Прием горячий стул. Техники в гештальт-терапии

Солт үстік Қазақстан облысы

М.Жумабаев ауданы

Қарақоға орта мектебі

Северо-Казахстанская область

Район Магжана жумабаева

МАСТЕР – КЛАСС

При ёмы технологии развития критического мышления

Учитель начальных классов:

Бер И.А.

2015-2016 уч год

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Бер Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

КГУ «Карагугинская средняя школа»

Район М.Жумабаева, СКО

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Элисон Кинг

Цели:

Расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;

Показать приемы использования приемов в своей практической работе

Оборудование: интерактивная доска, презентация,ватманы,маркеры,текст В.Драгунского «Друг детства»,конфеты для деления на группы

Критерии успеха:

Знать приемы критического мышления;

Уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: педагоги района

Ход мастер-класса

1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды).

Видеоролик «Позитивный настрой»
Здравствуйте те, кто любит мечтать!
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!

Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто любит сладкое!

Кстати о сладеньком, предлагаю вам взять со стола один понравившийся десерт. Смелее, смелее. Изучите его форму, вкус, цвет, фактуру, размер. Открываем, изучаем.

2. Деление на группы «Конфета»

3.Определение правил работы в группах

Уважительное отношение ко всем членам группы;

Умение слушать и слышать всехчленовгруппы;

Оказание помощи друг другу;

Активное участие всех членов группы в работе;

У важаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе, который будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

1 этап. Мотивация

А что это за технология, попробуйте определить, посмотрев мультфильм «Поросёнок и печенье» (просмотр м\ф)

Работа в группе (на обсуждение 3 мин)

Итак, как Вы думаете, о какой технологии пойдёт речь и почему Вы так считаете? (о ТРКМ)

Сегодня мы будем говорить о ТРКМЧП (слайд 1).

Верите ли вы, что по окончанию семинара, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

Верите ли вы, что устанете сегодня на семинаре?

Верите ли вы, что можно детей младшего возраста научить учиться?

В начале, середине и по окончанию мастер- класса, работая в группе, Вы будете заполнять таблицу «Знаю - Хочу узнать - Узнал » (раздать постеры, начертить таблицу). Это один из приёмов ТКМ.

Работа в группе

1 задание (5 мин)

В 1 графу напишите всё, что Вы знаете или когда-то слышали о данной технологии. Во 2 графу, что бы Вы хотели узнать об этой технологии. А 3графу заполним в конце занятия. Презентация ответов.

- Итак, ТРКМ - это американская технология. В Казахстане она начала развиваться с 90-х годов. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на всех уроках, а так же во внеурочное время. Помимо этого приёмы технологию можно использовать при проведении семинаров, педсоветов, заседаний МО.

4.Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

На 1стадии :

Прием «корзина идей»

Прием «вы согласны с этим высказыванием?»

-«верите ли вы, что…»?

Прием «ЗУХ»

5. Второй этап «осмысление » - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Получение новой информации;

Ее осмысление

Соотнесение новой информации с собственными знаниями;

Поддержание активности, интереса.

- Прием «Инсерт»

Этапы работы:

1. Каждому ученику выдается текст и таблица

2. Прочитывание и осмысление текста с последующими пометками на полях текста

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

« v » - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.)

4. Систематизация текста

5. Заполнение таблицы в виде сжатой информации (это может быть слово, фраза, понятие и т.д)

6. Обсуждение в группах по заданной теме.

7. Затем идет межгрупповое обсуждение каждого столбца

- Прием «Чтение с пометками»

6.Практическая часть. Работа в группах

- Приём «Таблица аргументов»

Аргумент

Почему «да»

Почему «нет»

Емеля в сказке «По щучьему велению» был лентяем

Прием «Взаимопрос». Работа в группах

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы:

Толстые вопросы

Кто….

Что…

Когда..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Жизнь Драгунского

7.Так при знакомстве с произведением Драгунского «Друг детства» урок начала с абривиатуры убдажр.-расшифруйте слово. Тут же предлагаю определить тему нашего занятия. Называю автора и даю распечатанный материал об авторе и задание-заполнить схему

В тексте даётся материал о семи профессиях автора. Я умышленно даю схему с лишними ячейками для творчества.Проанализировав текст дети делают вывод: что он был трудолюбив,умен и т.д,вписывая в пустые ячейки.

Каждая группа защищает кластер, доказывая свои утверждения и выводы.

При чтении –приём «инсерт» использую, что заставляет ребят вчитываться в текст осознанно.

