Тема: Народы севера земли. Коренное население Югры

Лидирующие позиции по добычи нефти занимают всего лишь 3 округа в нашей стране. Списки городов ХМАО, ЯНАО и Татарстана находятся в открытом доступе. Именно на эти регионы приходится более 65 % всей добычи нефти страны. И другой интересный факт, что по-прежнему в списке лидирует ХМАО, доля по добычи нефти которого - 50 %. Поэтому именно здесь высокий уровень жизни каждого человека, даже не занятого на добыче черного золота.

ХМАО

Ханты-Мансийский автономный округ - поистине самый богатый регион нашей страны, но только после Москвы. В регионе не наблюдается экономического спада даже сейчас. Все трудоспособное население имеет высокие доходы, а местные власти делают все, чтобы обеспечить высокий уровень социальной защиты нетрудоспособного населения. Вследствие этого численность жителей неуклонно растет. Происходит этого за счет естественного прироста и мигрантов.

Администрация округа поддерживает жителей, высшее образование доступно каждому, работает множество жилищных программ. В народе регион называют российским Кувейтом.

Плотность проживания в округе очень низкая, в среднем на 2,7 жителя приходится 1 кв. км. Основная часть населения проживает в городах, сосредоточенных вокруг нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий.

Состав округа

По статистическим данным 2017 года, список городов ХМАО состоит из 16 территориальных единиц. В округе лишь 2 крупных города, в эту «пару» даже не входит центр административной единицы России - Ханты-Мансийск.

1. Город Сургут с 360 тысяч человек. История населенного пункта начинается с 1594 года. Город является важным транспортным узлом всего округа, расположен на берегу реки Оби.

2. Город Нижневартовск с в 274 тысячи человек. Основано поселение в 1909 году, а статус города присвоен в 1972 году. Город расположен на берегу реки Оби и является одним из основных нефтедобывающих и перерабатывающих центров всей страны.

Нефтеюганск

Список городов ХМАО с большим количеством населения на двух вышеописанных заканчивается. Перечень городов с числом жителей от 100 до 250 тысяч лиц включает в себя только одну территориальную единицу - Нефтеюганск. Здесь проживает, по данным на 2017 год, чуть больше 126 тысяч человек.

Город практически пропитан черным золотом. Здесь в ходу шутка, что вся история города написана не кровью, а нефтью. Ранее в населенном пункте проживали только геологи. И как только в 1962 году из одной из скважин практически фонтаном пошла нефть, поселок постепенно стал трансформироваться в город, о котором знают на всей территории РФ. Средний возраст лиц, проживающих здесь, - 33 года, то есть населенный пункт совершенно молодой.

Средние по численности города

Название города

Численность населения, чел.

Ханты-Мансийск, столица

Лангепас

Радужный

Советский

Белоярский

Заключительный в списке городов - Покачи. Однако его нельзя отнести даже к среднему по размеру, так как в нем проживает всего лишь 18 тысяч человек по состоянию на 2015 год.

Когалым

Несмотря на резко континентальный климат с суровыми и продолжительными зимами, в городе неуклонно растет численность населения. В 2016 году здесь проживало чуть более 63 тысяч, а в 2017-м уже на 1 370 человек больше. Около города есть населенный пункт под названием Ортъягун с подчиненностью Когалыму, в нем проживает всего лишь 142 человека, которые преимущественно обслуживают железнодорожный объезд.

Лангепас

Это еще один из списка городов ХМАО с большой численностью населения. В нем проживают 43 тысячи человек. В городской округ больше никаких населенных пунктов не входит. На территории города наблюдается хоть и небольшой, но все же прирост жителей. К примеру, в 1980 году здесь проживало чуть больше 2 тысяч человек, в 1992 году уже 30 тысяч и так далее.

Мегион

В городе Мегионе была пробурена первая скважина Самотлорского нефтяного месторождения, поэтому именно здесь образовался город. Численность населения по состоянию на 2017 год составляет 48 283, вместе с поселком Высокий - 55 251 человек. Название города связано с рекой Мегой, которая в этом месте впадает в Обь.

