Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте. Конспекты уроков с упражнениями по усвоению основных понятий добукварного периода Чтение рассказа «сильными» учащимися

В 1 классе

Разработала: Осокина Н.В.

студентка ГОУ ВПО «МаГУ»


Урок обучения грамоте №1 (чтение)

Цель урока : Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р.

Задачи :

1) образовательные:

Формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах;

Закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах;

2) по развитию речи:

Формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

Уточнение или автоматизация артикуляции звуков [р], [р"];

3) коррекционно-развивающие задачи:

Развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса;

Формирование номинативной функции речи;

Развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей).

4) Воспитательные задачи:

Воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.

Оборудование урока: календарь, карточка с буквой Рр, картинки (рычащая собака, рыба, шар, рак, сыр, кот), слоговые таблицы, касса букв и слогов, полоски и полукольца для конструирования.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Физкультминутка

Зайка

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Присесть и руками над головой изображать ушки)

Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть -
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать-
Вот так, вот так
надо зайке поскакать. (Прыжки)

Зайку волк напугал
Быстро зайка убежал (бег )

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

2. Работа с календарем:

Какое сейчас время года? (с опорой на схему «Времена года»)

Какой сегодня день недели? (с опорой на схему «Дни недели»)

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Какое сейчас время суток? (с опорой на схему «Части суток»)

Как называется утренний прием пищи?

3. Проверка домашнего задания

Назовите буквы из красного домика и из синего домика.

Чтение букварной страницы (стр.)

1) Чтение слогов с буквами З и С

2)Чтение слов с буквами З и С.

3) Чтение рассказа «Козлик Пашка»

Ответить на вопросы:

Где спрятался козлик?

Что он щипал?

4) Какие слова загадал Вова?

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо),

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся).

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем),

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх).

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (приседаем),

И на елке (встаем, руки в стороны),

И под елкой (обхватываем себя руками),

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

5. Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой.

Отгадайте загадку :

Я живу в реке и в море,

Плаваю там на просторе.

Хорошо ли я живу,

Никому не расскажу.

Рассмотрите картинку. Назовите, кто это? (рыба)

Какой первый звук в слове «рыба»?

6. Уточнение артикуляции звука [р]

Как рычит собака? (Сначала хором, затем по одному).

Произнесите Р. Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)

Р – это гласный или согласный звук? (согласный)

В домике какого цвета будет жить буква, которая обозначает этот звук? (в синем)

Знакомство с буквой Р.

Звук Р обозначается буквой Р (демонстрация буквы Р)

Из каких элементов состоит буква Р?

Конструирование буквы р (каждый ребёнок составляет букву из синей полосы и синего полукольца).

Посмотрите, на что похожа буква (картинка, на которой изображена рука и сжатый кулачок).

Стихотворение (образ буквы Р):

Крепко сжата левая рука,

Она напомнит Р наверняка.

(Дети рассматривают картинку, показывают соответствующую позу руки и пальцев).

В каком домике будет жить буква Р? Почему?

Значит эта буква гласная или согласная?

8. Составление слогов из букв разрезной азбуки (индивидуальные кассы)

Составьте слог АР. Какой звук первый? Какая буква нужна? Второй? Какую букву поставим на второе место?

Прочитайте составленный слог.

Поменяйте буквы местами. Почитайте, какой слог получился? (РА)

Замените букву А на О? Прочитайте слог (РО) и т.д.

(АР – РА – РО – ОР – УР – РУ – РЫ – ЫР)

9. Чтение слоговых таблиц:

1) Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р, найдите соответствующие слову картинки

2) Соедините слоги в слова, двигайтесь по данным стрелкам. Найдите соответствующие картинки.

Физкультпауза

1)У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь…

Называется – пескарь.

2) Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Итог урока

С какой буквой познакомились?

В домик какого цвета мы поселили эту букву? Почему?

13. Домашнее задание.

1. Чтение букварной страницы

2. Обвести по трафарету букву Р.

Каким цветом закрасите букву р? Почему?

ХОД УРОКА

Организационный момент

Фонематическая минутка.

a. Послушайте чистоговорку и скажите, какой звук слышится чаще других?

Та – ра – ра, та – ра – ра -

У крыльца растет трава.