Для работы над текстом после чтения –«толстые и тонкие «вопросы. При чем зачастую, после вторичного чтения,предлагаю учащимся самим составить вопросы по тексту. Простые вопросы дети составляют легко, а для составления толстых вопросов, пишу подсказки на доске.

Например:Что было бы,если…

Как вы думаете,…..

Порой предлагаю мною озаглавленные части произведения для установления последовательности действий по тексту.Что позволяет еще раз воспроизвести в памяти события произведения и готовит к пересказуНа этапе –рефлексия, использую «Синквейн»-(пока мои ученики это делают с моей помощь порой)Вот что получилось при составлении характеристики главного героя произведения

Дениска

Увлеченный, внимательный

Мечтает, дорожит, любит

Ради друга детства отказался от мечты

Настоящий друг

Дениска

Маленький,умный

Дружит, мечтает,помнит

Любит свои игрушки

Друг

8.Третий этап – «рефлексия» - размышления . Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Выражение новых идей и информации собственными словами;

Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Написание синквейна

Приём «Написание ЭССЕ

Приём «Кластер»

Прием «Горячий стул»

9.Практическая часть. Работа в группах

Приём «Кластер»

Используется как средство для подведения итогов,

как стимул для возникновения новых ассоциаций

и графических изображений новых знаний.

Этапы работы:

1. Выписывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Этапы работы:

1. На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;

2. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

Приём «Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна:

    Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)

    Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)

    Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)

    Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме

    Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

10.Работа в группах. Составление синквейна к словам учитель,ученик. Защита синквейнов.

11.Прием «Горячий стул»

Для демонстрации этого приема можно пригласить сертифицированного педагога. Каждая из групп продумывает вопросы и задают их педагогу, сидящему в данный момент на «горячем стуле»

Как изменилось качество обучения по вашему предмету после того, как вы прошли трехуровневые курсы?

Какие изменения вы увидели в своих учениках. Опишите их.

Как вы считаете, что нужно для того, чтобы достичь максимально хороший результат качества обучения в школе?

Практическая работа составьте постер - что дают приёмы КМ учителю и ученику

Использование на уроках приемов критического мышления дает ученику:

Повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Использование на уроках приемов критического мышления дает учителю:

Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Роль учителя в ТКМ (Слайд 10)

    направляет усилия учеников в определенное русло

    сталкивает различные суждения

    создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

    дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

    подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

заполните таблицуЗУХ третью графу.Оправдались ли ваши предположения,укажите это на стикерах

12.Видеоролик «У тебя есть выбор»

13.Рефлексия «Пожелание»

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу по кругу:

Избавляйся от…

Будь всегда…

Помни…

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новым будет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

С.Маршак

Вам понравилось занятие? Тогда давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами. Спасибо! До свидания!

Центр современных НЛП-технологий - одно из самых уважаемых учебных заведений в своей области. Более 20 лет НЛП-центр успешно функционирует и предлагает свои услуги в сфере нейро-лингвистического программирования, а также эриксоновского гипноза. В центре современных НЛП-технологий вас ждут сертификационные курсы по всем возможным НЛП-дисциплинам: «НЛП-практик », «НЛП-мастер » и «НЛП-Тренер ». Также центр регулярно проводит курс «Эриксоновский гипноз », по окончании которого студенты получают сертификаты международного образца. Такие сертификаты выдаются всем выпускникам центра, успешно прошедшим выбранный курс.

  • В процессе обучения наш НЛП-центр неизменно использует самые современные, новые НЛП-технологии;
  • Ведущие наших курсов - профессионалы, авторы книг по нейролингвистическому программированию и уникальных моделей НЛП ;
  • Колоссальный опыт работы наших тренеров позволяет сделать процесс обучения не только потрясающе эффективным, но и безумно интересным;
  • Обучение всегда охватывает всю необходимую информацию, которая предусмотрена полными программами Межрегиональной ассоциации центров НЛП ;
  • На занятиях учитываются все индивидуальные ожидания и запросы участников;
  • Практичность использования техник нейролингвистического программирования поставлена на курсах нашего НЛП-центра во главу угла. Лёгкость использования НЛП в повседневной жизни является главной задачей обучения.

Другие НЛП-центры от нашего центра сильно отличает то, что программы НЛП и эриксоновского гипноза имеют ярко выраженный прикладной характер. Точнее выражаясь, наши НЛП-программы ориентированы на практическое реальное использование приобретённых знаний и навыков, а также на решение задач любой жизненной сферы: бизнес-задач, отношений личного характера, задач личностного роста. Не все НЛП-центры готовы предложить столь же прикладную направленность курсов.