Лянтор

В списке городов и поселков ХМАО числится город Лянтор, занимающий одно из самых последних мест в рейтинге округа. Он относится к Сургутскому району. Расположено поселение на реке Пиме - притоке Оби. Регион отнесен к районам Крайнего Севера. Климатические условия здесь достаточно тяжелые, средняя температура января - 22 градуса. Снежный покров сохраняется с октября по май. По состоянию на 2017 год в городе проживает 39 800 человек. С 2016 года наблюдается падение численности, в 2015 проживало 40 135 людей.

Белоярский район

Район сформирован еще в 1988 году, в нем на сегодняшний день (2017 год) проживает 29 390 человек. Плотность населения в районе очень маленькая, примерно 0,7 человека на 1 кв. км. Территориальная единица состоит из 1 города - Белоярского, и 6 сельских поселений.

Поселки имеют в среднем по 1 400 человек. Это Полноват, Казым, Сосновка, Верхнеказымский, Лыхма и Сорум.

Лидеры по приросту населения

По сей день города ХМАО и ЯНАО признаются лидерами по приросту численности жителей. Как ни прискорбно, но если брать статистику по всей России, то население медленно, но уверенно вымирает. Совершенно другие тенденции наблюдаются в этих двух регионах.

Лидером в списке является город Ханты-Мансийск. Если сравнивать нынешнее время с 1989 годом, то прирост населения составил более чем 170 %. Большая часть жителей в городе появилась в «нулевые», когда здесь была возможность не только выжить, но и даже очень хорошо зарабатывать.

В целом ЯНАО (+23 %) и ХМАО (+22 %) по приросту населения за последние 25 лет не смогли обогнать только Дагестан и Ингушетию.

Общая численность около 31 тысячи человек . Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах , примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.


История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви , а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами , . Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп , вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Население Ханты-Мансийского автономного округа к началу 2003 года составит 1 миллион 449,6 тысяч человек. Такой прогноз озвучила представитель Департамента экономической политики округа Ольга Кокорина на прошедшей сегодня в Ханты-Мансийске конференции по вопросам демографии. Заявленная цифра больше данных начала 2002 года на 36,7 тысяч человек. Другими словами округ станет богаче на население небольшого городка или района. Точность прогноза можно будет проверить не раньше декабря, когда будут озвучены данные переписи населения в автономном округе. Примечательно, что оптимистичный прогноз прозвучал на фоне показателей, говорящих о сокращении населения страны. По словам представителя Министерства труда и социального развития РФ Ольги Самариной, в существующих социально-экономических условиях жителей России к 2016 году станет меньше на 9 миллионов человек.

Сегодня в Ханты-Мансийске начала свою работу научно-практическая конференция "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития".

В её работе принимают участие представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства труда и социального развития РФ, Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, депутаты окружной Думы и члены Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.

Своим мнением о проблемах и перспективах демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа с участниками конференции поделился Губернатор Югры Александр Филипенко.

"За последние четыре десятилетия население автономного округа увеличилось в 12 раз. Естественно, чтобы разместить этих людей, обеспечить их необходимыми условиями для проживания надо сделать очень многое", - отметил Александр Филипенко, - "Выполняя социально-экономическую программу развития Ханты-Мансийского автономного округа, окружное Правительство исходит из того, что Югра - это место постоянного проживания людей. Мы обязаны обеспечить людям достойные уровень и качество для жизни. Только тогда можно говорить об устойчивом улучшении демографической ситуации в автономном округе".

Александр Филипенко подчеркнул, что наблюдаемая в настоящее время относительно благоприятная в сравнении с другими регионами страны демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе должна быть сохранена.

