Что означает дервиш у турков. Дервиш - это просто танцор или монах? Суть религиозного убеждения дервишей

- (перс. derwesch бедный). Нищенствующий мусульманский монах, получающий иногда от монастыря жилище и скудную пищу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕРВИШ мусульманский монах, давили обет нищенства.… … Словарь иностранных слов русского языка

дервиш - а, м. derviche m., нем. Dervisch <перс. darvis нищий. Нищенствующий мусульманский монах. БАС 1. Препираются жестоко феологи Мухаммеданские, о уставе жития, некиих дервишев. Кн. сист. 222. Не стирая с туфлей прах У Муфтьев, Дервишей, Иманов, В… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Дервиш, отшельник, аскет. Отворяющий ворота, неимущий, бедняк (Магдиев). Имя одного из казанских князей (Кунцевич). Активно употреблялось в XV XVI веках. Сохранилось в фамилиях Дербышев, Дарвишев, Тарпышев. Фамилия Дербышев встречается также у… … Словарь личных имен

Марабут, накшбенди, факир, монах Словарь русских синонимов. дервиш сущ., кол во синонимов: 5 абдал (4) марабут … Словарь синонимов

дервиш - и устаревающее дервиш. Произносится [дэрвиш] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

- (по персидски бедняк, нищий) мусульманский монах, приверженец суфизма. Дервиши делятся на странствующих и живущих в обителях под началом шейха настоятеля … Исторический словарь

ДЕРВИШ, дервиша, муж. (перс. darvig нищий). Мусульманский нищенствующий монах. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Д ервиш, дерв иш м. 1. Ведущий аскетический образ жизни мусульманский монах. 2. Член мусульманского суфийского братства; суфий. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ДЕРВИШ, а, муж. Мусульманский нищенствующий монах аскет, факир. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Муж. мусульманский нищенствующий монах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (перс.) общее название суфия. Это слово является синонимом арабского слова факир. (Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али заде, Ансар, 2007 г.) … Ислам. Энциклопедический словарь.

Книги

  • Скажи нам, дервиш, о любви , Mike Tyurin. В издание вошли стихи автора разных лет, калейдоскоп разноцветных картин «художника без рук и лица», мелодий «флейты Души» о любви безусловной… электронная книга
  • Я, Данила , Дервиш Сушич. Книга современного югославского писателя Д. Сушича «Я, Данила» (1960) построена в форме монолога главного героя Данилы Лисичича, в прошлом боевого партизанского командира, а ныне председателя…

) то же, что и «каландар» или «календер» - мусульманский аналог монаха , аскета , приверженец суфизма . Почтительное название суфийского проповедника-дервиша - ата (тур. ata - отец) .

Разновидности дервишей

Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях («текие », «ханака ») под началом шейха - блюстителя порядка и устава общины. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали , питаясь мирским подаянием , но периодически возвращаясь для совместных постов и молитв.

Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Дервишу не подобало говорить, например, «моя обувь » или «моё то-то и то-то » - у него не должно было быть собственности, поскольку всё принадлежит Богу. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был всё отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи .

Иногда дервишей причисляют к монахам - но это спорно, так как сходство чисто внешнее, поскольку дервиши могли жениться, имели собственные дома и жили своей собственной жизнью .

Галерея

    Wassilij Wassiljewitsch Wereschtschagin 001.jpg

    Gérôme - Whirling Dervishes.jpg

    Mevlevi-Derwisch.jpg

    Turkey.Konya053.jpg

    Whirling Dervishes.jpg

    Whirling Dervishes, Konya, Turkey, RMO.jpg

    Amedeo Preziosi - Turks.jpg

    Mevlevi dervishes 1887.jpg

Напишите отзыв о статье "Дервиш"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дервиш

