История культура руси 15 16 век. Презентация по истории "Культура и быт конца XV - XVI вв"

XV век – период расцвета русского государства и культуры.«Изумленная Европа, которая к началу
царствования Ивана III едва подозревала
о существовании Московского
государства, затиснутого между
Литвой и татарами, была ошеломлена
внезапным появлением колоссальной
империи на ее восточных границах».
К. Маркс.
Иван III (1462 - 1505)

Новые символы государства

Печать Ивана III. 1497 г.
На печати Ивана III Великого изначально был изображен Лев,
терзающий змею (Лев - символ Владимирского княжества). Однако
для формирования идеологии объединённой страны в конце XV века
был избран новый символ государства - ездец, употреблявшийся ещё
в Киевской Руси. Вторым символом был избран двуглавый орёл.
Концепция «Москва – третий Рим».

1. Архитектура
Белокаменный кремль, построенный в XIV в при Дмитрии
Донском, в XV в. требовал существенного обновления.
Московский Кремль при Дмитрии Донском (А. Васнецов)

Московский Кремль при Иване III (А. Васнецов)

Первая точная карта Московского Кремля, 1601 год

Общая информация
Местоположение
Москва
Время постройки
Конец XV века
Площадь кремля
27,5 га
Протяженность стен
2235 метров
Башни и ворота
Количество башен
20
Количество ворот
4
Высота башен
до 80 м
Стены
Высота стен
от 5 до 19 м
Толщина стен
от 3,5 до 6,5 м

Арсенальная
Никольская
Кутафья
Неглинка,
(Александровский сад)
Красная
площадь
Троицкая
Спасская
S = 28 га,
длина стен – 2235 м,
max высота – 19 м,
Боровицкая
Водовзводная
max ширина – 6,5 м
Тайницкая, 1485
Москва - река
Беклемишевская

Боровицкая
Водовзводная
Благовещенская
Кремль. 1475 – 1495.

Безымянная
Петровская
Беклемишевская, 1487

Никольская башня
Спасская башня

Успенский собор. (1475 – 1479). Аристотель Фиораванти.

Собор выше и шире
владимирского Успенского собора
на сажень.
Место венчания на царство
московских царей и российских
императоров. До 1700 г. –
усыпальница митрополитов и
патриархов всея Руси.

Успение Богородицы.
Храмовая икона.

Благовещенский собор. 1484 – 1489.
Псковские мастера.
Трехглавый храм достраивали при
Иване IV.

Архангельский собор. (1505 - 1509). Алевиз Новый, венецианский архитектор.

Первоначально здание
сочетало в себе цвет
кирпича и белокаменного
декора, побелен храм в 1-й
половине XVIII в.
Усыпальница 54 великих
князей и царей.

Колокольня Иван Великий. (1505 - 1508). Архитектор Бон Фрязин.

На восьмигранной колокольне 18
колоколов, звонница пристроена
позднее, в XVI в., перестраивалась
в начале XIX в.
Самое высокое сооружение до XIX
в – 81 м.

Грановитая палата. (1487 - 1491). Марко Руффо, Антонио Солари.

Парадный тронный зал площадью 459 м2.
До нас дошли росписи XVIII – XIX вв.

Собор Василия
Блаженного.
(Храм Покрова на рву)
1555 – 1560
Посвящен взятию
Казани.
Архитекторы Барма,
Постник.

Церковь
Вознесения
Господня (1532
г.) в
Коломенском,
была построена
в честь
рождения
наследника
престола,
будущего царя
Ивана IV
Грозного.
Храм шатрового
типа

Шатровый тип храма пришел из деревянной архитектуры

Музей деревянного зодчества Витославлицы. Великий Новгород

Казанский кремль

Смоленский кремль

Псковский кремль

Нижегородский кремль

2. Живопись

Дионисий (1440 1502) – крупнейший
представитель московской
школы живописи конца XV
– начала XVI в.
Богоматерь Одигитрия.
1482 г.

Дионисий.
Распятие.