(дети повторяют чистоговорку хором и по одному)

Соотнесение звука и буквы.

Покажите букву, которая обозначает звук [р]. Почему мы поселили эту букву в домик синего цвета?

Письмо элементов буквы р

Показ каждого элемента на доске.

Письмо в воздухе.

Письмо в тетради:

Итог урока

- Какую букву учились писать? Из каких элементов она состоит? (письмо буквы в воздухе)

14. Домашнее задание

Письмо строчной буквы р (1 строчка)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Физкультминутка (см. урок №1)

2 . Работа с календарем (см. урок №1)

Артикуляционная гимнастика.

1) Как рычит собака? (хором и по одному)

2) Чтение слоговых цепочек и договаривание с опорой на картинку.

ОР – ОР – ОР У Ромы топор.

РЫ – РЫ – РЫ У Иры шары.

РИ – РИ – РИ У Риты пузыри.

4. Проверка домашнего задания (стр. 74)

Чтение букварной странице по цепочке.

Физкультминутка

Речка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это- брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Вороны

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут, прыгают вороны.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают,

С нами вместе засыпают.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Кар-кар, кар-кар-кар.

7. Чтение с подготовкой

На доске:

Ро – Ро – ма

Ра – И – ра

Назовите имена девочек. Назовите имена мальчиков.

8. Чтение слов по слоговым таблицам.

1) Сканворд

Пу ри вал

Прочитайте слоги.

Составьте два слова: первое слово заканчивается на выделенный слог, а второе – начинается с этого слога.

Составьте предложение из двух слов, ответив на вопрос:

Кто рисовал? (обращается внимание на форму слова: не рисовала, а рисовал)

Дополните предложение, ответив на вопрос:

Что рисовал … (имя мальчика)?

2) Чтение слов, отличающихся одним слогом

(Учитель составляет предложения с этими словами)

(Дети читают слова и подбирают к ним картинки)

Работа с букварём (стр. 75)

1) Чтение задания «Вы нас узнали?»

Дети читают первую чистоговорку и находят к ней картинку.

О ком идет речь?

Покажите, где Рома?

Как узнали?

Аналогичная работа проводится и со следующими двумя чистоговорками.

2) Слушание текста «Наши картины»

Прочитайте имена мальчиков на карточках (на доске)

На доске висят картинки и карточки со словами: пузыри, шары, розы, мухомор. Дети читают слова, разделённые на слоги.

(Учитель читает текст. Дети выбирают, что нарисовал Рома, а что нарисовал Захар).

3) Чтение текста по цепочке с выполнением заданий.

Читаем 1 предложение.

Найдите на картинке, где Рома.

Читаем 2 предложение.

Найдите на картинке в учебнике Захара.

Читаем 3 предложение.

Какие картины нарисовали дети?

(Повторное чтение текста одним учеником)

4) Пересказ текста по картинкам одним учеником (учитель помогает вопросами при затруднениях)

5) Соотнесение слого-звуковой структуры слов (мухомор, корзина, картина) и слого-звуковых схем.

Чтение слов.

Рассмотрите 1-ую схему слова.

Сколько слогов в зашифрованном слове?

Сколько букв в 1-м слоге?

Сколько букв во 2-м слоге?

Сколько букв в 3-м слоге?

Какие слова подходят к первой схеме слова?

(Аналогично проводится работа со второй схемой)

Итог урока

Назовите имена детей, про кого мы сегодня узнали, читая наш букварь?

Какие картинки нарисовали Рома и Захар?

10. Домашнее задание

Чтение букварной страницы 75.

Урок обучения грамоте №4 (письмо)

Тема: Прописная буква Р. Письмо односложных и двусложных слов с буквой Р.

Цель урока: сформировать умение писать заглавную букву Р, закрепить написание строчной буквы р, слогов и слов со строчной и прописной буквой р.