– Что ж, у вас, значит, никого и нет в Москве? – говорила Мавра Кузминишна. – Вам бы покойнее где на квартире… Вот бы хоть к нам. Господа уезжают.
– Не знаю, позволят ли, – слабым голосом сказал офицер. – Вон начальник… спросите, – и он указал на толстого майора, который возвращался назад по улице по ряду телег.
Наташа испуганными глазами заглянула в лицо раненого офицера и тотчас же пошла навстречу майору.
– Можно раненым у нас в доме остановиться? – спросила она.
Майор с улыбкой приложил руку к козырьку.
– Кого вам угодно, мамзель? – сказал он, суживая глаза и улыбаясь.
Наташа спокойно повторила свой вопрос, и лицо и вся манера ее, несмотря на то, что она продолжала держать свой платок за кончики, были так серьезны, что майор перестал улыбаться и, сначала задумавшись, как бы спрашивая себя, в какой степени это можно, ответил ей утвердительно.
– О, да, отчего ж, можно, – сказал он.
Наташа слегка наклонила голову и быстрыми шагами вернулась к Мавре Кузминишне, стоявшей над офицером и с жалобным участием разговаривавшей с ним.
– Можно, он сказал, можно! – шепотом сказала Наташа.
Офицер в кибиточке завернул во двор Ростовых, и десятки телег с ранеными стали, по приглашениям городских жителей, заворачивать в дворы и подъезжать к подъездам домов Поварской улицы. Наташе, видимо, поправились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми. Она вместе с Маврой Кузминишной старалась заворотить на свой двор как можно больше раненых.
– Надо все таки папаше доложить, – сказала Мавра Кузминишна.
– Ничего, ничего, разве не все равно! На один день мы в гостиную перейдем. Можно всю нашу половину им отдать.
– Ну, уж вы, барышня, придумаете! Да хоть и в флигеля, в холостую, к нянюшке, и то спросить надо.
– Ну, я спрошу.
Наташа побежала в дом и на цыпочках вошла в полуотворенную дверь диванной, из которой пахло уксусом и гофманскими каплями.

Уникальность Турции начинается с ее особенного месторасположения и удивительным образом продолжается тесно сосуществующими в стране культурами Запада и Востока. Четыре моря - Черное, Эгейское, Средиземное и Мраморное омывают Турцию, ежегодно привлекая туристов со всего мира многообразием курортов, достаточно мягким климатом, изобилием исторических достопримечательностей и, конечно же, красивейшими турецкими городами. Города Турции достойны отдельного рассказа, поскольку каждый регион, каждый город Турции по своему интересен и привлекателен для посетителей страны. Вот, к примеру, город Конья - это древнейший духовный центр Турции. Конья известен памятниками ранней турецко-исламской архитектуры, красивейшими гротами в окрестностях города и, конечно, фестивалем кружащихся дервишей. А вот кто такие дервиши, и какой вклад в историю Турции они внесли и почему так известны во всем мире, Вам хотят рассказать редакторы www.сайт .

Немного истории.
В определенное время в мусульманском мире возникло множество орденов, каждый из которых отличался своим сводом правил, своими сложными ритуалами и собственными порядками. Одно из суфийских сообществ, которое появилось на раннем этапе турецкой истории и очень популярно до сих пор — орден крутящихся дервишей Мевлеви. Это религиозная группа, члены которой — последователи великого персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми. Орден обосновался в Центральной Турции, в городе Конья, где существует и по сей день.

Главным и основным условием вступления в орден считалось отсутствие у человека какого-либо движимого и недвижимого имущества. Ради служения Богу дервиш отказывался от всех мирских соблазнов. Для него категорически неприемлемо было называть вещи «своими». У него не имелось ничего своего — ни дома, ни обуви, ни одежды, ни еды. Некоторые из дервишей жили в общинах, но в основном они бродяжничали и обитали вдали от людей. Дервиши раз и навсегда выбрали себе вечные скитания, долгие дороги и чужие города. Такой образ жизни снискал им славу приближенных к Богу, аскетов и мудрецов. Сегодня дервишами называют вечных странников, главное богатство которых — открытая душа. Многие почитали за честь и счастье встретить где-нибудь на пыльной дороге дервиша: такая встреча сулила большую удачу во всех делах.

Танец дервишей.
«Неужели у них не кружится голова?» — этим вопросом задавался каждый, кто хоть однажды видел их странный, ни с чем несравнимый танец. Этих уникальных людей называют крутящимися дервишами. Их пляска стара как мир… или немного моложе. В разные времена, в разные эпохи и в разных странах дервиши упоенно кружатся сами и кружат головы тысячам зрителей. И сегодня они стали едва ли не главным символом Турции, эдакой необъяснимой диковинкой, посмотреть на которую съезжаются тысячи туристов со всего мира. Завораживающее кружение дервишей (Сема) — один из самых мистических и удивительных танцев на свете. Впрочем, это больше, чем танец, это ритуал, искусство, которое постигается годами. Кстати, дервиша не сразу допускают к исполнению Сема. Перед этим будущий танцор проходит трехгодичное испытание: 1001 день новичок проводит в монастыре, посвящая первый год служению ближнему, второй — монастырю, а третий — заботе о своей душе. Танец крутящихся дервишей начинается с чтения гимна в честь Пророка. Гимн написал сам Руми. Потом под звуки музыки появляются танцоры. Одетые в широкие белые юбки и красные конусообразные шляпы дервиши начинают медленно вращаться вокруг своей оси справа налево со сложенными на груди руками. Одновременно они перемещаются и по кругу. Темп нарастает, и руки раскрываются. Правая, готовясь принять божественную энергию, движется вверх, левая - вниз. Дойдя до кульминации вращения, дервиши замедляют темп, как бы возвращаясь к людям уже с новым, проясненным сознанием и неся им любовь независимо оттого, какой они веры, расы и сословия. Эта магическая пляска может продолжаться несколько часов подряд.