Богоматерь Знамение, икона XII
в. Новгород
Чудо от иконы
«Богоматерь Знамение»
(Битва новгородцев с
суздальцами) икона XV в.

3. Книгопечатание

Фрагмент памятнику первопечатнику
Ивану Федорову.
Книгопечатание в Европе – с 40-х гг. XV в.
И. Гуттенберг.
Крупнейшим событием русской культуры
середины XVI в. стало возникновение
книгопечатания. Оно началось при поддержке
церкви по инициативе царя Ивана Грозного.
1564 г. На Печатном дворе в Москве
напечатали 1-ю русскую книгу – «Апостол».

1564 г.1-я русская книга – «Апостол».

Иван Федоров. Печатная
страница из Евангелия.

Какой вывод можно сделать об уровне развития русской культуры в XV - XVI в.?

Развитие культуры находилось на
высоком уровне, чему способствовало
усиление центральной власти.
За Москвой окончательно закрепляется
положение столицы Российского
государства и роль главного центра
русской культуры.

История российского государства охватывает несколько этапов или циклов. Каждый из них представлен характерными культурными особенностями. Упадком Киевской Руси заканчивается первый этап в развитии русской культуры. XIV – XVII век – зарождение Московского царства и формирование московской культуры, которая будет отлична от прежней. Время раздробленности закончилось, присоединение русских княжеств сформировало могучую централизованную державу: Россию. С падением Константинополя Русь становится защитницей православного христианства в связи с чем, возрастает роль церкви, оказывающей большое влияние на жизнь государства и людей.
С ликвидацией зависимости от Золотой Орды начинает развиваться русская культура, очагами её были города, получившие в XV веке статус самоуправления. Заново отстраивается Москва. Приглашенные итальянские мастера сооружают из кирпича стены и башни Кремля. Замечательными произведениями искусства становятся соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский, где органично соединены традиции русского зодчества и передовых технических достижений западноевропейской архитектуры. Знаменитая Грановитая палата, сооруженная в 1487-1491годах, являясь тронным залом царского дворца, считается одним из лучших сооружений на территории Кремля. Её стены расписаны картинами с изображениями сцен из священного писания и русской истории.
Кроме Москвы строятся Псков, Новгород, Владимир. В первую очередь воздвигаются церкви. Лучшим образцом новых церквей становятся новгородские: церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильинке. В Пскове начинается грандиозное строительство Псковского кремля-крепости, который будет полностью закончен к XVI веку. Строятся и каменные мирские дома, боярские хоромы, формируются соборные площади. В XV веке при строительстве каменных домов стали употреблять стекло. Его привозили из Царьграда, оно было очень дорогое, и стеклили окна только в богатых боярских постройках. Самобытный русский историк А.В.Терещенко так описывал хозяйские дворы в Москве: «…почти при каждом московском боярском доме находился сад, где встречаются в изобилии орешники, малинники, вишенники. Груши, сливы, дыни и арбузы только что начали разводиться, но наилучшее украшение составляли рыбные пруды.»
Новое развитие получает живопись. Становятся известны имена Феофана Грека и Андрея Рублева. Гениально владея мастерством тональной живописи, они наполняли создаваемые образы выразительностью и душевностью. Именно их пригласили расписать иконостас Благовещенского собора в Москве. Кисти Рублева принадлежит знаменитая « Троица »– вершина мировой иконописи. В ней мастер показал гармоничное сочетание чистых красок, раскрывших внутреннее достоинство и силу образов, их философскую глубину. Его фрески Успенского собора во Владимире и Троицкого в Сергиевом Посаде являют миру шедевры фресковой росписи.
Интересные культурные изменения происходят в русской литературе. На первый план начинает выдвигаться летописание Москвы. В знаменитой Троицкой летописи 1408 года митрополит Фотий впервые высказывает идею единого русского государства с централизованной властью. В жанре житийной литературы составлялись жизнеописания великих церковных отцов Руси: митрополита Петра, покровителя Москвы святого Сергия Радонежского. А тверской купец Афанасий Никитин написал «Хождение за три моря», где впервые рассказал об Индии, которую спустя 30 лет откроет для европейцев Васко да Гамма. Это произведение до сих пор впечатляет читателей красочным описанием жизни, обычаев, вероисповедания далекой страны.
Постепенно происходит замена пергамента бумагой и громоздкий «устав » с квадратными буквами переходит в полуустав, представляющий беглое и свободное письмо, что подготовило появление русского книгопечатания в следующем веке.
Путешествия русских купцов, присоединения завоёванных земель, интерес к всемирной истории приводит к появлению картографии и хронографов (события всемирной истории того времени).
Материальная культура Руси 15 века навёрстывала упущенные за время золотоордынского ига возможности созидать. Для возведения церквей, крепостей и новых городов необходимы знания. Были написаны пособия по прикладным наукам математике и геометрии.
По деревням и городам отбиралась смышленая детвора. При монастырях их обучали грамоте. Государству требовались технические работники. Нужно соединять каналами озера, строить мосты, мельницы. Освоили литье медных пушек. В это же время появились государственные учреждения. Их называли приказами. Были земельные, войсковые, судебные, мирские, посольские, градоустроительные и другие приказы. Ими заведовали бояре, помощников набирали из среды монашества или служивого дворянства.
Христианская мораль оказывала влияние на бытовую жизнь: брак, семейную жизнь, воспитание детей. Были установлены церковные праздники и воскресение, когда запрещалось работать, нужно посвящать время молитвам и благочестивым делам. На Пасху, Рождество, Крещение устраивались уличные представления и народные гуляния. Разрешались всякие игры и забавы: карусели, качели, скоморошные театры, выступления акробатов, кукольников. Любимыми играми были городки, жмурки, чехарда, бабки. Азартные игры в карты не одобрялись. На увеселительные кабаки была государственная монополия. В праздники на площадях устраивали общественные пиры, где угощали за одним столом всех собравшихся. Еда была простая – каша, пироги с горохом, капустой, яйцами, овсяный кисель.
Русская культура 15 века отразила идеи духовного единения народа в становлении централизованного государства.