Наш НЛП-центр даёт вам абсолютную гарантию того, что курсы содержат все необходимые и дополнительные элементы, предусмотренные программами Межрегиональной ассоциацией центров НЛП. Благодаря тому, что в нашем центре обучение НЛП всегда проходит с использованием новейших НЛП-технологий, основанных на Конфаймент-моделировании, эффективность обучения именно в нашем центре на порядок выше, чем могут предложить другие НЛП-центры , а это позволяет студентам освоить гораздо больший объём материала, затратив на обучение существенно меньше времени.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП ), ровно так же, как и огромное множество иных направлений, начинало свой путь к развитию с того, что искало возможности выяснить, каким образом успешные в чём-либо личности достигают этого успеха. НЛП основной своей задачей ставило выявление структуры успешности, наглядной структуры мастерства. НЛП имеет все основания считать, что если существует хотя бы один человек, умеющий делать что-то определённое, то и другой человек в состоянии научиться этому. Именно эту структуру опыта стремиться выделить НЛП , чтобы у человека появилась возможность обучить желаемому навыку себя и других. Это и есть главная задача НЛП . Причём НЛП стремится к тому, чтобы обучение это было поистине мастерским, таким, чтобы даже эксперты не смогли обнаружить разницу между тем, что сделано только что обученным студентом и профессиональным мастером.

Межрегиональную ассоциацию центров НЛП возглавляет её президент - Тимур Владимирович Гагин , который является тренером НЛП международного класса, разработчиком принципиально новой технологии системного моделирования, автором многочисленных книг по НЛП , доктором психологии, профессором.

Абсолютно все ведущие НЛП курсов нашего центра имеют высшее образование (и часто не одно), колоссальный опыт, как индивидуального консультирования, так и ведения групповых занятий, плюс каждый обладает значительным опытом практического бизнеса и руководства. Прикладная ориентация НЛП-программ и программы эриксоновского гипноза нашего центра выгодно отличает его от тех услуг, что могут предложить иные НЛП-центры . Программы предполагают разбор конкретных реальных задач, предложенных участниками курсов, и решение этих задач с использованием техник НЛП и эриксоновского гипноза. Задачи могут касаться любой жизненной сферы - личностного роста, бизнес-задач, саморазвития.

Для тех, кто хочет изучить сферу НЛП более детально и с необычных ракурсов, наш НЛП-центр предлагает ряд специализированных авторских тренингов . Такие тренинги рекомендованы к посещению и тем, кто уже давно и успешно занимается НЛП или гипнозом, и тем, кто далёк от этой темы, но с удовольствием постигает новые для себя горизонты.

Словосочетание «нейро-лингвистическое программирование» (иногда употребляется без дефиса, что не является ошибкой), или сокращённо НЛП образовано от английского «Neuro-linguistic programming» и представляет собой комплекс техник, моделей, и операционных принципов, которые возможно применять как развивающий подход личности, использующий моделирование эффективных мыслительных и поведенческих стратегий.

Мы предлагаем вам большой ассортимент книг, статей и реальных историй о приёмах нейро-лингвистического программирования и способах использования его в повседневной жизни.

Что касается Эриксоновского гипноза , то он основан на использовании естественной, присущей всем без исключения людям, способности погружаться в непроизвольный транс. Это состояние благотворно влияет на человека, ведь именно транс позволяет активно включиться в работу человеческому бессознательному и оказать помощь своему владельцу в достижении его целей. Правополушарные ресурсы ярче всего раскрываются в трансе, активизируется интуиция, способность к творчеству и решению разнообразных жизненных проблем, бизнес-задач.

В современном мире эриксоновский гипноз популярен сразу во многих сферах деятельности человека. Ведь эриксоновский гипноз - это универсальный инструмент, который каждый может использовать в силу своих потребностей. Самым популярным способом использования эриксоновского гипноза является самогипноз - иными словами, восстановление душевных и физических сил, избавление от боли и неприятных переживаний, приведение себя в хорошее расположение духа и т. д. Самым талантливым гипнотезёрам с опытом удаётся овладеть различными гипнотическими феноменами, как, например, изменение хода времени, открытие неведомых ранее резервов организма. Так или иначе, эриксоновский гипноз позволяет человеку научиться использовать те свои скрытые способности, которые ранее существовали только в его воображении.

