Светлая неделя в славянской традиции. Светлая седмица, светлая неделя, пасхальная неделя - святые - история - каталог статей - любовь безусловная

Когда пасхальная неделя в 2017 году? Она выпадает на период с 17 по 22 апреля. Согласно традиции, вся последующая неделя после Пасхи является для православных продолжением празднества и именуется Светлой седмицей. В это время особенно возбраняется впадать в уныние или усердствовать в работе. Напротив, сердце мирян переполняется радостью, они ходят в гости, обмениваются куличами и крашеными яйцами. Каждый из дней считается светлым, так и называется «Светлый Понедельник», «Светлый вторник» и т. п. Кроме того, они имеют и другие названия, уходящие корнями к верованиям наших праотцев-славян. Седмица должна проходить за богато накрытым столом. Важно, пребывая в праздничном ликовании, не допускать к себе дурных мыслей.

Светлый понедельник 17 апреля

К крестным спешат крестники, к бабушкам - внуки с гостинцами, среди которых крашеные яйца и пироги. Гостеприимные хозяева также, не оставаясь в стороне, дают угощения с собой. Люди навещают друг друга, «христосуются» и обмениваются традиционными пасхальными кушаньями. День этот называют поливальным или волочебным.

Светлый вторник 18 апреля

По старинному обычаю тех, кто умудрился проспать утреннюю службу, окатывали водой. Вероятно, поэтому нередко день именуется «Купалища». Историки твердят о том, что обряд этот языческий и символизирует поклонение земле.

Светлая среда 19 апреля

Редко начиная со вторника, чаще все же с четвертого дня Пасхи девицы водили хороводы. Из-за этого день именовался «хороводницей». Начавшиеся в это время хороводные пляски проводились вечерами до самой Троицы. Молодые люди играли и забавлялись. Но все же вели себя достойно, избегая драк и чрезмерного разгула. В этот день равно, как и в другие Светлой седмицы, невесты привлекали внимание кавалеров. Проходили своего рода смотрины, устраивались разнообразные соревнования.

Взрослые люди в среду старались отыскать цвет ряста, когда находили, то топтали его, не забывая говорить: «Чтобы на следующий год дождаться ряст топтать». Также среду называют «градовой». Тем, кто занимается земледелием, следует зажечь в церкви свечу, чтобы град урожай не погубил.

Светлый четверг 20 апреля

На территории Воронежской области существовала традиция «вождение кобылы». Действо забавное: на обтесанную палку водружали собственноручно сделанную кобылью голову. К другому краю палки привязывался хвост, укладывалось веретье. Каждый, кто желал кататься усаживался на лошадку. Наиболее темпераментный мужчина выряжался в цыгана, водил лошадь по улицам.

Если лошадка падала, то цыгану следовало «погрызть» ее за ушко, чтобы встала. У самого умелого и артистичного коневода кобыла и пританцовывала, и на дыбы становилась, и лягала тех, кто попадался на пути, преимущественно девчат.

Празднества несколько стихали, хотя еще оставались куличи да крашенки на столах, и люди меж собой христосовались. С пригорков в четверг девушки звали весну, исполняя особые песнопения. Иногда после похода в церковь отправлялись убирать на кладбище могилки родственников.

Светлая пятница 21 апреля

Ряд губерний, среди которых Костромская, Тульская, Вологодская отмечали сей день по-особому. Теща приглашала родных зятя на свежее пиво. Или же варили его вскладчину. Когда сливался напиток в лагуны, собравшиеся старики и молодежь выпивали остаток. Отведавший его приговаривал: «Пиво - то не диво, мед не хвала».

Светлая суббота 22 апреля

В деревнях Сибири проходили, звеня колоколами, как бы прощаясь с праздником, потому что пасхальный звон колоколов с этого дня умолкал. Была еще традиция «ублажения гордых». Днем родня жены посещала молодую семью. Если невестка была хороша, то родня молодого всячески угождала ее близким. В Ярославской губернии молодожены отправлялись гостевать к родителям молодой. Застолье именовалось «вьюнинами». Это был новый этап в жизни молодых супругов. До вьюнин муж не имел права оставлять супругу надолго, теперь же мог уезжать на дальние промыслы. А на жену теперь возлагались все обязанности по хозяйству. Ранее она была частично освобождена от них.

В светлую субботу, предшествующую Красной горке, до того, как солнце взойдет, гурьба парней «окликалыциков» ходила с песней по деревне, исполняя ее под окнами молодой супружеской пары.