Задачи:

1) образовательные:

Формирование навыков правильного графического изображения строчной и прописной буквы Рр, правильного расположения элементов букв на рабочей строке;

Развитие звуко-буквенного анализа односложных и двусложных слов, членения предложения на слова;

2) по развитию речи:

Составление предложения из трёх слов, дополнение предложений по аналогии;

Развитие номинативной функции речи;

Выразительное интонирование стихотворения при рисовании росчерков;

3) коррекционно-развивающие:

Развитие зрительно-пространственных ориентировок, формообразующих движений, зрительно-моторной и речедвигательной координации;

Формирование операций анализа и синтеза, абстрагирования;

4) воспитательные:

Воспитание правильной рабочей позы во время письма, умения переходить от одного вида деятельности к другой вместе с одноклассниками; воспитание аккуратности, настойчивости в выполнении работы.

Оборудование: образец прописной буквы р,картинки слов для звуко-буквенного анализа, сюжетные картинки для составления предложений, карточки для дописывания слов, листы нелинованной бумаги для росчерка «Рыбка», полоски для составления схемы предложения, карточки с прописной буквой Р из бархатной бумаги.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Руки вверх поднимем – раз!
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать,
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте, не вертись.
Вверх - раз, два. Три, четыре - вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты,
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Фонематическая разминка

- Какой звук первый в этих словах: Рома, рысь, роза?

- Какой звук в этих словах последний: шар, сыр, мир?

- Какой буквой обозначается этот звук?

- В каком домике живет эта буква? Почему?

Рисование росчерка «Рыбка»

Отгадайте загадку:

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

Учитель показывает росчерк на доске со словами: «Руку не отрываем, произносим двустишье и рисуем так:

Рыбка робкая плывет

И привет подружкам шлет.

Дети рисуют росчерк на листах нелинованной бумаги.

Письмо заглавной буквы Р.

Письмо заглавной буквы Р.

1) Показ правильного написания учителем на доске.

2) Обводка силуэта прописной буквы Р (карточка с аппликацией прописной буквы Р из бархатной бумаги).

3) Письмо заглавной буквы Р в воздухе.

4) Обводка буквы Р (полстроки) в тетради.

5) Самостоятельное письмо буквы Р (полстроки).

Речка

Итог урока

Какую букву учились писать на уроке?

15.Домашнее задание:

Письмо букв и слогов:Р, Ро, Ри.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Физкультминутка (конспект урока №4)

2. Работа с календарем (конспект урока №1)

Артикуляционная гимнастика

Чтение слоговых таблиц


5. Проверка домашнего задания (стр. 75)

1) Чтение чистоговорок.

2) Чтение текста «Наши картины» и пересказ с опорой на картинки

3) Чтение трехсложных слов.

Физкультминутка

Речка (см. конспект №3)

Физкультминутка.

Рыбки (см. конспект урока №1)

Итог урока

О ком мы читали рассказ?

Как надо ухаживать за кактусами?

13. Домашнее задание.

Чтение букварной страницы.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Физкультпауза

Фонематическая разминка.

Послушайте стихотворение. Какой звук слышим чаще других?

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

(К. Чуковский)

Какую букву обозначает звук Р?

В каком домике живет буква Р?

Послушайте стихотворение ещё раз и скажите, так бывает или нет?

Буквенный конструктор.

Конструирование строчной и прописной буквы р из частей (карточки, разрезанные на 2-3 части)

Из скольких элементов состоит строчная р? (обводка буквы по контуру)

Из скольких элементов состоит прописная Р? (обводка буквы по контуру)

Гимнастика для рук.

Физкультминутка.

Рыбки (см. конспект урока №1)

Физкультминутка.

Речка.

Итоги урока

Вспомните, какие буквы учились писать на уроке?

Приведите примеры слов, которые нужно писать с прописной буквы р?

Приведите примеры слов из двух слогов с буквой р.

12. Домашнее задание.

Письмо слогов

ХОД УРОКА

Физкультминутка.

Речка.

Работа с календарем

Артикуляционная гимнастика.

Чтение слоговых цепочек и договаривание с опорой на картинку.

ОР – ОР – ОР У Ромы топор.

РЫ – РЫ – РЫ У Иры шары.

РИ – РИ – РИ У Риты пузыри.

3. Проверка домашнего задания (стр. 76)

1) Чтение цепочек слогов.

2) Чтение столбиков слов.

3) Чтение текста «Руслан и кактус»

4) Задание Вовы.

С чем пьет чай Вова?

Физкультминутка.

Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Физкультминутка

Рыбки

Итоги урока.

