристиках, но говорить о полноценном обучении управлению не стоит. Для этих целей в авиации используются куда более продвинутые модели симуляции - MFTD и FFS. И если MFTD немного похожа на то, что игрок может устроить у себя дома, то FFS - это сложнейшее инженерное устройство, стоимость которого превышает цену самого самолета.

Увы, сегодня по закону экипаж может пресечь хулиганство на борту только с помощью уговоров. Но в нашей авиакомпании есть специальная служба сопровождения рейсов - это сотрудники служб воздушной безопасности в штатской одежде.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Любые буйные действия могут быть расценены как угон воздушного судна. О них будет сообщено командиру экипажа, который примет решение о посадке.

Меня немного пугает, когда люди доплачивают за перевес багажа. А самолет все это унесет? У него вообще есть лимит груза?

Предельный вес - это очень важно. Если он превышен, нарушается центровка судна. Самолет или не взлетит, если центровка передняя, или не будет управляться в воздухе, если задняя. А вот для расчета веса пассажиров используются средние значения, которые действуют в России уже более тридцати лет.

Стоит отметить, что для российских и зарубежных авиаперевозчиков они разные. Что касается отечественных компаний, то здесь все зависит от сезонности авиаперевозок и возраста пассажиров. Так, в осенне-зимний период за основу при расчетах максимальной взлетной массы воздушного судна берется средний вес взрослого - 85 кг, учитывая одежду и ручную кладь; ребенка до двух лет - 15 кг, детей с 2 до 12 лет - 30 кг. В период весенне-летнего сезона считается, что в среднем пассажир весит на 5 кг меньше, поскольку совершает перелет без верхней одежды.

Елена Монина, пресс-служба московского аэропорта Домодедово

Кстати, пассажирские самолеты перевозят массу коммерческого груза. Только крупные операторы вроде DHL или UPS имеют собственный грузовой флот, остальные используют обычные рейсы. При регистрации диспетчеры сообщают, сколько свободного места (веса) осталось, и карго-операторы загружают полезный груз: почту, посылки, контейнеры с иммигрантами.

Что будет, если меня застукают в туалете самолета занимающимся сексом?

Каких-то определенных правил на этот счет нет. Самое страшное, что может случиться, по прибытии на тебя наябедничают в службу безопасности, но обычно просто сделают замечание.

Ирина, бортпроводница, стаж 3 года

А вот предлагать бортпроводникам деньги, чтобы они пустили в комнаты для отдыха экипажа (такие есть на трансатлантических рейсах), - плохая идея. Зарплаты у них приличные, а тебя могут внести в черный список пассажиров.

Фото: Getty Images; Everett Collection / East News; Shutterstock Иллюстрация: Ольга Громова

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

В настоящее время авиаперелет стал вполне обыденным событием, не вызывающим сильных эмоций у человека любого возраста, если только он панически не боится летать. Однако даже такое банальное событие, как авиаперелет, вызывает беспокойство и множество вопросов, если человек, планирующий совершить путешествие в воздушном судне, является беременной женщиной.

В связи с повышенной бдительностью беременной женщины в отношении собственного состояния, от которого зависит нормальное развитие плода, она задается вопросом о безопасности практически любых обыденных действий, в том числе и авиаперелетов. Рассмотрим возможные влияния авиаперелетов на состояние беременной женщины и ответим на вопрос: "можно ли летать при беременности на самолете?"

Перелет во время беременности

Авиаперелеты во время беременности, на любом сроке гестации вплоть до самых родов , в подавляющем большинстве случаев безопасны и не наносят сколько-нибудь значимого вреда как самой женщине, так и плоду. Единственными противопоказаниями к авиаперелетам при беременности являются угрозы выкидыша или преждевременных родов, отслойка плаценты, гестозы , кровотечения , анемия III степени, преэклампсия и обострение имеющихся хронических заболеваний. При отсутствии данных противопоказаний беременная женщина может беспрепятственно летать на самолете на любом сроке. Поэтому если беременность протекает нормально, а женщина чувствует себя хорошо, то она вполне может летать на современных самолетах без какого-либо вреда для себя и будущего ребенка.