Архитектура В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование старых архитектурных традиций и их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.


Так, например, в годах приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский Собор.


Непревзойденным шедевром русского зодчества является воздвигнутый в 1561 году в ознаменование покорения Казани храм Покрова на Рву (Василия Блаженного). Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Интересно, что первоначально собор был белым, а привычную нам окраску получил лишь в XVII веке.




Живопись Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов.




Просвещение Одним из наиболее крупных достижений явилось книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. Организация «государева Печатного двора» была поручена Ивану Федорову.




Быт Бытовые условия жизни русских людей изменились мало. По-прежнему основным типом жилища была изба, топившаяся по-чёрному. В боярских хоромах встречались печи с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем, в богатых домах – слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками. В XVI веке в городах стали появляться каменные жилищные постройки.

Исчезла зависимость от ордынских ханов, сложилось русское централизованное государство, которое в отличие от мононациональных государств Западной Европы изначально формировалось как многонациональное. Московская Русь за два с половиной столетия органично усвоила многие идеи и принципы Орды. Это касается прежде всего идеи единодержавия, черты которого были заимствованы русскими царями. В этом отношении можно говорить, что московский царь был наследником монгольского хана.

Русская литература XVI в.

Литература того времени свидетельствует о глубоких преобразовательных процессах, охвативших все сферы русского общества. Помимо традиционных летописей и агиографий появляются беллетристика и книги с занимательными сюжетами. Среди них следует назвать переводную «Александрию» о жизни и приключениях Александра Македонского и «Повесть о Дракуле», написанную дьяком Федором Курицыным. Эти книги рассказывали о самодержавных правителях, сильной власти, способной удержать в руках государство.