11. Домашнее задание

Чтение букварной страницы 77

ХОД УРОКА

Физкультминутка.

Речка

Игра «Есть или нет»

Если услышите в словах звук Р, поднимите карточку.

Учитель читает слова:

Сорока, дятел, утка, курица, роза, мак, картошка, Рита, Мила, Руслан.

Какой звук выделяли?

3. Игра «Вставь пропущенную букву»:

Детям раздают карточки:

Ша. .ука.ома.ита Заха.

Прочитайте. Какая буква пропущена?

Допишите слова.

Прочитайте слова, в которые вы вставили строчную букву р?

Прочитайте слова, в которые вы вставили прописную букву Р?

Гимнастика для рук.

Рыбки

Физкультминутка.

Птички и ветер

10. Графо-моторные упражнения (письмо элементов букв). Упражнение «Украсим рукавичку»

- Рассмотрите шаблоны. Что это за предмет, догадались? (рукавичка).

Выделите первый звук в этом слове.

Обведите рукавичку по контуру, проговаривая двустишие:

Рукавичку обшиваем

И узором украшаем.

Посмотрите, какой узор будем рисовать на рукавичке (учитель показывает на доске, дети рисуют на листах бумаги, используется контурное изображение рукавички)

Рисование наклонных палочек одинаковой высоты (используются слова: «иголки инея блестят на радость маленьких ребят»);

Рисование петельки (используются слова: «зайка весело петляет, петелька к себе и стоп!»)

Итог урока

Послушайте слова и скажите, какой звук есть во всех этих словах: ворона, сорока, Руслан, рукавичка?

Какую букву мы напишем первой в слове Руслан? В слове рукавичка?

13. Домашнее задание

Письмо слогов:ри со вал

Письмо слова: рисовал

Список литературы:

1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М., Владос, 2004.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – 2 – е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991 г.

3. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет / авт.-сост. Т.Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Журавлева Н. Н., Антохина Н. В., Кулакова Т. В., Львова Т. В., Морозова Ю. М., Павлова Т. С., Богданова Т. Л., Прокопова С. П., Ершова Л. А. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средняя группа). Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования. 2010.

5.Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс/ авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Конспекты уроков обучения грамоте

В 1 классе

по учебно-дидактическому комплекту

«Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишова (2009 г.)

«Пропись. 1 класс. В 3-х частях», авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишова (2009г.)

Разработала: Осокина Н.В.

студентка ГОУ ВПО «МаГУ»

Урок литературного чтения (в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме « Звуки [ б], [б"]. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы занимательности в учебный процесс, позволяет увлечь учащихся процессом обучения и создаёт прочную мотивацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (в период обучения грамоте)

Учитель начальных классов: Горшкова Анжела Дмитриевна

Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №16» г.Альметьевска РТ

Класс: 1 А

Тема урока: « Звуки [ б], [б"]. Буквы Б, б»

Учебные цели и задачи: формирование у учащихся общего представления о звуках [ б], [б"] и буквах Б, б.

  1. Создание условия для формирования у учащихся практического умения выделять в словах звуки [ б], [б"], давать характеристику данным звукам. Уметь объяснять значение одинаковых по написанию слов; расшифровывать записи; придумывать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения.
  2. Способствовать развитию грамотной речи, внимания, памяти, логического мышления.
  3. Содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству, бережному отношению к природе, животным.

Базовый учебник (УМК): УМК «Планета знаний», «Букварь», автор Т.М.Андрианова, учебное издание «АСТ» и «Астрель», М., 2012.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование: интерактивная доска, мобильный класс, карточки со слогами, карточки для индивидуальной работы, плакат «Грибы», рисунок белки.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, недавно у вас был праздник «Посвящение в первоклассники». Теперь вы стали настоящими учениками. А какими качествами должны обладать ученики? Какие из них пригодятся нам сегодня на уроке? Я думаю, что вы сегодня будете работать отлично. Желаю вам удачи!

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

а) Работа по ленте букв.

Вспомните, какие буквы мы изучили. Назовите только гласные буквы. Назовите согласные буквы.

б) Беседа.

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в лес. Но чтобы туда попасть, нужно отгадать загадку.

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка.)