"В принципе она может быть улучшена за счёт интенсификации проводимых в округе социальных программ, прежде всего, в области здоровья и снижения смертности, особенно детской", - сказал Губернатор автономного округа, - "Этой же цели должны служить и разрабатываемые программы демографической политики, ориентированные на укрепление семьи, рост рождаемости и снижение смертности".

Участники конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" согласились, что Ханты-Мансийский автономный округ по демографическим параметрам находится в числе наиболее благополучных субъектов Федерации, поэтому опыт его специалистов особенно ценен.

Начальник управления социально-демографической политики и развития социальной защиты Министерства труда и социального развития Российской Федерации Ольга Самарина отметила, что "По прогнозам специалистов к 2016 году население России сократится по сравнению с нынешним периодом более чем на 9 миллионов человек и составит 134,8 миллиона человек. Надо понимать, что благоприятная демографическая ситуация составляет основу безопасности любого государства, а России в первую очередь.После 2008 года количество населения нетрудоспособного возраста увеличится в два раза, а численность населения, вступающего в трудоспособный возраст - в два раза уменьшится. В этой ситуации мы уже ничего не можем изменить.

Из 89 субъектов Федерации в нашей стране в 67 происходит ежегодное сокращение численности населения, в 27 регионах России число умерших людей превышает число родившихся в два раза.

Страна вступает в критическую полосу и, если не предпринимать никаких действий, то последствия могут быть просто непредсказуемыми.

Только 16 регионов России в 2001 году имели естественный прирост населения. Радует, что Ханты-Мансийский автономный округ также относится к регионам с благополучной демографической ситуацией. Это является результатом эффективности тех мер, которые здесь предпринимаются".

Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа на 1 января 2002 года составила 1423,8 тысяч человек.

Значительные расходы округа на социальные нужды определили устойчивую положительную динамику показателей рождаемости и смертности. Число родившихся в 2001 году - 16,9 тысяч человек. В расчёте на 100 человек населения естественный прирост в 2001 году составил 5,1(в 2000 году - 4,5), уровень рождаемости - 12,2 (в 2000 году - 11,3), уровень смертности 7,1 (в 2000 году - 6,8). Превышение числа родившихся над числом умерших зарегистрировано во всех городах и районах округа, за исключением Берёзовского и Кондинского районов.

По итогам научно-практической конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" будут приняты рекомендации Думе и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа.

Особенности расселения коренных малочисленных народов Севера

Исторически сложившаяся система расселения коренных малочисленных народов Севера за последнюю четверть века претерпела значительные изменения, обусловленные, главным образом, разработкой месторождений нефти и газа. Появление новых городов и рабочих посёлков вызвало рост численности городских жителей, повысило миграционную подвижность коренных малочисленных народов Севера, которая зачастую имела вынужденный характер.

В целом по округу растёт численность городских жителей среди народов Севера. В 1979 году численность составила 4424 человек, в 1989 году – 6788 человек, в 1999 году – 11109 человек.

Демографические процессы

В пределах обширной Тобольской губернии, составной частью которой являлась нынешняя территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в конце XIX века проживало 22,5 тысячи остяков (народ ханты), 6 тысяч самоедов (ненцы) и 4,5-6 тысяч вогулов (манси).

Приполярная перепись 1926-1927 годов выявила в примерных границах округа (Берёзовский, Кондинский, Самаровский и Сургутский районы по административному делению на 1 января 1927 года) 15105 человек из числа коренных малочисленных народов Севера. С момента этой переписи можно проследить динамику численности коренных малочисленных народов Севера автономного округа до настоящего времени.

Вплоть до начала 90-х годов численность народов ханты, манси и ненцев оставалась стабильной, что обусловило на фоне быстрого роста населения автономного округа, особенно в 70-80 годы, неуклонное снижение их доли в общей численности населения округа с 41% в 20-е годы до 2% в настоящее время.