Идея самодержавия отчетливо и строго обосновывалась в философских и социально-политических сочинениях. Среди них особое место занимает учение старца Филофея о Москве как о «третьем Риме», изложенное им в письмах к Василию III. Фило- фей использовал идею «странствующего царства», возникшую еще в Византии, согласно которой центральное место в христианском мире занимает православный Константинополь, заменивший прежний Рим. Поэтому естественно, что в период кризиса Византийской империи и последовавшего затем ее падения на Руси возникает взгляд на Московское православное царство как наследующее историческую миссию Византии. По Филофею, русское царство есть единственное православное царство в мире, хранитель православных святынь. Только Москва осталась верна православию и поэтому является мировым центром христианства. Отсюда выводится мысль о мессианской роли России, которая, сохраняя истинную христианскую веру, сберегая подлинную духовность, спасает мир от зла и скверны. Быть оплотом подлинно вселенского христианства Москве предназначено до второго пришествия Христа. «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».

Возвышение Москвы положило конец феодальной раздробленности и способствовало культурному сближению княжеств.

Русская архитектура XVI в.

Московская архитектура заимствовала традиции владимиро-суздальской и псковско-новгородской архитектуры. Новое положение города требовало развития монументального строительства.

Московский Кремль стал архитектурным символом государственной мощи, стены его стали возводиться заново в конце XV в. в царствование Ивана III. Для перестройки Кремля были приглашены миланские инженеры Пьетро АнтониоСолари, Марко Руф- фо, Антон Фрязин (настоящее имя Антонио Джиларди) и др. Под их руководством были возведены Тайницкая, Водовзводная, Спасская, Боровицкая башни. Приглашая иностранных мастеров, Иван III хотел использовать новейшие достижения европейского инженерного искусства, но не забыть при этом национальные традиции. Поэтому строители почти полностью сохранили старое расположение стен, сделав их еше более величественными и высокими. Кирпичные стены обшей протяженностью более 2 км с 18 башнями оказались не только грозной крепостью, но и замечательным архитектурным произведением. После завершения строительства стен и башен в 1515 г. Кремль стал одной из лучших крепостей Европы. Кремль почти полностью повторял план крепости Дмитрия Донского, новые соборы стали возводиться в основном на местах старых храмов, построенных при Иване Калите. Москва как бы подчеркивала этим свои древние связи. Старые церкви были ветхи и тесны и не отвечали возросшему политическому значению столицы.

Новый Успенский собор был призван стать главным храмом Московского государства и затмить своим величием новгородскую Софию. Для сооружения собора из Италии пригласили архитектора Фиораванти, прозванного Аристотелем за «строительную мудрость». Ему было предложено взять за образец Владимирский Успенский собор, так как московские цари считали себя наследниками владимирских князей. Талантливый мастер за короткое время сумел понять красоту и логику древнерусской архитектуры и, введя в постройку наиболее существенные древнерусские формы, творчески соединил их со своими ренессансными представлениями. В московском Успенском соборе Фиораванти повторил основные черты владимирского собора: иятиглавие, иозакомар- ное покрытие, аркатурный пояс на фасадах, перспективные порталы. Однако московский собор производит впечатление более монолитного, более величественного, что отвечало идее государственности того времени.

Архангельский собор Кремля возведен на центральной площади и стал усыпальницей московских царей. Его строительством руководил итальянский зодчий Алевиз Новый, который, сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма с хорами, в наружном убранстве применил пышные архитектурные детали венецианского чинквиченто. Пояс-карниз на стенах, пилястры коринфского ордера, закомары, украшенные белыми раковинами, органично соединились с русскими архитектурными традициями, не нарушив традиционный внешний облик православного храма.

Благовещенский собор Московского Кремля был построен русскими мастерами и служил домовой церковью великих князей и царской семьи, поэтому непосредственно сообщался с дворцовыми покоями. Здание собора полностью отвечает русским архитектурным традициям, и в его внешнем облике соединились черты различных архитектурных школ: от Пскова в нем декоративные пояски на барабанах и высокий иодклет; Влади миро-Суздальская школа проявилась в колончатых поясах на апсидах и барабанах; московский архитектурный элемент — оформление здания кокошниками с килевидным завершением в центре.