В общем, степень безопасности авиаперелета для каждой конкретной беременной женщины зависит от состояния ее здоровья . То есть, по сути, безопасность перелета при беременности такая же, как и для этой же, но не беременной женщины.

Известные в настоящее время потенциальные опасности и возможные негативные воздействия авиаперелетов на организм человека касаются не столько роста и развития плода в утробе матери, сколько любого взрослого или ребенка, предпринимающего путешествие на воздушном судне. Это означает, что все риски и опасности авиаперелетов для беременных женщин точно такие же, как и для небеременных представительниц прекрасного пола, мужчин и детей. Так, главными рисками авиаперелетов считается "синдром путешественников экономического класса", повышение риска тромбоэмболии, пересушивание слизистых оболочек ЛОР-органов, заражение инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, из-за скопления большого количества людей в салоне самолета и т.д.

Однако все имеющиеся относительные риски авиаперелетов можно снизить практически до нуля, выполняя несложные правила поведения на протяжении всего полета, которые мы рассмотрим отдельно.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровая женщина, беременность которой протекает нормально (без осложнений), может спокойно летать на самолете, выполняя простые правила, направленные на минимизацию рисков, тогда, когда это необходимо, поскольку авиаперелет для нее и будущего ребенка безопасен. Если же у женщины имеются какие-либо осложнения беременности, то сначала следует их устранить, после чего по достижении стойкого улучшения можно совершать авиаперелеты, также выполняя простые правила, минимизирующие риски и негативное влияние полета на самолете.

Противопоказания перелета при беременности

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют беременным женщинам отказываться от авиаперелетов при наличии у них следующих состояний или заболеваний:
  • Одноплодная беременность более 36 недель;
  • Многоплодная беременность более 32 недель;
  • Первые семь дней после родов;
  • Осложненное течение беременности (например, угроза выкидыша, гестозы, сильный токсикоз и др.).
Данные рекомендации ВОЗ являются довольно нечеткими, поскольку отражают только основные и весьма общие моменты, в которые беременной женщине не рекомендуется летать на самолете. Более того, они носят рекомендательный характер и не относятся к противопоказаниям. Из рекомендаций ВОЗ также очевидно, что беременная женщина может летать на самолете, когда это ей необходимо, поскольку авиаперелеты безопасны для нее и для плода.

Более четкие противопоказания к авиаперелетам при беременности приводят специалисты акушеры-гинекологи развитых стран Европы и США. Так, абсолютными противопоказаниями к авиаперелетам во время беременности являются следующие состояния у женщины:

  • Предлежание плаценты (полное);
  • Преэклампсия;
  • Анемия III степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 70 г/л).
Это означает, что при наличии данных абсолютных противопоказаний беременные женщины не должны летать на самолете ни при каких обстоятельствах.

Помимо абсолютных, существуют относительные противопоказания к авиаперелетам для беременных женщин. При наличии подобных относительных противопоказаний женщина может летать на самолете с соблюдением осторожности, однако врачи настоятельно рекомендуют в таких случаях отказываться от воздушных путешествий. Итак, к относительным противопоказаниям к авиаперелетам при беременности относят следующие состояния и заболевания:

  • Угроза преждевременных родов;
  • Угроза выкидыша;
  • Подозрение на отслойку плаценты ;
  • Анемия II степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 90 г/л, но выше 70 г/л);
  • Низкое расположение плаценты (учитывается только с 20-ой недели беременности);
  • Аномальное строение плаценты;
  • Кровянистые выделения из влагалища на любом сроке беременности, возникшие за 1 – 2 дня до планируемого перелета;
  • Неправильное положение плода в III триместре беременности (с 28 по 40 недели включительно);
  • Многоплодная беременность в сроке более 24 недель гестации;
  • Проведение инвазивных процедур (например, амниоцентез , хориоцентез и т.д.) в течение 7 – 10 дней перед планируемым авиаперелетом;
  • Гестоз;
  • Тяжелый токсикоз;
  • Чрезмерная рвота ;
  • Перенесенный в прошлом тромбофлебит;
  • Неконтролируемый сахарный диабет ;
  • Неконтролируемая гипертоническая болезнь;
  • Истмико-цервикальная недостаточность;
  • Обострение хронических заболеваний (например, герпетической, цитомегаловирусной инфекций и т.д.);
  • Острые инфекционные заболевания (в том числе, простуда, грипп и др.);
  • Беременность, наступившая в результате ЭКО ;
  • Рубец на матке.