Основные изменения в численности коренных малочисленных народов Севера за этот период времени были связаны с урбанизацией территории автономного округа, которая вольно или невольно способствовала увеличению числа горожан среди коренных малочисленных народов Севера за счёт миграции сельских жителей в города и рабочие посёлки. Вследствие этого шел процесс постепенного сокращения абсолютного числа и удельного веса сельского национального населения, доля которого в Югре уменьшилась с 97% в 1939 году до 65% в 1989 году. Если брать в разрезе отдельных национальностей, то самыми урбанизированными являются манси – 41% их представителей проживал в городских поселениях (1989 год), доля горожан среди ханты и ненцев – 31%.

В процессе разработки природных ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и связанного с этим появления и быстрого роста новых городов и рабочих посёлков, большую миграционную активность проявляло женское население (в силу его более высокого, чем у мужчин образовательного уровня, возможностью найти приемлемую работу и устроить свою судьбу), изменилось соотношение полов как в местах традиционного проживания коренного населения, так и в городских поселениях.

В городах округа в наиболее активном трудовом возрасте (16-39 лет) в настоящее время доля женщин составляет 60 и выше процентов от общего числа проживающих здесь представителей коренных малочисленных народов Севера. И даже при такой диспропорции полов значительная часть мужчин остается холостыми.

В связи с тем, что возможности создания новых городов и рабочих посёлков в округе исчерпаны, увеличение численности горожан среди населения из числа коренных малочисленных народов Севера будет идти естественным путем за счёт их переезда из сельской местности на учёбу или работу, и темпы урбанизации коренных малочисленных народов Севера снизятся. В целом этот процесс не нуждается в регуляции – ускорении или торможении. Эволюционное его развитие позволит наиболее подготовленным представителям коренных малочисленных народов Севера Югры безболезненно адаптироваться к изменившимся условиям.

Негативным моментом данного процесса является то, что урбанизация увеличивает метизацию населения из числа коренных малочисленных народов Севера за счёт роста числа этнически смешанных браков.

Долгие годы действовала установка об укрупнении сельских населённых пунктов за счёт перевода коренных малочисленных народов Севера из так называемых «неперспективных» национальных деревень. С 1964 года по настоящее время количество сельских населённых пунктов в округе уменьшилось с 314 до 173, или в 1,7 раза, что оказало отрицательное влияние на развитие традиционных отраслей хозяйства и занятость коренных малочисленных народов Севера.

В настоящее время в посёлках, где совместно проживает население из числа коренных малочисленных народов Севера и пришлое население, удельный вес смешанных семей составляет до половины и выше от общего числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в таких населённых пунктах.

Этот процесс охватил всю территорию проживания коренных малочисленных народов Севера, различия наблюдаются только в его интенсивности. В настоящее время этнически чистыми остаются только семьи, ведущие традиционный образ жизни в границах территорий традиционного природопользования.

В связи с увеличением контактов с другими народами нашей страны, ростом культурного и образовательного уровня подрастающего поколения, ассимиляционные процессы имеют тенденцию к расширению. На снижение количества таких браков могут оказать влияние изменения в законодательстве, обеспечивающего переход от общего оказания мер государственной поддержки по национальному признаку к оказанию мер государственной поддержки в соответствии с социальным статусом и отношению к субъектам права традиционного природопользования. Если рассматривать этнически смешанные браки по полу того или иного супруга, то следует отметить, что в таких семьях на долю женщин из числа коренных малочисленных народов Севера приходится более 2/3 от всех заключенных браков.

Это связано с тем, что в населённых пунктах, где представители коренных малочисленных народов Севера проживают совместно с другими национальностями, женщины из числа коренных малочисленных народов Севера предпочитают выходить замуж за представителей пришлого населения. Этому способствует преобладание мужского населения молодых возрастов среди пришлого, что было характерно в период интенсивного освоения минерально-сырьевых ресурсов.

Рост числа этнически смешанных браков создаёт прецедент увеличения числа одиночек-мужчин из числа коренных малочисленных народов Севера, главным образом, среди проживающих в сельской местности.