Для православных вся Светлая седмица является особенным радостным периодом, когда ликует душа и сердце! У церковных «Царских» врат ставят артос. Этот хлеб раздается верующим мирянам: считается, что вкусивший его может излечиться от болезней.

Первая неделя после Пасхи называется Светлая. Каждый день этого периода посвящен определенной деятельности и имеет свое название. Градовая среда после в православии – один из таких особенных дней.

Какого числа градовая среда?

Чтобы понять, какого числа будет градовая среда в наступившем году, следует узнать, когда православные будут отмечать Пасху. Первая среда после этого великого праздника является градовой, или, по другим источникам, ледовой.

В этот день очень полезно поставить в церкви свечу и помолиться от такой напасти как град, который может полностью уничтожить урожай и привести к голоду. Именно поэтому предки чтили градовую среду особо. А современники в этот день могут помолиться о том, чтобы не было природных катаклизмов – такая интерпретация сегодня более актуальна.

Что нельзя делать в градовую среду?

Один из главных вопросов, касающихся градовой среды – можно ли в этот день работать. Поскольку Светлая неделя после Пасхи предками посвящалась в основном отдыху, работать в этот период нежелательно. Тем более что с градовой среды обычно начинался период, который называли «хороводницей». Ежедневные хороводы, которые молодежь начинала водить со среды, продолжались до другого большого праздника – Троицы.

Шумные гулянья во время Светлой недели не только не запрещены, но и приветствуются, единственное ограничение – на драки. Это время считалось самым подходящим для знакомств с целью создания . Во многих селениях строго соблюдались различные церемонии, призванные помочь привлечь свою половинку.

Светлую неделю часто посвящали посещению не только живых родственников, но и умерших. Лучшими днями для посещения кладбищ были понедельник и четверг. В эти дни можно было прибрать могилы и украсить их, оставив угощение – крашеные яйца, кулич, сладости.

Светлая неделя в народной традиции

Дореволюционная пасхальная открытка
Тип народно-православный
иначе Гремяцкая неделя
также Светлая седмица (христ.)
Отмечается восточными славянами
В 2012 году с 15 по 21 апреля
В 2013 году с 5 по 11 мая
Традиции разжигание костров, освящение яиц и куличей, поминание предков, весенне-летние гулянья парней и девушек, качание на качелях, смотры невест, хождение по гостям
Связан с 1-я неделя по Пасхе

Праздничная неделя, длившаяся от Пасхи до Фомина воскресенья . Считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни.

Другие названия недели

Пасхальная, Проводная (белор.), Гремяцкая неделя (чернигов.), Червоные святки, Святая неделя, Светлая неделя, Великоденская неделя, Великая неделя, Радостная неделя, Гревицкая неделя, «Велицидни» (полес.), Порознаа неделя, Светлая седмица (христ.) .

Обрядность недели

Ф. Сычков. Игра в кучки.

Характерной чертой народной обрядности Светлой недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику. Поминальными днями этой недели были первый (в некоторых местах второй) день Пасхи и Навский четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. Верили, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии. В эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на по ним найти дом; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Дома усопшие покидали, по распространенным представлениям, на Радуницу, а Землю на Вознесение.

В Светлую неделю, которая считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. Это происходило по-разному в разных деревнях. Например, в Печорском уезде Архангельской губернии девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу для игры в бачу. Бача представляла собой длинную, украшенную росписью палку, которой надо было сбить установленную на земле деревянную фигурку. Игра собирала большое количество людей, желавших посмотреть на девушек. В Орловской губернии девушки, надев первый раз женскую одежду - понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней. В Рязанской губернии девушки, вступившие в брачный возраст, приглашались на площадь перед церковью. Там они стояли некоторое время всем напоказ, а затем катались по селу на лошадях. При этом их «предлагали» в невесты каждому встретившемуся мужчине. В Пасхальную неделю девушки coвершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в Великдень первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол. Во время Светлой недели во многих областях устраивались смотры молодоженов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус. Во Владимирской губернии, например, молодожены подходили к собравшимся у их дома замужним женщинам и давали им в качестве «вступительного» пирог и яйца В Костромской губернии замужние женщины, собравшись группой, приходили к дому молодоженов и требовали, чтобы новобрачная их впустила. Та открывала им дверь и говорила: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки». После этого все входили в дом и угощались праздничной едой.

Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни .

«Поливальний или Волочильний понедiлок» (укр.), «Хлопский волочевник» (белорус.), Богородицы (слобожан.)

Великоденский гостинец

В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки - к бабушкам, неся им гостинцы - пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный ») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками.