Данные относительные противопоказания могут становиться и абсолютными, но только в каждом конкретном случае, если у женщины имеется действительно высокий риск потери беременности на фоне каких-либо указанных состояний или заболеваний. Однако в целом при наличии относительных противопоказаний авиаперелет совершить можно, но делать это следует только в случае острой необходимости.

Возможные негативные влияния авиаперелетов во время беременности

Рассмотрим широко освещаемые и укоренившиеся в сознании людей возможные негативные воздействия авиаперелетов на организм беременной женщины, и оценим степень этого влияния на основе имеющихся научных данных и наблюдений за стюардессами, на основе чего дадим заключение – мифом или правдой является то или иное расхожее мнение. Итак, в настоящее время бытует мнение, что авиаперелеты опасны для беременных из-за следующих факторов:
  • Высокий риск преждевременных родов из-за перепадов давления;
  • Риск тромбозов глубоких вен или тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА);
  • Действие космической радиации;
  • Гипоксия;
  • Вред от прохождения рамки металлоискателя на регистрации;
  • Вибрация и тряска в полете;
  • Обезвоживание;
  • Отек носа и появление ринита, першения в горле и других признаков простуды;
  • Риск заражения респираторными инфекциями;
  • Риск внезапных акушерских осложнений.

Риск преждевременных родов из-за перепадов давления во время взлета, посадки и попадания в турбулентность

У многих людей укоренилось в сознании, что авиаперелеты на любом сроке беременности увеличивают риск преждевременных родов. Причем объясняется подобный факт тем, что возникающие при взлете, посадке и турбулентности перепады давления негативно воздействуют на матку , вызывая родовую деятельность.

Однако многолетние практические наблюдения за полетами беременных женщин, находящихся на разных сроках беременности, показали, что частота преждевременных родов в воздухе такая же, как и на земле. А перепады давления никоим образом не влияют на сократительную активность матки. Иными словами, авиаперелет не увеличивает риск преждевременных родов, поэтому этого не стоит бояться. И даже если у женщины уже имеется риск выкидыша или преждевременных родов, то авиаперелет его не увеличит. Таким образом, данное мнение является мифом.

Определить риск преждевременных родов можно при помощи трансвагинального УЗИ с измерением длины шейки матки. Если шейка матки длиннее 14 см, то риск преждевременных родов практически нулевой и можно смело совершить авиаперелет. Если же шейка матки короче 14 см, то имеется риск преждевременных родов, степень которого должен оценить врач и принять решение, можно ли лететь данной женщине на самолете.

Многих женщин результаты многолетних практических наблюдений не убеждают, поскольку они считают, что если бы полеты не увеличивали риск преждевременных родов и не влияли на беременность негативно, то авиакомпании не ограничивали бы их в допусках к полетам, требуя справку от врача-гинеколога , в которой указывается, что данной женщине можно лететь на самолете. Однако политика авиакомпаний не имеет никакого отношения к влиянию полетов на беременность, поэтому указанный вывод является в корне неверным.

Следует понимать, что подобная политика авиакомпаний обусловлена не негативным влиянием полетов на беременность, а стремлением минимизировать вероятность стресса для команды лайнера, который они получат, если пассажирка начнет рожать в салоне самолета. Ведь ни пилоты, ни стюардессы не являются врачами-гинекологами, и не особенно желают оказаться в ситуации, когда нужно оказывать помощь роженице. Хотя стюардесс и обучают навыкам приема родов, но они не врачи и не акушерки, а потому рожающая женщина для них – это чрезвычайная ситуация. А оказываться в стрессовой чрезвычайной ситуации не хочет никто, и поэтому авиакомпании просто страхуются, предпочитая не иметь дела с подобными инцидентами. Сделать это очень просто – ограничить допуск к авиаперелетам для беременных женщин, что мы и видим со стороны авиакомпаний.