У детей, выросших в этнически смешанных семьях коренных малочисленных народов Севера, национальность в последние годы определяют, как правило, по одному из родителей относящегося к коренным малочисленным народам Севера, исключение составляют совместные браки с коми, где бывает и обратная картина.

Наиболее значительные изменения в численности коренных малочисленных народов Севера округа произошли в первой половине 1990-х годов – тогда наблюдался быстрый рост их численности.

Увеличение численности коренных малочисленных народов Севера по районам автономного округа в этот период было вызвано, главным образом, искусственными причинами, так как оно шло в результате смены национальности, в связи с оказываемыми мерами государственной поддержки со стороны государственных органов исполнительной власти, которые продолжают получать представители коренных малочисленных народов Севера.

Самая высокая доля и абсолютное число лиц, поменявших прежнюю национальность, приходится на Кондинский район. Для этого района характерны наибольший удельный вес этнически смешанных семей и уровень метизации населения по сравнению с другими муниципальными образованиями автономного округа.

Необходимо подчеркнуть двоякую роль этнически смешанных браков, которые, с одной стороны, приводили к размыву национальной общности, с другой стороны, молодое поколение, которое отожествляло себя с коренным этносом, способствовало росту национального самосознания. Многие представители национальной интеллигенции являются выходцами из этнически смешанных семей.

Динамика численности коренных малочисленных народов Севера
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Развитие здравоохранения, позитивные социальные изменения проявляются в увеличении численности населения. В настоящее время демографические показатели коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Югре, имеют устойчивую положительную динамику.

Выросла рождаемость среди коренных народов с 22,0 промилле (родившихся на 1000 населения) в 2005 году до 31,9 промилле в 2013 году, что в 3 раза выше общероссийских показателей. Показатель рождаемости среди коренного населения автономного округа имеет стойкую тенденцию к увеличению на протяжении многих лет, и в 1,5 раза превышает показатели рождаемости по округу в целом.

Снизился показатель общей смертности малочисленных народов с 10 промилле в 2005 году до 4 умерших на 1000 населения в 2013 году, что ниже общероссийского в 3 раза и чуть ниже окружного. Также можно отметить стойкую тенденцию к снижению данного показателя.

Положительный естественный прирост коренного населения за последние девять лет вырос с 11,8 человек на 1000 населения в 2005 году до 28 человек на 1000 населения в 2013 году. Эти показатели значительно выше, чем в целом по Российской Федерации и почти в 2,5 раза выше окружных показателей. Показатель младенческой смертности коренных малочисленных народов в 2005 году составил 9,2 детей, умерших до 1 года, на 1000 родившихся живыми против такового в 7,5 в 2013 году, то есть также имеет место снижение показателя младенческой смертности и он ниже общероссийского показателя (8,2).

Экскурсия в краеведческий музей

ИСШ № 2

« Коренные народы Югры, их занятия и традиции»

Воспитатель: А. М. Воложанина

Игрим

2009

Коренные народы Югры, их занятия и традиции.

Экскурсия в краеведческий музей школы № 2 п. Игрим

для ознакомления с традиционными занятиями коренных народов Югры, видами жилищ и предметами быта (домашняя утварь), кухней народов Севера.

Цель- формирование у детей представление о социальной среде родного края и месте человека в ней.

Педагогическая задача: дать знание о природных богатствах края, дать детям понятие «коренные народы», быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; развивать наблюдательность, речь, общий кругозор детей, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Ход экскурсии

Вступительная беседа.

Обзор по музею краеведения проводит директор музея

Лидия Алексеевна Волкова.

Тема: «Краткая историческая справка посёлка Игрим».

Тема: «Коренные народы Югры, их занятия и традиции».

Ю.Шесталов

Назови по имени

Вы спросите:

-А кто такие манси?-

Мы-манси.