Кто из вас видел белку? Опишите словами, как она выглядит. Чем питается белка? Как люди должны вести себя в лесу? Почему?

3.Выявление места причины затруднения. Открытие «нового» знания .

Произнесите слово «белка». Какой звук вы услышали в начале слова? Как вы можете его охарактеризовать?

а) Работа с нетбуками.

Нарисуйте схему к слову «белка»

Есть ли у этого звука парный твёрдый звук?

б) Передача файла.

Я отправила файл на ваш рабочий стол. Откройте его. Вы видите ещё одну загадку. Прочитайте её.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Кто догадался, что это? (Рябина.)

За каждый правильный ответ я вам буду раздавать по рябинке. А в конце урока посмотрим, чья команда соберёт больше рябины. Из этой рябины мы соберём бусы и отправим белочке на зиму гостинец.

Произнесите слово «бусы».

Какой первый звук вы услышали? Охарактеризуйте его. Нарисуйте схему к этому слову.

4. Постановка темы и целей урока.

Над какой темой мы будем работать? Какие цели перед собой поставим?

Какой буквой обозначаются твердый и мягкий согласные звуки [ б], [б"]? Каково её место на ленте букв?

5. Первичное закрепление во внешней речи.

а) Работа с букварём (с.48) – чтение слогов.

Сейчас мы с вами поработаем в группах. Каждая группа будет читать слова в столбиках. Ваша задача – не просто прочитать слова в столбиках, но и понаблюдать за изменением слов. Начинаем работать. В группе вы обсуждаете, а отвечать будет один выбранный вами человек из группы.

Чем различаются слова каждого столбика?

Продолжите ряд слов: собрал, выбрал, подобрал, разобрал. Придумайте предложения с этими словами.

А близки ли по смыслу слова последнего столбика?

б) Работа с текстом.

Прочитайте текст.

6. Физминутка.

Ребята, а что можно собирать в лесу осенью? (Грибы.)

А знаете ли вы съедобные и несъедобные грибы?

Посмотрим на плакат и назовём, какие съедобные, а какие несъедобные грибы. Как нужно правильно собирать грибы?

Итак, мы продолжаем идти по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки. Увидели гриб, наклонились, срезали, положили в корзину. Пошли дальше. Увидели гриб, наклонились, срезали, положили в корзину. Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзину. Полная корзина.

7. Самостоятельная работа в тетрадях (с.24).

а) Найдите и обведите букву б.

б) Решите ребусы. Запишите слова.

Проверим, как вы выполнили задание. Поменяйтесь друг с другом тетрадями. Сравните выполненное задание на доске.

8. Включение в систему знаний и повторение.

а) Индивидуальная работа по карточкам.

На карточках записаны слоги, образуйте и запишите из них слова.

(шу, жа, ба, ры, боб, ран, друж,)

(Проверка составленных слов.)

9. Рефлексия.

- Над какой темой работали? С какими звуками и буквами познакомились? Что о них узнали?

Я думаю, что вы очень старались, поэтому бусы получились длинными. Вот какой большой подарок мы отправим белочке.


Конспект урока обучения грамоте (основной период)

Тема: «Согласные звуки [п], [п"]. Буквы П, п ».

Педагогическая цель : ознакомление с согласными звуками [п], [п"], буквами П, п; обучение чтению слов с новой согласной буквой, наблюдение над словами-омонимами.

Развитие фонематического слуха, произвольного внимания, логического мышления; обогащение и уточнение словарного запаса.

Воспитывать гордость за страну, уважение к профессиям, познавательную активность.

Планируемые результаты (предметные):

    выделять на слух согласные звуки [п], [п"] и обозначать их в слого-звуковых схемах;

    знать разные значения слова «плита».

Личностные результаты: имеют познавательные интересы, учебные мотивы.

Универсальные учебные действия (метапредметные ) :

    Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

    Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в учебнике; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.

    Коммуникативные : умеют формулировать свое мнение и позицию, допускают существование позиций других людей, отличных от собственной, умеют работать в паре.

Оборудование: лента букв, слого-звуковые схемы, иллюстрации (плотник, пила), касса букв.

Ход урока

I Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех позвал он на урок.

Ну – ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

Сядьте красиво и правильно.