На Украине компании парней по обычаю ходили от дома к дому и поздравляли с праздником, за что получали яйца, праздничный хлеб, деньги. Все деньги шли в казну молодежных групп и расходовались, как правило, на проведение осенью и зимой молодёжных праздников с приглашением девчат.

В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы .

На Украине на третий день «Великодних святок» селяне собирались в корчме «на музыку», чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем «гостеваний», молодёжных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста, а найдя - топтали их приговаривая: «Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать».

Градовая среда, Ледовый день (белорус.), Хороводница

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

Навский четверг (белорус.)

Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах и особенно у католиков бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту».

Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения .

Пятница - прощёный день

На прощёный день в Тульской губернии сзывают тесть и тёща зятниных родных на молодое пиво. В Костромской и Вологодской губерниях варят пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходятся молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

Субботу также в народе называли «хороводницей», так как она была разгаром молодёжного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили «с колоколами прощаться», так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал.

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания. В Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома «окликальщиками» (см. Вьюнишник) молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. В доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось «вьюнинами». «Вьюнины» были важным переходным моментом в жизни молодожёнов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после - мог на долго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых её частично освобождали в предшествующий период .

В этот день - самый разгар молодого веселья. В Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок .

«Окликанье молодых» в субботу

В ряду весенне-летних увеселений выделяется сборище мужской молодёжи - «окликанье молодых », называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки , до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней - по 5, 10, 15 и более человек. Окликалыцики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликалыциков, подчеркивалось множество их: «сила - армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» - обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветет», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою».

Эта часть песни отражала реальный обычай: посещение родственниками молодой новобрачных в субботу на пасхальной неделе, в середине дня, после прихода окликалыциков. Местный житель подчеркнул в описании ярко выраженную здесь тенденцию «ублажать гордых», то есть родственников жены, после свадьбы. «Особенно если снова попадётся подходящая к дому, муж и свекор, чтобы удобнее приспособить её к себе - к своему семейству, делают для неё и для родных её все, что только может ей понравиться». Приём родных в субботу пасхальной недели стоит в ряду целой системы взаимных посещений и угощений породнившихся семейств в течение первого после свадьбы года.

Мотив утешения молодой предстоящим приездом её родственников сменялся в песне окликалыциков советом или скорее назиданием отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Здесь же звучала тема привыкания ко всей родне и шире «ко моей стороне». Эта часть была центральной, главной в хоре окликал и выражала основное содержание обычая - приобщение молодой к новой жизни. За нею следовал весёлый перечень того, чем следует оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось всё выражением уважения молодожёнам.

«Окликанные молодые» выносили окликальщикам угощенье. По данному описанию, это пироги, пряники, орехи, брага или водка. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье выставлялось на вечерней пирушке молодёжи.

В Махловской волости Юрьевского уезда наряду с мужскими вьюнишниками бывало окликание молодых женским хором - «бабий вьюнец».

В некоторых местах молодожёнов приветствовали в течение дня две, три или более групп окликал, распределявшихся по половозрастному принципу и выходивших в определенной последовательности. Рано утром - дети, с 12 часов - взрослые мужчины в сопровождении нарядных девушек и женщин в качестве зрителей (Рожновская волость Семёновского уезда). Утром и в полдень - мальчики и девочки 10-15 лет, в 5-6 часов вечера - женская партия, ещё позже - мужская (Юрьевецкий уезд). Возможно, было и исполнение вьюнишника всей деревней во главе со стариками. Оно бытовало наряду с чисто мужским молодёжным окликанием. Обходы дворов молодёжью, построенные по типу колядования, бывали на Масленицу , Пасху, Егорьев день, Семик . Местами отмечены также обходы дворов в середине Великого поста - в крестопоклонную среду и накануне Вербного воскресенья .

На Украине также под окнами молодых, поженившихся за прошедший год и не имевших детей, парни под сопровождение музыкальных инструментов пели вьюницкие песни. В Галиции (Яворовщина), сообщает В. Гнатюк , ещё в 1870 году исполняли «рындзивки». На второй или третий день компания ребят обходила поздно ночью с музыкой местных молодиц, которые вышли замуж после Рождества и пели:

Гречная панна, красна Ганунейка, Не сама з собою, з вiтцем, з матінкою. Тобі, Ганунейко, риндзівка, А нам писанок кобівка. Тобі, Ганунейко, виградзанє, А нам писанок ціле дзбане. Тобі, Ганунейко, красная пiснь. А нам писанок сорок і шість, Й в коморі на кілочку Висять писанки в ріжочку: Нема кому встати, писанок дати

После окончанию песни молодица выносила несколько яиц-писанок и мелкие деньги. Поблагодарив за подарки ватага шла до следующих молодожёнов .