Тромбозы глубоких вен или тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА)

Риск тромбозов глубоких вен при длительных авиаперелетах, продолжающихся более 4 часов, увеличивается в 3 – 4 раза у всех людей, а не только у беременных женщин. Однако поскольку сама по себе беременность уже является состоянием, при котором повышен риск тромбоэмболий и ТЭЛА , то авиаперелет усугубляет этот риск, повышая его в 3 – 5 раз по сравнению с небеременными здоровыми женщинами. Кроме того, дополнительно несколько повышает риск тромбозов и ТЭЛА прием гормональных препаратов. Риск тромбозов и ТЭЛА также увеличивается по мере удлинения времени, проводимого в полете. То есть, чем дольше длится авиаперелет, тем выше риск тромботических осложнений. Поэтому данное мнение является правдой.

Необходимо помнить, что риск тромбозов и ТЭЛА при авиаперелетах связан с низкой концентрацией кислорода и избыточной сухостью воздуха салона самолета, употреблением алкоголя, кофе и газированной воды, а также длительным нахождением в неподвижном положении. Все эти факторы вызывают застой крови в сосудах ног и обезвоживание, что и приводит к образованию тромбов.

Однако данные повышенные риски тромбозов и ТЭЛА у беременных женщин можно минимизировать при помощи правильного поведения в полете (ходить через каждые 45 – 50 минут, часто двигать ногами в положении сидя, надевать компрессионное белье и т.д.). Если беременная женщина будет выполнять указанные правила поведения в полете, то риск тромбозов существенно снизится. В настоящее время общество акушеров -гинекологов Британии разработало следующие рекомендации для беременных женщин, выполнение которых позволит снизить риск тромбозов:

  • По 5 – 10 минут каждый час напрягать мышцы голени;
  • Через каждые 45 – 50 минут ходить по салону самолета по 10 – 15 минут;
  • Употреблять по 500 мл жидкости в час (сок, негазированная вода);
  • Не употреблять кофе, чай, алкоголь;
  • Надевать в полет компрессионные гольфы с профилактической степенью сдавливания.
Кроме того, если у беременной женщины имеются дополнительные факторы риска тромбозов, такие, как вес более 100 кг, многоплодная беременность, тромбофилия, варикозное расширение вен , то перед полетом необходимо провести медикаментозную подготовку. Данная подготовка направлена на снижение риска тромбозов и ТЭЛА во время авиаперелета, и заключается во введении препаратов низкомолекулярного гепарина (например, Фраксипарин, Дальтепарин, Эноксипарин и др.). Препараты вводятся однократно, накануне предстоящего перелета, в дозировке 5000 ЕД.

Если по каким-либо причинам ввести препараты низкомолекулярного гепарина нельзя, то их можно заменить приемом Аспирина по 75 мг один раз в сутки накануне и в день перелета. Однако Аспирин для профилактики тромбозов вен и ТЭЛА обладает меньшей эффективностью по сравнению с низкомолекулярными гепаринами.

Действие космической радиации

На высоте более 2500 метров действительно имеется радиоактивное излучение, обусловленное активностью солнца. Дело в том, что атмосфера нашей планеты задерживает данные радиоактивные солнечные вспышки, не допуская их попадания на землю. Поэтому человек, находясь на земле, не подвергается воздействию солнечной радиации. Но если он поднимается в воздух на высоту более 2500 метров, то солнечная радиация будет воздействовать на него в полной мере, поскольку защитный эффект атмосферы в этом случае уже отсутствует. Таким образом, находясь в современных авиалайнерах, полет которых проходит на высоте более 2500 метров (как правило, на 10 000 метрах), человек действительно подвергается воздействию солнечной радиации.

Однако не следует паниковать, поскольку данное влияние радиации солнца совершенно безопасно для всех людей любого пола и возраста, в том числе для беременных женщин. Безопасность солнечной радиации, воздействию которой подвергается беременная женщина при авиаперелете, обусловлена тем, что получаемая доза излучения очень низкая. Так, доза солнечной радиации, получаемая при трансатлантическом перелете, в 2,5 раза ниже, чем при рентгене органов грудной клетки. Поэтому при нечастых авиаперелетах беременная женщина подвергается влиянию малых доз радиации, которые не опасны ни для нее, ни для плода.