Покажите правильной осанкой свою готовность к уроку.

II Повторение изученного материала.

    Фронтальный опрос. Работа с «лентой» букв

Какие единицы речи вы знаете?(Предложение, слово, слог, звук и буква)

На какие группы делятся все звуки и буквы? (Гласные и согласные)

Где на ленте букв размещены гласные? (на красном фоне)

Назовите все гласные, которые мы изучили. (а, о, у, и, ы, е)

Какие из них указывают на твёрдость согласных звуков? (а, о, у, ы)

А на мягкость? (и,е)

Какую гласную называют «хитрой»? Почему? (Е, т.к. она может обозначать 2 звука)

Когда эта буква обозначает 2 звука? (Когда стоит в начале слова и после гласной буквы)

Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (н, л, р, в)

Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. (к, т, с)

    Индивидуальный опрос. Работа по карточке.

Подберите схемы к словам. Проведите линии.

III . Работа над новой темой.

    Работа по развитию связной речи.

Как называется наша страна? (Россия)

Какой город является столица нашей Родины? (Москва)

Какой город называют северной столицей нашего государства? (Санкт-Петербург)

В честь какого великого человека он назван?

Откройте «Азбуку» на с.82.

Кто изображён?

Что знаете об этом человеке?

Правильно, Петр I был необычный царь. Он жил более 300 лет назад. Много путешествовал по разным странам. Всю свою жизнь учился. Знал много ремесел. Он основал русский военный флот, одержал много военных побед. При Петре I начали строить северную столицу России, которую назвали в честь царя Петербургом («городом Петра»)

Посмотрите, из какого материала строили корабли?

    Выделение слов для слого-звукового анализа.

Как называют человека, который из дерева делает разные предметы? (Плотник)

Как называется инструмент, которым работает плотник? (Пила)

    Слого-звуковой анализ слов. Моделирование схем.

Произносите слово «плотник». Сколько слогов в этом слове? (2 плот-ник)

На какой слог падает ударение? (на первый)

    Выделение новых звуков.

Какой первый звук в этом слове? Произнесите и послушайте.

Дайте характеристику звука. (Согласный, глухой, твёрдый)

Как обозначим этот звук на схеме? (Синим квадратом)

Закончите схему этого слова.

Посмотрите на вторую схему. Подходит она к слову «пила»? Докажите.

(В слове 2 слога пи-ла; 2-ой слог ударный, 1 слог пи-это слияние мягкого согласного [ п, ] и гласного [и] , 2 слог ла- это слияние твёрдого согласного [л] и гласного [а])

Произнесите первый звук в этом слове. Дайте его характеристику.

(звук [ п, ] – согласный, глухой, мягкий)

    Упражнение для развития фонематического слуха.

(Игра «Камень-вата»)

Сейчас я буду произносить слова. Если в них встречается твёрдый звук [ п], вы ударяете кулачком по столу, словно падает камень. Если услышите мягкий звук [ п, ], сидите тихо, потому что вата падает бесшумно.

Парта, портфель, пенал, потолок, пол, тюльпан, пион, топор, суп, песня.

    Обозначение звуков буквой.

Кто знает, какой буквой обозначают звуки [п], [п, ]?

Найдите эту букву в кассе.

В какой домик на ленте её поселим? Почему? (В синий, так как она согласная)

На что похожа эта буква?

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

- Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди да подтянись.

Чтобы научиться подтягиваться, нужно быть сильными, выносливыми, иметь крепкое здоровье. Развить эти качества в себе детям помогает физкультура.

Давайте выполним несколько упражнений.

IV . Физкультминутка.

    Чтение слогов-слияний.

Корабль с буквой П отправляется в плавание по гласным островам. Давайте прочитаем, какие слоги будут получаться, когда корабль приблизится к каждому острову.

ПА ПО ПУ ПЫ ПИ ПЕ

Назовите твердые слияния; мягкие слияния.

Придумайте слова, которые будут начинаться с этих слогов.

Па-па, по-ле, пу-ля, пы-шка, пи-столет, пе-нал.

V . Закрепление пройденного материала.

1. Работа со столбиками слов. С.83

Прочитайте слова.

пила повар плотник

пилит пилот капитан

Найти слово, в котором 3 слога и подчеркни его.