«Улица»

С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Одной из самых распространённых развлечений молодёжи были «улица» (на Украине) или «пятáк» (на юге России) - вечеринки парней и девушек под открытым небом. «Улица», как правило, собиралась в условном, заранее установленном месте: на площади посредине села, за околицей, на зелёном лугу возле реки - в зависимости от местности.

Начиналась «улица» с Великодня и гулялась всё лето - до Семёна-летопроводца (1 сентября). До начала полевых работ молодёжь собиралась ежевечерне, а когда начиналась работа в поле, то только в воскресенье и праздничные дни. Обычно «улица» проходила весело и живо: с музыкой, танцами, песнями, заигрываниями. Самым уважаемым на «улице» был гармонист. Кроме песен, танцев и хороводов во время «улицы», проводились ещё и другие весёлые забавы, которых много знала наша молодёжь. Там разучивались песни и танцы, жила народная традиция, развивались лучшие товарищеские качества и зарождалась настоящая чистая любовь.

Поминки и сватовство

Характерной чертой народной обрядности Пасхальной недели в некоторых местах было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, которые на Пасхальной неделе не проводились, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику. Поминальными днями этой недели были день Пасхи и Пасхальный четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. В эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Землю усопшие покидали, по распространенным представлениям, в Фомино воскресенье или на Радуницу . По другим представления души умерших естественной смертью возносились на Вознесение, когда «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские».

Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотры молодожёнов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус.

В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.

В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол.

Через неделю после Пасхи с Красной горки и Радоницы начинали играть весенние свадьбы.

См. также

  • Страстная неделя в народной традиции - перед Пасхой
  • Радоницкая неделя - после Пасхи
  • Светлая седмица - в церковной традиции

Примечания

Литература

  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу, Том 3 - М.: 1995.
  • Валачобныя песні / склад. Г. А. Барташэвіч, Л. М. Салавей; склад. музычнай часткі В. І. Ялатаў; рэд. К. П. Кабашнікаў; уступны артыкул Л. Салавей. - Мінск: Навука і тэхніка, 1980. - 560 с.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С. . - Мн. , 1992. - С. 554-612.
  • Гнатюк В. Колядки і щедрівки. // Етнографічний збірник . - Львів, 1914. (укр.)
  • Громыко М. М. Мир русской деревни . - М .: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2
  • Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия - М.: Книга Принтшоп, 1990.
  • Иваницкая З. Писанка: 300 образцов - М.: «Мир», 2001.
  • Грушевський М. С. Історія української літератури, В 6 т. 9 кн / Упоряд. В. В. Яременко. - К. : Либідь, 1993. - Т. 1. (укр.)
  • Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов .
  • Климишин И. А. Календарь и хронология - М.: Наука, 1990.
  • Коринфский А. А. Народная Русь . - Смоленск: Русич, 1995. - 656 с. - ISBN 5-88590-309-3
  • Красавік // Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ .
  • Максимов С. В. . - СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. - 529 с.
  • Народны каляндар беларусаў, Реферат, Крупенько Ю. У. - Мн.: Белорускi нацыянальны тэхнiчны унiверсiтэт, 2002.
  • Отмечаем Пасху по всем правилам // Газета «Магия и Жизнь» № 7 (2-15.04.2007.) .
  • Пасха / Сост. И.А. Панкеев - М.: ОЛМА-Пресс, 2001. 285 с. ISBN 5-224-02154-5
  • Пасхальная неделя // Российский Этнографический Музей.

Тип: народно-православный
Иначе: Гремяцкая
Также: Святая (христ.)
Отмечается: восточными славянами
В 2012 году: с 15 по 21 апреля
В 2013 году :с 5 по 11 мая
Традиции: разжигание костров, освящение яиц и куличей, поминание предков, весенне-летние гулянья парней и девушек, качание на качелях, смотры невест, хождение по гостям.

Обрядность недели

Характерной чертой народной обрядности Светлой недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику. Поминальными днями этой недели были первый (в некоторых местах второй) день Пасхи и Навский четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. Верили, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии. В эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на по ним найти дом; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Дома усопшие покидали, по распространенным представлениям, на Радуницу, а Землю на Вознесение.

В Светлую неделю, которая считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.
Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

«Поливальний или Волочильний понедiлок» (укр.)