Гипоксия

На большой высоте воздух разрежен, и концентрация кислорода в нем относительно низкая. Соответственно и в салоне самолета концентрация кислорода ниже, чем в воздухе на поверхности земли. Подобное положение приводит к тому, что в крови любого человека, в том числе беременной женщины, также несколько снижается количество кислорода. Однако гипоксия не наступает, поскольку уменьшение давления кислорода в крови вызывает ряд компенсаторных реакций, которые обеспечивают ткани и органы O 2 в необходимых им количествах.

Так, в ходе изучения влияния низкой концентрации кислорода в воздухе в условиях авиаперелета на организм беременных женщин было выявлено, что признаки гипоксии у плода отсутствуют (по данным КТГ). То есть, небольшое уменьшение концентрации кислорода в воздухе и крови женщины во время полета не приводит к гипоксии плода, а, следовательно, не оказывает негативного влияния на его состояние. Поэтому распространенное мнение о том, что плод испытывает кислородное голодание во время авиаперелета, является мифом.

Единственной ситуацией, в которой плод может оказаться в состоянии гипоксии при авиаперелете, является наличие анемии III степени у беременной женщины. В таком случае компенсаторных механизмов не достаточно для устранения гипоксии из-за отсутствия необходимого количества гемоглобина.

Рамка металлоискателя на регистрации

Рамка металлоискателя, через которую проходят пассажиры самолетов во время регистрации на рейс и проверки багажа, не является источником радиации или какого-либо другого вида ионизирующего излучения. Данные рамки работают на основе слабого магнитного поля, которое совершенно безопасно для любого человека, в том числе беременной женщины. Таким образом, радиоактивное облучение в рамке металлоискателя – это миф.

Вибрация и тряска в полете

К сожалению, в полете может трясти из-за попадания в зоны турбулентности, а это, в свою очередь, способно провоцировать тошноту , рвоту, головокружение , укачивание или просто плохое самочувствие беременной женщины. В принципе, подобные неприятные явления не опасны для женщины и плода, но доставляют весьма ощутимый дискомфорт.

Обезвоживание

В салоне самолета находится сухой воздух, способствующий потере влаги организмом человека. Кроме того, потере жидкости, а, следовательно, обезвоживанию в самолете способствует питье мочегонных напитков, таких, как чай, кофе, алкоголь, газированные сладкие воды и т.д. Поэтому теоретически во время авиаперелета на фоне употребления указанных напитков в большом количестве может развиться обезвоживание. Однако обезвоживание в самолете легко предотвратить, поскольку для этого достаточно пить по 500 мл в час чистой негазированной воды или сока, и отказаться от употребления мочегонных напитков.

Отек носа и появление ринита, першения в горле и других признаков простуды

Слизистые оболочки носоглотки, носа и горла в самолете могут очень сильно отекать и пересыхать из-за того, что воздух в салоне очень сухой, у всех людей, в том числе у беременных женщин. Такое пересушивание слизистых оболочек может провоцировать появление насморка , заложенности носа и першения в горле. Чтобы предотвратить пересушивание слизистых в самолете, достаточно просто регулярно смачивать их растворами на основе морской соли (Хьюмер, Аква-Марис и др.), использовать сосудосуживающие капли (Отилин, Для Нос, Виброцил , Галазолин и т.д.) и освежать лицо чистой водой. Отек носа можно снять при помощи антигистаминных средств , таких, как Эриус , Телфаст, Цетрин , Фенистил , Супрастин и др.


Риск заражения респираторными инфекциями

В салоне самолета риск заразиться какими-либо инфекциями , передающимися воздушно-капельным путем, действительно высок из-за двух факторов. Во-первых, в небольшом помещении находится много людей, каждый из которых выдыхает в воздух собственные бактерии и вирусы . А во-вторых, в фильтрах кондиционеров самолета также скапливаются микроорганизмы, выдохнутые пассажирами текущего и нескольких предыдущих рейсов, поскольку их меняют один раз в несколько полетов. В результате в салоне самолета находится огромное количество микроорганизмов, как выдохнутых пассажирами, так и попавших в воздух с фильтров кондиционеров. Такая ситуация безусловно создает повышенный риск заражения различными респираторными инфекциями. Беременные женщины, иммунитет которых снижен, для профилактики инфицирования в полете должны использовать маску, прикрывающую рот и нос.