Найдите слова, обозначающие профессии людей. Объясните, что они обозначают.

(Пилот - управляет самолётом, капитан – управляет кораблем, повар - готовит еду.)

    Работа с текстом.

Чтение рассказа «сильными» учащимися.

Чтение рассказа по предложению «цепочкой».

Беседа по содержанию рассказа и иллюстрации.

Как зовут повара? (Повара зовут Елена Петровна)

Чем занята Елена Петровна? (Елена Петровна готовит еду)

Что она варит? (Она варит суп)

Где стоит кастрюля? (Кастрюля стоит на плите)

    Работа по уточнению и обогащению словарного запаса.

Рассмотрите иллюстрации внизу страницы.

Каким словом называют все эти предметы? Прочитайте. (Плитка)

С помощью картинок ответьте, какая бывает плитка?

(Плитка шоколада, кафельная, электрическая для приготовления пищи)

Как вы думаете, почему разные предметы названы одинаковым словом?

VI . Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Что для вас было самым интересным? Самым трудным?

Встаньте, ребята, которые считают, что сегодня они достигли горы успеха.

Мне тоже понравилось, как вы работали.

Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

«Звук и буква Л, л»

Подготовила

учитель начальных классов

Михалева Светлана Ивановна

Павловск 2011

Букварный период обучения грамоте 1 класс.

Тема : Звук и буква Л, л. Цель : - познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи : Образовательные: познакомить с буквой и со звуком Л,л; - автоматизировать правильное произнесение [Л] формирование умения определять местоположение звука в слове. Коррекционно -развивающие : - развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры; - корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами; - развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений; - коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.; Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

Воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование : иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,

Ход урока.

Этапы урока

Психологический настрой.

Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Физминутка.

«Рыбки»

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песок.

Посмотрите, кто плывет к нам на встречу?

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

С какого звука начинаются все эти слова?

Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это?

Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи - ?

Ложка - ?

Стол - ?

Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке?

Ребята, это буква Л.

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л?

Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

Лунтику понравились все ваши буквы.

Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку.

Физминутка .

«Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Посмотрите, что у улитке в домике лежит?

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв.

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.


Дети выполняют гимнастику

Стая пиявок. Лиса, лист, лошадь, лук.
Со звука Л. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют) Жаба Клава.

В начале слова В начале слова В конце слова

Буква Дети отвечают
Из двух палочек. Выкладывают из камушек букву Л

Краб. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Печатают в блокнотах букву Л.

Выполняют гимнастику

Листы бумаги.
Выполняют задание (Приложение 1)

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1. На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4. Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Приложение 1 (http ://solnet®.ee )


Приложение 2 (http ://solnet®.ee )
Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.

Список использованной литературы


1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

М., «Просвещение» (2009 г.)

Использованные Интернет-ресурсы

1. http ://solnet®.ee (Прложение1,2)2. (пальчиковая гимнастика «Краб») 3. (физминутка «Улитка»)

Татьяна Вдовенко
Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте

Тема : Буквы «Н» , «н» , обозначающие согласные звуки [ н ] , [н ].

Цели : познакомить учащихся со звуками [ н ] , [н ]., с буквами «Н» , «н» ; формировать навыки безотрывного письма и плавного чтения ; развивать речь, логическое мышление учащихся.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Начинаем мы урок ,

Затаив дыханье.

Кто же ступит на порог,

Гадаем в ожиданье. (С. Чижова)

Появляется кукла Незнайки.

Что же за гость пожаловал к нам на урок ? (Незнайка) .

Обидно Незнайке за имя своё.

Не хочет Незнайка не знать ничего.

Поможем бедняге мы грамотным стать

И буквы начнём вместе с ним повторять. (С. Чижова)

2. Повторение ранее пройденного материала

Вспомнить изученные буквы , расположенные в «Замке букв » .

Чтение букв , буквосочетаний .

3. Определение темы урока .

Назовите гостя, пришедшего к нам на урок .

Незнайка – назовите первый звук .

Носов – назовите первый звук .

С какими же звуками мы будем работать на уроке ? А ещё мы познакомимся с новыми буквами , научимся их писать.

Вы посмотрите, куда забрался Незнайка!

4. Книжная пятиминутка.