Человек, виртуозно владеющий каким-либо мастерством (выступление перед аудиторией, вождение автомобиля, построение личной жизни, написание статей или рассказов, зарабатывание денег, лечение людей, рисование картин, сочинение музыки или что-то ещё) может обучить этому и других людей. Ведь если кто-то однажды сделал что-то, то другой человек может не только повторить, но и выполнить это столь же виртуозно, как и сам мастер.

Тем, кого интересует наиболее подробная информация о техниках и методиках НЛП, мы рекомендуем раздел нашего сайта «Статьи по НЛП ». Обращаем ваше внимание на факт, что статьи лишь позволяют ознакомиться с некоторой теоретической информацией, но отнюдь не способны привить какие-либо устойчивые навыки. Вы не станете хорошим дзюдоистом без реального тренера и не сможете уверенно кататься на сноуборде, лишь прочитав книгу с инструкцией по этому виду спорта, только практические занятия нашего НЛП-центра позволят вам научиться настоящим НЛП навыкам и сделать это интересно, эффективно и легко.

«Методы генетики» - Истоки. Методы. Дизиготные. Монозиготные. Сиамские близнецы. Даже пословица была: «Выбирай корову по рогам, а невесту по родам». Сибс - родственник пробанда. Генеалогическии метод. Биохимический метод. Оба были женаты и имели детей, один - 12, а другой - 10. Все индивидуумы должны располагаться строго по поколениям в один ряд.

«Метод интервалов» - Затем, двигаясь справа налево, при переходе через очередной нуль, сменить знак на противоположный. Общий метод интервалов. Метод интервалов для решения неравенств вида и, где и разлагаются в произведения двучленов, где в числителе и знаменателе дроби имеются одинаковые двучлены. Математика. Определение.

«Метод проектов в литературе» - Цель нетрадиционных уроков: Методика работы команд. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Целеустремленность. Правила успешной проектной деятельности (для учащихся). Все члены команды равны. Метод проектов как урок проверки и учета знаний и умений. Ведущая идея. В команде нет лидеров.

«Проектный метод» - Информационные проекты. Проект «Наше будущее в 2050 году». Педагогическая технология-. Типы проектов. Проектная работа «Пищевые добавки и здоровье человека ». Районная эколого - практическая конференция «Мир, в котором я живу» 2005 год. 2008-2009 уч.год Эколого – практическая конференция «Мир, в котором я живу».

«Метод проектов на уроках математики» - Критерии оценки проекта: Полнота раскрытия темы. Оригинальность решения проблемы. План выполнения работы. Работа выполняется в собственном ритме. Организационный момент. Плюсы проектной деятельности Каждый ученик участвует в учебном процессе. «Погружение в проект» Ознакомление с теоретическим материалом.

«Метод проектов в начальной школе» - Проблема Планирование Поиск информации Продукт Презентация. Виды проектов. Метод проектов в начальной школе. Проекты. Педагогические проекты. Социально-педагогические Психолого-педагогические образовательные. Природные Социальные (педагогические) Технические.

Горячий стул Техника, когда клиенту предлагается самому подойти и сесть на один из свободных стульев, находящихся рядом с терапевтом. Чаще всего он стоит напротив другого свободного стула, на котором терапевт просит пациента представить себе сидящим того или иного человека (например, своего отца) для последующего обращения к нему. Вместо стула может лежать подушка.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Смотреть что такое "горячий стул" в других словарях:

    Горячий стул - Горячий стул термин, употребляемый на психологических тренингах. При проведении быстрого обучения, «горячий стул» это место для участника, на котором некоторое время будет сфокусировано внимание группы, высказывания и действия других… … Википедия

    горячий\ стул - Техника, когда клиенту предлагается самому подойти и сесть на один из свободных стульев, находящихся рядом с терапевтом. Чаще всего он стоит напротив другого свободного стула, на котором терапевт просит пациента представить себе сидящим того или… … Словарь по гештальт-терапии

    Стул - У этого термина существуют и другие значения, см. Стул (значения). Стул Стул мебельное изделие для сидения одного человека, со спинкой, с подлокотниками или без них, с высотой сиденья, функционально удобной при соотношении его с высотой… … Википедия

    ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ - Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Гештальт-терапия - (нем. Gestalttherapie) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт терапии внесли также Изедор Фром, Ирвен и Маряма Полстеры,… … Википедия

    Гештальттерапия - Гештальт терапия (от нем. Gestalt фигура, образ, целостность, личность) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории… … Википедия