Внезапные акушерские осложнения

Вероятность развития каких-либо акушерских осложнений во время полета такая же, как и на земле. Однако в салоне самолета отсутствует квалифицированный медицинский персонал и оборудование, необходимые для оказания помощи женщине и ребенку. Поэтому осложнения, развившиеся в полете, могут оказаться фатальными не из-за самого нахождения в небе, а из-за отсутствия врачей, оборудования и лекарств. Поэтому если имеется высокий риск каких-либо осложнений, то беременной женщине авиаперелет лучше не совершать. В принципе, к высокому риску акушерских осложнений можно условно отнести все состояния, являющиеся относительными противопоказаниями для авиаперелетов при беременности.

Правила поведения беременных женщин во время авиаперелета

Для минимизации всех возможных рисков и обеспечения максимально безопасного авиаперелета беременные женщины в течение всего периода нахождения в салоне самолета должны соблюдать следующие правила:
  • Для полета одеться в удобную одежду, не стесняющую движений и не сдавливающую тканей;
  • На время полета следует одеть компрессионные гольфы или чулки с профилактической степенью давления;
  • На время полета следует одеть на лицо марлевую или синтетическую маску, закрывающую нос и рот;
  • Заходить в самолет одной из последних;
  • Одеть обувь, которую можно снять, не наклоняясь вниз и также одеть;
  • Не сидите ногу на ногу, поскольку это затрудняет кровообращение и усиливает отек;
  • Каждые 45 – 50 минут вставать и ходить по проходу в течение 10 – 15 минут;
  • По 5 – 10 минут каждый час напрягать мышцы голеней ног и совершать простейшие движения голеностопом в положении сидя (например, натягивать носок на себя и от себя и т.д.);
  • Если обувь начинает давить на ногу или ощущаться на ней, то необходимо снять ее;
  • Ремень застегивать под животом;
  • Пить каждый час по 500 мл негазированной чистой воды или сока;
  • Выбрать места в носу самолета, поскольку, во-первых, воздух идет от кабины пилотов к хвосту и будет легче дышать, а во-вторых, в этой части меньше трясет;
  • Если есть возможность, то рекомендуется покупать билеты бизнес-класса, поскольку в нем комфортнее и шире сиденья, а также относительно большие проходы, позволяющие вытянуть ноги и занять наиболее удобное положение;
  • Выбирать место у прохода, чтобы можно было вставать и ходить по проходу;
  • В салон взять несколько небольших подушек, чтобы подложить их под шею, поясницу и т.д. с целью обеспечения максимального комфорта;
  • Для освежения лица взять с собой и по мере необходимости использовать термальную или минеральную негазированную воду;
  • Для промывания носа и рта с целью устранения сухости слизистых оболочек взять с собой и использовать растворы соли (Аква-Марис, Хьюмер, Долфин и др.);
  • Для уменьшения эффекта закладывания ушей и укачивания необходимо взять кислые леденцы и горькую шоколадку, и употреблять их по мере необходимости;
  • Для устранения симптомов укачивания взять с собой и применять по необходимости гомеопатические препараты, безопасные для беременных, такие, как Вертигохель или Авиа-море;
  • Не употреблять кофе, чай, алкоголь и сладкие газированные напитки;
  • Положить на видное место обменную карту и записку с указанием группы крови и номера телефона близкого человека.

Наиболее благоприятные периоды беременности для совершения авиаперелетов

Наиболее благоприятный и самый безопасный период для авиаперелетов – это второй триместр беременности, то есть, с 14 по 27 недели гестации включительно. В этот период явления токсикоза уже закончились, живот еще относительно небольшой, а угроза преждевременных родов минимальна. Поэтому женщинам рекомендуется планировать авиаперелеты именно на второй триместр беременности.