Кукла Незнайка : Как появился я, Незнайка?

И почему всё знает Знайка?

А кто придумал Пульку с Булькой?

А кто такой болтливый Гунька?

Как много слышу я вопросов!

Показ портрета Н. Н. Носова (1908 – 1976) .

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в актёрской семье. В юности увлекался театром, музыкой, занимался самообразованием.

Н. Н. Носов – детский писатель-юморист, кинорежиссёр.

В детстве Носов читал книги Пальмера Кокса «Новый Мурзилка» о приключениях маленьких человечков. Среди них были Знайка, Незнайка и их смешные друзья. Носов «взял» Знайку и Незнайку и «повёл» к новым друзьям в другой мир – в мир коротышек из Цветочного города. Так появилась трилогия о Незнайке : «Приключения Незнайки и его друзей» , «Незнайка в Солнечном городе» , «Незнайка на Луне» .

Произведения : «Мишкина каша» , «Фантазёры» , «Телефон» , «Затейники» , «Дружок» , «На горке» и др.

5. Изучение нового материала .

Слого-звуковой анализ слов .

Характеристика звуков н , н в процессе слого-звукового анализа слов «барабан» , «конь» .

Учитель пользуется демонстрационными предметными картинками и демонстрационными фишками для составления слого-звуковых схем на наборном полотне, расположенном на доске. Ученики работают с фишками, выкладывая схемы слов на своих рабочих местах.

звук [ н ] – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается, звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание, твёрдый;

звук [ н] .– согласный, звонкий, мягкий;

оба звука мы будем обозначать буквой «н» («эн» ).

«Новоселье» буквы в «Замке букв » (в ленте букв ) .

Поселим новую букву «н» в «Замок букв » .

Какое место она займёт и почему? (Буква «н» поселится в сине-зелёной «гостиной» , т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки ; на верхнем этаже, т. к. обозначат звонкие согласные звуки ).

Из истории буквы «н» .

Сейчас эта буква называется «эн» , а когда-то называлась иначе – «наш» , т. е. «свой, принадлежащий нам» . В старину так называлась буква , а теперь это самостоятельное слово. С этим словом существует много речевых оборотов :

«знай наших» - восхваление самого себя;

«наша взяла» - мы одержали победу;

«наше вам с кисточкой» - шутливое приветствие.

Работа с учебником.

Составление предложений по картинке (по заданным схемам) .

Кто изображён на картинке?

Словарная работа :

богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек очень большой силы, стойкости, отваги;

былина – русская народная песня, сказание о богатырях.

Какие русские богатыри вам известны?

Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина учителем, пословиц читающими учениками, анализ пословиц, подчёркивание в них новой буквы «н» .

Обучение письму строчной буквы «н» .

Работа в прописи.

Написание буквы «н» , слогов и слов с новой буквой после слого- звукового анализа .

Пальчиковая гимнастика.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. (О. Узорова)

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту, поджимая пальцы. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Физминутка.

Буратино быстро мчался,

На пригорок он взобрался.

А затем он вниз стремился –

Чуть, бедняга не разбился.

Влево, вправо он петлял –

Всё же в школу опоздал.

Но не зря в класс торопился –

Быть культурным научился. (С. Чижова)

Обучение письму заглавной буквы «Н» (аналогично обучению письму строчной буквы ) .

Работа в прописи.

Слого-звуковой анализ слова «Незнайка» .

Разминка для глаз.

7. Закрепление изученного на уроке материала .

Упражнение «Слогочиталочка» .

Дети читают слоги с изученной буквой , работают в парах (сигнал) по принципу «учитель – ученик» , меняясь ролями.

Упражнение «Цветочная поляна» .

Мы уже немало знаем,

А теперь мы поиграем –

Вспомним травы и цветы

С буквой «н» - и я и ты.

(Незабудка, нарцисс, настурция, нимфея – озёрная кувшинка, нелюмбиум - один из видов лотоса и др.)

8. Подведение итогов.

С какими новыми звуками познакомились ?

Что узнали об этих звуках ?

Что особенно запомнилось на уроке ?

- Урок окончен . (Домашнее задание в первом классе не задаётся)

Публикации по теме:

"Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста

Просмотров