Нас на свете очень много:

Ведь белка, утка, соболь или стерлядь-

Все это мы-мы скачем и летаем…

Так думали отцы и предки наши,

Себя не отделяя от природы…

Они искали с нею пониманья,

Оправдывая званье Человека.

Кто такие манси, ханты? (коренное население Югры)

Как манси и ханты относятся к природе?

« Русские люди хлебопашцы-мастера. А мы, манси, мастера ловить осетра, муксуна… Мы таежные люди, умелые ловцы зверя и рыбы. Мы - охотники. Мы - рыбаки. Мы – мастера ловцы, мы – следопыты. Мы –мастера пасти оленей». Так пишет о своем народе писатель Юван Шесталов.

Народы манси и ханты имеют древнюю культуру и очень близки к родной природе. Для мансийских, хантыйских поэтов лес – «брат родной», «родимый дом». В лесу, в тайге ханты и манси строят свои жилища, охотятся, добывают пищу и стараются беречь лесные богатства.

Охота

Вся жизнь коренного населения связана с лесом. Основное занятие населения Югры. Охотничий промысел зимой. Собака – друг и верный помощник охотника. Всё своё охотничье снаряжение охотник делает сам.

Слопцы – специальные ловушки из бревен на небольших зверьков и боровую дичь.

Силки – петли, свитые из конского волоса. Ими ловят куропаток.

Самое главное время охоты – зима; промысел на пушных зверей: лис, соболей, песцов, колонков, белок, росомах. Охота на медведя зимой.

Летом стреляют водоплавающую дичь, в основном уток, приманивая их при помощи резиновой надувной или деревянной утки-манка .

Охота – это очень тяжелый труд. Все охотники – как одна большая семья. Без взаимопомощи, взаимовыручки в тайге не обойтись. Охотники в зимних избушках оставляют друг другу припасы.

На каких зверей и птиц охотятся ханты и манси?

Что вы узнали об охотничьем снаряжении?

Кто и как помогает охотнику?

Оленеводство

«Олени – наши друзья», - так говорят ханты. Откуда икак появились домашние олени? В устной традиции народов это объясняется и естественным – приручили диких оленей и сверхъестественным образом – оленей хантам дала женщина-дух.

Олень для народов ханты и манси – жизненная необходимость и главное богатство и ценность семьи.

Охота на диких оленей. Ханты и манси охотятся только по необходимости, никогда не убивают животных просто так, ради развлечения, у убитого животного используют всё. Применение шкур, шерсти, рогов, костей, сухожилий.

Домашний олень – транспортное средство. Олень может идти по труднопроходимым местам: по глубокому снегу, летней тундре, топким болотам, горным речкам. Ему не нужно горючее, пищу находит сам, прекрасно видит в темноте. Самое главное – никогда не бросит хозяина, не оставит замерзать в пургу.

Оленьи нарты делают из ели, поэтому они очень легкие.

Рыбный промысел

Рыба – самая процветающая группа позвоночных животных на нашей планете, появившаяся на Земле 200 млн.лет назад. Рыбы – основа жизнеобеспечения народов Югры, важный источник пищи, «живое серебро» нашего края.

Пойманная рыба использовалась вся без остатка. Чешуя шла на приготовление универсального клея. Из внутренностей вываривали рыбий жир, а осадок использовали как средство, отпугивающих комаров. Сушеную мелкую рыбу толкли вместе с костями и получали порсу – рыбную муку, из которой можно приготовить питательную похлебку. В большом количестве заготавливали несолёную вяленую рыбу. Варили из рыбы уху. А чаще всего ели рыбу в свежем и свежемороженом виде.

Р.Ругин

Молитвы рыбака

На лов отплывает рыбак на рассвете,

Когда ещё спят и хозяйка и дети.

Рыбак потаенные знает места

И первую рыбу целует в уста.

Потом извлекает он рыбу вторую.

И главное лакомство – нельму сырую

Сперва предлагает он Духу Воды:

«Прими за свои вековые труды.

Поклялся быть верным тебе на огне я,

Позволь мне тайменя поймать пожирнее.