Русские мастера, столкнувшись с западноевропейским искусством, отказались от него в пользу поисков самостоятельного пути вследствие столкновения новых идей со старыми канонами, которыми жила русская культура. Данный период в русской культуре называют Предвозрожлением, но в XVI в. произошла его модификация, выразившаяся, в частности, в новых типах храмов, которые начинают строиться на Руси. Так, появились шатровые (столпообразное сооружение с конструкцией верха в виде шатра) и столпообразные храмы.

Церковь Вознесения в Коломенском является наиболее знаменитым шатровым храмом. Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом византийского кре- стово-купольного храма. Композиция церкви складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами — притворами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. Храм Вознесения, легкий, устремленный ввысь, удивительно гармоничный, в то же время торжественно монументален. Помимо оригинальной архитектурной идеи здание поражало современников архитектурным декором — капителями, карнизами и орнаментальным узором кирпичной кладки самого шатра.

Храм Покрова Богородицы на Рву , более известный всему миру как собор Василия Блаженного, является не менее замечательным памятником архитектуры XVI в. Он был построен русскими зодчими Бармойи Постником в честь покорения Казанского ханства.

Архитектурный ансамбль собора, имеющий в плане сложную звездчатую форму, состоит из девяти столпообразных разновысоких храмов: центральная шатровая церковь окружена восемью другими. Все его части поднимаются из единого мощного каменного помоста и соединяются галереей-гульбищем. Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича с белым резным декоративным камнем, в котором гармонировали сверкающие главы, крытые белым железом, и цветные майоликовые украшения центрального шатра. Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI в., а цветистая роспись в XVII-XVIII вв.

Русская живопись XVI в.

Московская живопись представлена крупнейшим художником эпохи Дионисием. Он не был иноком, у него было двое сыновей, которые работали вместе с ним. Важнейшим среди сохранившихся творений мастера является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (Вологодская область), дошедший до нас почти полностью. Храм посвящен образу Богоматери, и се прославление становится лейтмотивом работ иконописца. В храме представлены три крупные торжественные композиции — «Собор Богородицы», «Отебе радуется» и «Покров Богородицы». Они написаны на темы одноименных церковных песнопений, вместе составляя «акафист» (цикл песен в честь Богоматери). В центре каждой композиции помещена фигура Богоматери, восседающей с младенцем на коленях или стоящей с покровом в руках на фоне высокого пятиглавого собора. Вокруг расположились славословящие Богородицу святые и простые смертные. Яркие красочные сочетания, пестрые узоры одежд и архитектуры, радужный ореол вокруг Богоматери создают праздничное, торжественное впечатление. Во втором ярусе фресок, тянущихся по стенам и столбам центральной части храма, подробно иллюстрирован акафист Богородице — песнопение, которое всегда слушают стоя. Повторяющийся в каждой композиции стройный, темно-вишневый силуэт Марии на фоне бледно-розовых и золотистых горок или зданий придает циклу фресок смысловое, композиционное и колористическое единство. Роспись производит особенно торжественное и радостное впечатление утром и вечером, когда солнце заглядывает в окна храма.

В живописи XVI в. еще более усиливается символическое начало, стремление к отвлеченному «мудрствованию», истолкованию важнейших христианских догматов в художественных образах. Новые тенденции в живописи оформились в самостоятельное направление к 1540-м гг. В этом отношении доказательны росписи кремлевских палат, в том числе Грановитой. Изображенные космические просторы (воздух, солнце, луна, земля, ангелы), а также пути человеческой жизни (Спас, евангелисты, врата рая, земной, огненный, лунный и временной круги) сопровождались аллегорическими образами, среди которых иногда встречались довольно фривольные. Такие росписи требовали мудрого прочтения, следовательно, определенных знаний. При этом возможно сочетание символико-космологических картин, отвлеченных религиозных идей с конкретными образами, почерпнутыми из самой жизни. Сюжет Троицы нередко выливается в бытовую сцену со столом, поставленным подиагонали. Такое снижение, упрощение канонических образов вызвало ответную реакцию ревнителей старины, что в конечном счете привело к усилению церковной регламентации художественного творчества и запрещению писать по своему замыслу, был еще раз подтвержден строгий иконописный канон, дошедший от греков и Андрея Рублева.