    Группы достижения изменений (change induction groups) - Более 5 млн американцев принимали участие в группах личностного роста или изменений, членов групп самопомощи и повышения сознания насчитывается вдвое больше, а десятки тысяч проходят групп. психотерапию. Цели самые различные от коррекции… … Психологическая энциклопедия

    Пошаговая стратегия - (англ. Turn Based Strategy, TBS) жанр компьютерных игр, основной особенностью которого является то, что игроки совершают ходы по очереди, в противоположность стратегии в реальном времени. Пошаговые стратегии ведут свою историю с настольных… … Википедия

    Age of Empires: The Age of Kings - Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Age of Empires II: The Age of Kings». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объе … Википедия

    Убойной ночи - Жанр Юмористическое шоу Автор(ы) Леонид Школьник, Павел Виноградов, Ксения Чашей Режиссёр(ы) Дмитрий Скачков Производство Канал ТНТ Comedy Club Production Ведущий(е) Павел Вин … Википедия

Методика "двух стульев" была разработана в рамках гештальттерапии, в которой в настоящее время в основном и используется. Работа по методике "двух стульев" - это упражнение с использованием "горячего места", которое большей частью довольно эффективно исследует функции контакта.

Имеется определенное сходство методики "двух стульев" в гештальттерапии и использованием "вспомогательных "Я"" в психодраме. В психодраме однако данное упражнение позволяет повторно пережить болезненное событие, а гештальтметодика направляет участника на воссоздание обеих сторон конфликта и на установление диалога между ними.

В методике "двух стульев" участник полностью переживает оба компонента своего "Я", включая и тот, что обычно отрицается или не осознается из-за его неприятного характера. После осознания противоположности становится проще интегрировать эти две части в своей личности.

Для понимания процессов, которые происходят как в данной методике, так и во всей гештальттерапии, важно понимать, что формирование и завершение гештальтов зависит в первую очередь от способности индивидуума четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением, для того, чтобы их удовлетворить. Контакт определяется действием двух различных способностей:

Способность четко разграничивать окружение и свое "Я",

Способность четко разграничивать и описывать различные аспекты своего "Я".

В основе внутренних конфликтов заложены невротические механизмы - дефектные, запутанные взаимодействия со средой, при которых особенности человеческой личности могут:

- "опутываться" (как при патологическом слиянии и интроекции),

- "рассыпаться на фрагменты и отрицаться" (как при проекции и ретрофлексии).

В гештальтгруппах чаще всего в качестве примера противоположности рассматривается конфликт между "нападающим" и "защищающимся". Первый интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. "Защищающийся" же постоянно саботирует эти манипуляции со стороны "нападающего", говоря: "Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь".

Когда доминирует "нападающий", то член группы может быть недоволен чувством, заставляющим его достигать совершенства почти во всех делах. Когда же доминирует "защищающийся", то создается впечатление, что человек никогда не сможет закончить ни одного дела.

Собственно основная задача методики и состоит в выделении наиболее слабого компонента этого конфликта. После этого происходит усиление его до такой степени, когда оба компонента могут вступить в диалог на равных.

Предположим, имеется участник группы, который всегда опаздывает. Участник садится на первый стул и разговаривает с позиций "защищающегося" (напротив него как бы сидит воображаемый "нападающий"). "Защищающийся" может плакать, оправдываться и объяснять свои постоянные опоздания. Через минуту участник садится на второй стул и уже с позиций "нападающего" начинает поучать "защищающегося". "Нападающий" может спорить, настаивать, требовать.

После этого участник опять меняет место, продолжая "диалог". Так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Участнику при этом не предлагается выбрать что-то одно между этими двумя группами потребностей. Цель "диалога" - "закончить" в настоящем ситуации, не законченные в прошлом.

Должно произойти "оживление" процесса формирования и завершения гештальта. Разрешение конфликта может потребовать компромисса между двумя группами потребностей или одобрительного принятия отрицательного компонента своего "Я". Положительное изменение происходит тогда, когда кто-то становится самим собой, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является.

Методика "двух стульев" может проводиться как в групповой, так и индивидуальной работе психолога или психотерапевта с клиентами. В групповой работе участники-наблюдатели, стараясь понять внутренний конфликт другого человека, могут тем самым разобраться и в своем внутреннем конфликте.

Групповая работа может накладывать свой отпечаток, где-то мешая, где-то способствуя успеху упражнения. Участники с выраженными демонстративными склонностями могут слишком сильно играть на публику, изображая диалог. Застенчивые люди могут постараться быстрее закончить "диалог", изобразив удачное разрешение внутреннего конфликта.

Просмотров