Толику запасов своих отряди

И стаю за стаей к сетям подведи…

Пускай твои строгие дочери – волны

Не губят рыбацкие утлые челны.

Пускай уважают нелегкий мой труд

И жизнь рыбака под заклад не берут».

Одежда, обувь

Одежду и обувь раньше ханты шили из рыбьих кож. Она прочна и непромокаема. Сдирали кожу с налима или стерляди и обрабатывали остатками ухи, печенью животных, счищали скребками, мяли руками.

Нитки изготавливали из сухожилий оленя, лося или крапивы. Из крапивных нитей ткали полотно, из шерстяных шили пояса либо делали носки.

Одежда из оленьих шкур

Сахи – это двойная шуба, у которой подкладка всегда из меха, а верх либо из оленьей шкуры ворсом наружу, либо из ткани яркого сукна.

Глухая малица – носят мужчины. Это защитная спереди шуба, а к шейному вырезу пришивается меховая шапка. Обувь из шкур оленя.

Характерные особенности современной национальной одежды и обуви. Покрой одежды, сама одежда и обувь ханты удивительно приспособлены для суровых северных условий. Она легкая, мягкая прилегает к телу, теплая и удобная.

Женская одежда и обувь

Верхняя одежда. Вместо нательного белья женщины носят нижнее платье с длинными рукавами. Шьют из цветной ткани. На груди разрез по середине. Вокруг него нашивали полоски из однотонной ткани либо пуговицы с бисером. Так же обшивали рукава.

Летом носят платья из более легких тканей, чем зимой. Ложась спать, женщины платья не снимают. На платье женщины надевают халат (сак). Он распашной и шьется из ярких однотонных тканей, чаще всего халаты и платья носят без поясов.

Праздничная женская одежда и обувь. Отличается от повседневной большей яркостью, нарядным исполнением. Подол праздничного зимнего халата украшен мехом. На ноги зимой надевают теплую обувь из камуса оленя или других животных (лося). Летом носят красивую праздничную обувь, изготовляемую из тонкой кожи типа замши, украшают краской из лиственничной коры.

На грудь женщины надевают нагрудные украшения из бус, бисера и колец, монет. В праздничные дни женщины надевают множество колец, обычно из белого металла и меди. Голову покрывают большими яркими платками с кистями.

Мансийская обувь. Очень удобная и легкая. Это высокие сапоги или низкие туфли. Зимние сапоги шьют и оленьих камусов мехом наружу, выше колен. Как и одежду, их красиво украшают меховой мозаикой и полосками цветного сукна, вставленного в швы.

Отличаются мужские и женские сапоги покроем, мужские и женские сапоги сшиты из «ровдуги» . Перед тем, как надеть такие сапоги, кладут стельки из сухой травы. Эту траву женщины заготавливают на всю зиму. Летние сапоги разрисовывали соком березы или отваром из коры лиственницы. Узоры все те же геометрические, похожие на оленьи рога или ветви деревьев.

Женские красивые туфли «няры» , сшитые из кожи, украшаются бисером или аппликацией из ткани. Их носят с длинными шерстяными носками из цветной собачей шерсти.

Все это создается руками женщин.

Юван Шесталов пишет:

Сколько б дел имел мужчина,

Сколько трудностей он видел,

Без жены живя на свете,

День и ночь он лил бы слёзы…

Мужская одежда и обувь

Одежда не отличается большой красочностью, нарядностью, как женская. Покрой халата мало отличается от покроя женского. Подол обшивается полоской ткани другой однотонной расцветкой либо совсем не отделывается. Халат обязательно подпоясывается поясом. Зимняя мужская одежда – малица.

Промысловая мужская одежда и обувь. Эта одежда и обувь для охоты, рыболовства несколько отличается от повседневной. Для рыбной ловли шили бродни наподобие сапог, но без каблуков, с длинными кожаными голенищами (эту обувь заимствовали у русских).