Помимо благоприятных, имеются еще и неблагоприятные периоды для авиаперелетов, во время которых полет наиболее опасен для беременной женщины. К таким неблагоприятным периодам для авиаперелетов, да и вообще для любых других активных действий, относятся следующие:

  • С 3 по 7 недели беременности;
  • С 9 по 12 недели беременности;
  • С 18 по 22 недели беременности;
  • Каждый срок очередной менструации , которая бы наступила, если бы не было беременности.
В эти опасные и неблагоприятные периоды рекомендуется воздерживаться от авиаперелетов.

Перелеты на разных сроках беременности

Перелет на ранних сроках (1, 2, 3 и 4 недели беременности)

Перелет на 1 и 2 неделях беременности безопасен. А на 3 и 4 неделях гестации от перелетов лучше воздержаться, поскольку в этот период начинается закладка внутренних органов плода, и любая перенесенная в этот период простуда может стать причиной пороков развития и следующего за ними выкидыша .

Перелет во время 1 триместра (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 недели беременности)

Лучше воздержаться от перелетов во время 5, 6, 9, 10, 11 и 12 недель беременности, поскольку именно в эти периоды происходит закладка и формирование всех основных органов и систем плода. Если под влиянием простуды или стресса произойдет неправильная закладка органов, то беременность не состоится и произойдет выкидыш. Таким образом, наиболее безопасными для авиаперелетов в первом триместре являются 7 и 8 недели.

Перелет во время 2 триместра (13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 недели беременности)

Этот период является самым безопасным для авиаперелетов. Однако лучше воздерживаться от полетов в 18, 19, 20, 21 и 22 недель, поскольку именно в этот период имеется наиболее высокий риск позднего выкидыша.

Перелет во время 3 триместра (28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 недели беременности)

В третьем триместре можно летать на любом сроке, если отсутствуют осложнения, а самочувствие хорошее. Однако необходимо помнить, что многие авиакомпании, начиная с 28 недель беременности, требуют справку от гинеколога, в которой указано, что полет разрешен. Такую справку необходимо получить не более, чем за 7 дней до полета.

Правила различных авиакомпаний по перевозке беременных женщин

В настоящее время существует общепринятые следующие правила перевозки беременных женщин, которых придерживается большинство авиакомпаний:
  • До 28 недель беременности женщин пускают на борт без каких-либо справок и специальных документов;
  • С 29 по 36 недели беременности женщины для посадки в самолет должны предоставить справку от гинеколога о том, что полет разрешен;
  • С 36 недели авиаперелет запрещен.
Справка от врача-гинеколога, необходимая для полета с 29 по 36 недели беременности, годна максимум 7 дней, поэтому получать ее необходимо непосредственно перед планируемым путешествием. Кроме того, на любом сроке беременности на регистрации от женщины могут потребовать справку или другой документ (например, обменную карту), в котором указан срок гестации.

Указанные правила являются общими и наиболее часто встречающимися, однако не универсальными. Многие авиакомпании используют другие правила перевозки беременных женщин, которые могут быть как более строгими, так и напротив, лояльными. Например, некоторые авиакомпании берут на борт женщин и после 36 недели беременности со справкой от гинеколога о том, что полет разрешен. Поэтому, покупая билеты на самолет, необходимо выяснить правила авиакомпании, которая осуществляет рейс.

В наиболее крупных авиакомпаниях действуют следующие правила относительно беременных женщин:

  • KLM – до 36 недель свободно, после чего пассажирку не пустят на борт ни в коем случае;
  • BRITISH AIRWAYS – до 28 недель свободно, а с 28 и до родов только со справкой от гинеколога, в которой указано, что противопоказания к полету отсутствуют и с заполненным заявлением, что женщина осознает все риски и не возлагает вину на авиакомпанию;
  • LUFTHANSA – до 34 недель свободно, с 35 недели и до родов только со справкой от гинеколога, который работает в специальном центре авиакомпании;
  • Аэрофлот и S7 – справка от врача на любом сроке беременности;
  • UTair, Air Berlin, Air Astana – до 36 недель со справкой от гинеколога, а с 36 недели – полет запрещен;
  • Air France – свободно на любом сроке беременности вплоть до родов;
  • Alitalia – до 36 недель свободно, а после со справкой от врача.

Просмотров