В наши дни сема вышла за рамки религиозного мистического ритуала, и многие дервиши исполняют этот танец и за пределами монастыря, в ресторанах и клубах (за определенную плату).

Фестиваль дервишей.
Ежегодно с 10 по 17 декабря в Конье (примерно в 300 км от Анталии) можно получить порцию вдохновения во время фестиваля дервишей. Представители ордена Мевлеви на этот праздник ежедневно исполняют завораживающие суфийские танцы. Под бой барабанов и звуки тростниковой флейты они кружатся и постепенно входят в транс. Ритуал вращения духовно обогащает не только участников: считается, что в эти минуты всем людям даруется божественная любовь. Места на фестиваль можно забронировать в любой туристической фирме.

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.

Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….

Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.

В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.

Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.

Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.

Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.

Прототип монаха, и странствующий нищий, и факир, лекарь, прорицатель для беднейших слоев населения стран исповедывающих . Многообразие сущностей дервиша складывалось веками, начиная, примерно с VIII века. Дервиши живут и продолжают поиск духовного совершенства на территории Пакистана, Индии, Ирана, некоторых стран юго-восточной Азии и северной Африки.

Такие разные дервиши

Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях (текие, ханака). В любом случае, дервиши не должны иметь собственности, обязаны полностью подчиняться учителю (шейху) и, в идеале, соблюдать обет безбрачия. Существуют, однако, дервиши, которые имеют свое ремесло или должность, свои дома и семьи и живут вне стен обители. В этом случае, они должны быть щедры, гостеприимны, готовы расстаться с имуществом, ибо все принадлежит Аллаху. Им вменяется совершать особые молитвы братства в определенные часы и посещать обитель 2-3 раза в неделю и по религиозным праздникам.

Суть религиозного убеждения дервишей

Дервишей объединяет стремление к отшельнической жизни и суфизм - одно из основных направлений мусульманской . Главная идея последнего в индивидуальном достижении связи с Богом, в очищении сердца от всего кроме Бога. Пути достижения духовного совершенства могут выражаться в молчаливом, углубленном созерцании, в общих молениях вслух, сопровождающихся пением, в , с религиозным подтекстом, танцах под музыку. Мистический экстаз идуший от чистого сердца помогает больше, чем попытки интеллектуального осмысления учения.

Ордена дервишей

Известно более 70 дервишей, основанных именитыми старейшинами, или шейхами. Старейшим из них считается орден эльвани, который основал шейх Эльван (умер в Джидде в 766 г.). Другие древнейшие ордена - это эдгемиты, бекташи и сакати. Существуют и секты отступающие от основных законов ислама, т.н. свободные (асад) или беззаконники (бишер). Набожные мусульмане приносят богатые дары или вклады в обители относящиеся к тем или иным орденам. Однако, о своем одеянии дервиши должны заботиться самостоятельно. Цвет одежды выбирается черный или темно-зеленый; у шейхов - белый и зеленый. Голову дервиши покрывают тюрбаном различной формы.

Танцующие дервиши

Множество орденов дервишей существовало на территории бывшей Оттоманской империи. В 1925 г., при переходе Турции к республиканскому строю управления, дервиши и их ордена были запрещены. Со средины 50-х годов XX века, отношение к дервишам со стороны государства смягчилось. Некоторые ордена дервишей встроились в современную жизнь Турции и стали туристической достопримечательностью. Например, танцующие дервиши ордена мевлеви в г.Конья, 200 км южнее Анкары. Дважды в году их празднества сопровождаются захватывающим танцем-кружением наполненным глубоким мистическим смыслом.

Просмотров