Одежда для охоты. Удобная темная обувь, нижний халат-шуба из оленьего меха, пояса, патронташ.

Уход за одеждой и обувью:

Бережное отношение. Одежду носили десятилетиями, передавали из поколения в поколение.

    Верхнюю меховую одежду и обувь не заносят теплое помещение.

    Хранят в мешках, подвешивают в лабазах.

Детскую одежду и обувь изготавливают любовно и красочно.

Кухня народов Югры

Основная пища ханты и манси – рыба и мясо. Главная роль отводится мясу дикого оленя. Его вялили, коптили. Рыбу ели сырой, соленой, вяленой.

Из внутренностей рыбы вытапливали жир, он шел в пищу в чистом виде или смешанный с толчеными ягодами черемухи. На нем жарили лепешки и приготовляли из него «варку», для чего проваривали в нем истолченную сухую рыбу. Такую «варку» всегда брали в дорогу или на охоту. Зимой рыбу ели мороженой. Головки рыбы, иногда и всю мелкую рыбу сушили и толкли в муку, из которой варили болтушку. Вынутые пузыри сушили и делали из них клей.

Р.Ругин

Строганина

Вы изведали хоть раз

Вкус морозной строганины?

Если нет – зову я вас

В наши снежные равнины.

С перцем, с солью, ох и сласть!

Ничего вкусней не надо,

Съел – и в теле разлилась

Молодящая прохлада.

Стружку нельмы чуть вкусишь,

Невозможно оторваться.

Насладился и спешишь

У печи отогреваться.

Если ж вам преподнесут

Жирной стружки осетровой,

Расцветет, ручаюсь, тут

Самый хмурый и суровый.

Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили и коптили. Употребляли в пищу также яйца диких птиц.

Из дикорастущих растений ханты и манси потребляли ягоды (чернику, черную смородину, бруснику, черемуху), которые ели сырыми; собирали растения: «медвежью дудку», дикий лук и различные клубни.

Весной собирали и пили березовый сок, кроме этого напитками служили отар чаги и другие растительные отвары. Грибы не ели, считая их нечистым порождением.

Печеный хлеб стали широко употреблять народами ханты и манси лишь в недавнее время, несмотря на то, что он был, видимо, им известен давно. Еще в 18 в. Ханты и манси изредка в обмен на пушнину и рыбу брали у русских печеный хлеб. Мука, особенно ржаная, значительно раньше печеного хлеба вошла в употребление у этих народов. Бедняки из нее делали болтушку, забалтывая муку в кипящей воде. Более зажиточные пекли из нее на золе и камнях лепешки.

Соль употребляли при приготовлении пищи, при заготовке продуктов в прок. Общеупотребительно было жевание древесной смолы, преимущественно лиственничной, которая считалась средством для предупреждения цинги.

Игры, игрушки детей Югры

В более ранние времена игрушками были косточки из головы средней щуки, косточки-бабки из костей птиц, самодельные безликие куклы-акань, выструганные игрушки и др. часто дети играли пойманными зверьками (белки, бурундуки). В играх дети подражали взрослым, их деятельности: охоте, рыболовству. С 9-12 лет уже помогали взрослым.

С раннего возраста родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду.

Кроме кукол, игрушками девочек были разноцветные осколки разбитой посуды, устаревшая и уже не нужная в хозяйстве посуда: деревянные ложки, чашки, блюдца, чайники и др. С таких игр начиналось постепенное становление помощницы матери, приобщение к семейным хозяйственным делам.

У мальчиков игры были связаны с оленями или лошадьми, упряжью. Коробка из- под спичек после того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из березового прутика, становились санями. Футляр от спичечной коробки изображали оленя, лошадь. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу жилища в далекий путь до неведомого города.

В младшем возрасте к игре в лошадок прибавлялась еще одна игра: бабки .

Собирали косточки ног оленя, сушили – это и были бабки. Затем играли.

Просмотров