Для иконописи XVI в. было характерно и возвеличивание официальных политических идей средствами искусства. Так появилась знаменитая икона «Церковь воинствующая», или «Благословенно воинство Небесного Царя». На ней изображено возвращение русского войска после Казанской победы. Ясна основная идея произведения — апофеоз московского воинства под предводительством Ивана Грозного. Но аллегорическая форма выражения идеи Казанской победы и триумфа Москвы не заглушают ни ощущения живой природы с ее широким пространством, ни жизненных сил людской воинской толпы, разделившейся на три горизонтально протяженных потока. Эта икона фактически подводит вплотную к светской картине.

Светские жанры в это время активно развиваются. Различные миродержавные теории, вселенские и космологические концепции идеи государственности, а также династические интересы способствовали становлению чувства историзма, все более освобождающегося от аллегорической формы. В росписи Золотой палаты Кремлевского дворца было немало композиций исторического характера: крещение Руси, история царских регалий Владимира Мономаха, поход Мономаха на Константинополь и т.п. В росписи Грановитой палаты была развернута генеалогия Рюрика, история раздела Киевской земли князем Владимиром и т.д.

Музыка. В XV-XVI вв. была переосмыслена идея ангелогласного пения, с которой связывалось одноголосное унисонное пение. Это произошло одновременно с изменением в иконописи, в которой начиная с XV в. активно развивается иконография Троицы. Как «Троица» Рублева стала наивысшим выражением богословского учения, так идея триединства выразилась в русской церковной музыке особой формой многоголосия - троестрочием. Свое название это пение получило от системы записи: голоса записывались поочередно по строкам красным и черным цветом один над другим и складывались в разноцветную партитуру. Главным из голосов был средний — «путь», так как он вел мелодию знаменного распева. Над ним располагался «верх» — дублирующий голос, под ним — «низ». На долгое время на Руси сохранился обычай поручать наиболее важные песнопения, особенно многолетствования, трем юношам, которых называли исполатчиками (от грсч. исполла эи деспота «многая лета тебе, господин»). Прообразом троестрочного пения, видимо, послужила библейская история из книги пророка Даниила о трех отроках, не пожелавших поклониться золотому истукану, за что они были ввергнуты царем Навуходоносором в огненную печь, но воспели там благодарственную песнь Богу и были спасены ангелами, спустившимися с неба.

Создание троестрочного пения принадлежит распевщикам Савве и Василию Роговым, новгородским мастерам, которые считались самыми авторитетными музыкантами Москвы второй половины XVI в.

Изменился и традиционный знаменный распев. Оставаясь в границах одноголосного хорового пения, русские распевщики сумели создать несколько новых распевов. Например, возникло путевое знамя, которым исполнялись стихиры, сопровождавшие разного рода церковные шествия. В конце XVI в. появился большой распев, характеризующийся неисчерпаемостью мелодического богатства. Новым явлением стал демественный распев, отличавшийся великолепием, пышностью и помпезностью звучания. Его название связано с должностью регента хора — доместика, хранившего в памяти мелодии, не подчиненные традиционным законам.

Развитие русской певческой культуры обусловило появление в Москве хора государевых певчих дьяков. Он делился на несколько групп певцов — станицы. Во главе хора стоял головщик. В хоре также был уставщик, отличавшийся хорошим голосом (обычно баритоном) и знавший богослужебные правила; он отвечал за обучение молодых певцов и заботился о порядке. Этот хор под разными названиями просуществовал более 300 лет.

Слайд 2

Особенности развития:

  • местные культурные традиции уступают место общерусским;
  • более весомо заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости;
  • сказывается растущее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества.
  • Слайд 3

    Фольклор

    События той славной эпохи получили отражение в сказках.
    В “Сказке о Борме-Ярыжке" ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде.
    Сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа (“Умный мальчик-судья", “Огненный змей", “Мудрая дева" и др.), некоторые сказки вошли в “Повесть о Петре и Февронии" .