В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки - к бабушкам, неся им гостинцы - пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками.

«Купалища», вторник

Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.

Градовая среда

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

Навский четверг (белорус.)

Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах и особенно у католиков бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту.

Пятница - прощёный день

На прощёный день в Тульской губернии сзывают тесть и тёща зятниных родных на молодое пиво. В Костромской и Вологодской губерниях варят пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходятся молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

Субботу также в народе называли «хороводницей», так как она была разгаром молодёжного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили «с колоколами прощаться», так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал.

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания.
В этот день - самый разгар молодого веселья. В Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Святая Пасха самым торжественным образом празднуется во всех христианских странах. Для православных Пасха, пожалуй, самый любимый церковный праздник. Может быть, потому, что другие праздники (например, Рождество) очень серьезные и торжественные, а на Пасху всегда весело, да и весна на дворе. Кроме того, Пасху отмечали не только верующие. Это всенародный праздник, берущий начало с дохристианских времен. И в советские времена люди пекли куличи, красили яйца, готовили пасху.

Христианская Пасха именуется от греческого "пасхейн" - страдать. К достойной встречи Пасхи люди готовятся шестью неделями Великого поста (во время поста из рациона исключаются в основном продукты животного происхождения – мясо, молоко, масло, сыр, яйца, иногда – рыба). Пост начинается в чистую среду и заканчивается в великую субботу, в день, предшествующий светлому Христову воскресенью. От первого до последнего дня пост посвящается воспоминаниям о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.

Неделя, предшествующая Пасхе, начиная с Вербного воскресенья и до светлого Христова воскресения, называется страстной. В дни страстной недели службы в церквах напоминают и рассказывают верующим о последних днях жизни Христа на Земле. Великий четверг, или, как его иначе называют, великоденный четверг, напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, а в светлое Христово воскресенье отмечается воскрешение Иисуса Христа.

Сначала день Пасхи связывали с "Тайной Вечерей" и последовавшими затем страданиями Христа, а с V века её стали праздновать как светлый и радостный праздник "Воскресения Христова".

Служба воскресению Христову отчасти начинается на вечерне перед литургией Великой субботы, во всём же торжестве и праздности – на утрене, проспать которую считалось непростительным грехом.

Утренняя служба в церквах на Пасху, во время которой прихожане вместе встречают восход солнца, уходит своими корнями в традиции древних языческих весенних празднеств, проводившихся в честь восходящего светила. В день Пасхи в обычае носить новую одежду как символ новой жизни. Эта традиция происходит от первых христиан, крестившихся на рассвете первого пасхального дня новообращённых в свою веру. Те, кто подлежал крещению, приходили в этот день в церковь, нарядившись в новые белые рубахи.

В старину в России на все дни недели, начиная с понедельника, для простого народа устраивались качели, карусели, балаганы, где выступали комедианты, и другие зрелища. Прочее население наносило поздравительные визиты родным и знакомым и каталось в экипажах. Каждый город или село оглашалось колокольным звоном до вечерен. Всем желающим было позволено упражняться в мастерстве колокольного звона.

Раньше во время Пасхи занимались всевозможными играми, сегодня же пасхальное шествие лишь дань традиции. Что касается возникшего относительно недавно обычая посещать кладбища в первый день Святой Пасхи, считают, что этот обычай удалён от церковного сознания, т.к. этим нарушается традиция священных обрядов. В день Пасхи положено праздновать и прославлять Светлое Христово Воскресенье. Эту весть о том, что "смерть поглощена победою", мы во вторник второй недели праздника сообщаем нашим усопшим, соединяясь с ними в общей радости. Родные могилы по обычаю нужно посещать в воскресенье, следующее за пасхальным (на Красную горку), во вторник утром или в понедельник вечером побывать на заупокойном богослужении, молитвенно вспомнив родных и близких в светлый праздник Радуницы.

– самый продолжительный в году праздник. Каждый день пасхальных праздников имел свой обряд.

Понедельник и вторник – "купальные". Обливали водой тех, кто проспал утренний молебен.

Среда – "градовая". "В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило".

Четверг – Пасха усопших, поминовение почивших родственников.

Пятница – "прощённый день". Родственники и друзья просили прощения друг у друга. Тесть и тёща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи.

Суббота – хороводница.

Воскресенье – Красная горка. Обычно играли свадьбы, гуляли молодые. Это светлая пасхальная неделя (Светлая седмица). В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда.

В празднике проходили 40 дней до Вознесения. Этим днём и заканчивались пасхальные торжества. Затем следует будничная Фомина неделя.

Просмотров