    Слайд 4

    Пословицы и поговорки

    Пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь", “дати волю царю, ино и псарю".

    Слайд 5

    Жанр исторической песни

    Народ прославляет взятие Казани, особенно героев штурма - пушкарей, Ермака Тимофеевича.
    Царя народ, с одной стороны, воспевает за воинские подвиги, расправы с боярами; с другой - отмечает его жестокий нрав; в целом же поддерживает за защиту единой России - “Московского царства"
    рис. Взятие Казани.

    Слайд 6

    Просвещение

    • Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри;
    • “Мастера грамоты" появляются в городах и по деревням;
    • Учили сначала азбуку, потом-Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось.
  • Слайд 7

    За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был “сокрушать ребра", “учащать раны" ученикам своим. Той же цели - внушению “книжной премудрости" - служила и “душеспасительная" розга.

    Слайд 8

    Учебники

    • Появлялись руководства по грамматике - труды Максима Грека: “Начало грамоты греческой и русской", “Предисловие о буковице, рекше о азбуце", “Беседа о учении грамоте...", “Сказание грамотичным степенем";
    • появляется первое пособие по арифметике - “Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость"
  • Слайд 9

    1 апреля 1564 г., Иван Федоров издал в ней “Апостол”

    Поворотное для просвещения значение имело появление книгопечатания.

    Слайд 10

    Научные знания

    • Составлялись пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам.
    • Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России.
    • Солеварение и поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины, и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках
  • Слайд 11

    • Во второй половине XVI - начале XVII в. появились детальные руководства по солеварению (“Роспись, как зачать делать новая труба в новом месте"), по писцовому делу (1556 г.), статья “О земном верстании, как землю верстать" (исчисление площади квадратов, прямо- и треугольников, параллелограммов, трапеций).
    • В “хождениях" авторы описывали страны, которые посетили.
  • Слайд 12

    Литература. Историческая и политическая мысль.

    • “Хронограф" (обзор всемирной истории) 1512 г;
    • “Повесть о Вавилонском царстве";
    • “Сказание о князьях Владимирских".
    • “Повесть о Молодинском сражении" 1572 г.,
    • “Повесть о прохождении Стефана Батория на Псков".
    • Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: “Мы от Августа кесаря родством ведемся".
  • Слайд 13

    Многие публицисты обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства, боярства и положения крестьян. И. С. Пересветов выступает сторонником сильной царской власти.Он писал: "Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, так о и царство без грозы". Он выступает сторонником "правды" ("Бог не веру любит, а правду"), "книг", "мудрости", противником холопства, "которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется... всему царству оскудение великое".

    Слайд 14

    Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле, в посланиях, "Домострое" (ему принадлежит окончательная редакция памятника) проповедует рациональное хозяйствование, получение "правильного стяжания" (прибыли).

    Слайд 15

    «Нестяжатели» и «Иосифляне».

    • обличали стремление присвоить труд чужих рук, сребролюбие, чревоугодие, гордость, тщеславие и прочие пороки.
    • Нил Сорский.
    • Иосиф Волоцкий же говорил о другом: “Церкви богатство - Божье богатство".
  • Слайд 16

    Архитектура

    На рубеже XV-XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве - стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, ПьетроСолари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.)

    Слайд 17

    Хоромы Строгановых в Соли-Вычегодской. Гравюра И. Ческого. 1842 г.

  • Слайд 18

    Живопись

    • На рубеже XV - XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками.
    • Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами.
    • В конце XVI в. получают известность иконы “строгановского письма". Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью.
  • Слайд 19

    Быт

    • С конца XV в. начинается расцвет искусства эмали, забытого во времена ордынского ига;
    • В церковном обиходе часто использовали изделия с художественным шитьем;
    • Знатные люди жили в хоромах, обычно двухэтажных, с разными пристройками, жилыми и хозяйственными, для себя, дворни, скота и птицы. Дома в основном - деревянные, но встречались и каменные.
  • Просмотров