Из чего состоит божественная литургия. Гимн “Единородный Сыне”

Литургия (в переводе «служение», «общее дело») - главнейшее христианское богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии (приготовление Причастия). Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин (Обращаю внимание, что для того, чтобы причаститься - необходимо специально готовится: попостится, вычитать каноны, придти в церковь полностью натощак, т.е. ничего не есть и не пить после 00-00 часов перед службой).
Литургия простыми словами. Литургия – самая главная церковная служба. Это то священнодействие (церковная служба) во время которой можно причаститься в церкви.

Что такое обедня в православной церкви?
Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

Когда, во сколько и в какие дни проходит Литургия в церкви?
В больших храмах и монастырях Литургия может происходить ежедневно. В церквях поменьше Литургия обычно проходит по воскресениям.
Начало Литургии около 8-30, но к каждых храмах по разному. Продолжительность службы 1,5–2 часа.

Зачем в храме происходит (нужна) Литургия? Что значит Литургия?
Это святое Таинство установил Иисус Христос на Тайной Вечери с апостолами, пред Своими страданиями. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил ученикам Своим, говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. » Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Тогда же Спаситель апостолам, а в лице их и всем верующим, дал заповедь совершать сие Таинство до скончания мира, в воспоминание Его страданий, смерти и воскресения, для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Каков смысл и символические действия Литургии? Из чего состоит Литургия?
На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, а сама Евхаристия выражает земную жизнь Христа.
Порядок Литургии:
1. Проскомидия . Сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения - Проскомиди (перевод - принесение). Первая часть Литургии «Проскомидия» - это рождение Христа в Вифлееме. Хлеб, употребляемый на Проскомидии, называется просфорою, что означает «приношение».
Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).
Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии (Причастия) и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих». Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы. (для того,чтобы священник во время Проскомидии прочитал молитву за вашего близкого человека, вам надо перед Литургией подать записку в свечную лавку со словами «на проскомидию»)


2. Вторая часть Литургии - Литургия оглашенных.

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – это люди, готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией (совместно усиленной молитвой), в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».
После чтения ряда молитв, священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата. (Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь).
В конце пения священник с диаконом, который несет напрестольное Евангелие, выходит на амвон (перед иконостасом). Получив благословение от священника, диакон останавливается в Царских Вратах и, подняв вверх Евангелие, провозглашает:“Премудрость, прости”, то есть напоминает верующим, что скоро они услышат евангельское чтение, потому должны стоять прямо и со вниманием (прости - означает прямо).
Читаются Апостол и Евангелие. При чтении Евангелия верующие стоят с наклоненными головами, с благоговением слушая святое благовестие.
Затем, после чтения следующего ряда молитв оглашенным предлагают выйти из храма (Оглашенные изыдите).

3. Третья часть - Литургия верных.
Перед Херувимской песнью открываются Царские Врата и диакон совершает каждение. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть).
После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв - «Символ веры», - которую вместе с певчими исполняют все прихожане.
Затем, после ряда молитв, наступает кульминация Литургии: Совершается Святое Таинство Евхаристии- преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата. Священник выносит Чашу со Святыми Дарами(в некоторых церквях принято встать на колени при выносе чаш с Причастием) и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите!». Начинается причащение верующих.

Что делать во время причащения? Причастники складывают руки на груди правая поверх левая. Сначала причащаются дети, потом мужчины, потом женщины. Подходите к священнику с чашей, называете имя, открываете рот. Вам положал в рот кусочек просфоры в вине. Надо поцеловать чашу в руках у священника. Потом вам надо съесть причастие, подойти к столу и взять там кусочек просфоры, заесть и потом запить. Заедать и запивать надо, чтобы все причастие попало внутрь тела, а не осталось на нёбе или в зубах.

По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.
Обращаю внимание, что после причастия необходимо прочитать «Благодарственные молитвы».

Святой праведный Иоанн (Кронштадтский): «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

На каринке изображена фотография, на которой проявилось изображение Иисуса Христа а также свет от икон во время Литургии

Что нельзя делать после Причастия?
- После причастия нельзя становится на колени перед иконой
- Нельзя курить, ругаться, но надо вести себя по-христиански.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Чтобы узнать, что такое литургия по содержанию, необходимо получить общие представления о церкви, понимать азы православного христианства, знать, чем отличается Церковь от храма. Эти понятия не совсем тождественны.

Храм – это здание, где верующие собираются для молитвы, участия в богослужениях и молебнах. Церковь – более широкое понятие. Главным богослужением православной церкви является Божественная литургия.

Главным оно считается, потому что на этой церковной службе происходит великое Таинство Евхаристии, или Причастия.

По молитве священника хлеб и вино (Святые Дары) становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Слово в переводе с греческого означает – «совместное дело».

Впервые таинство Евхаристии совершил сам Господь перед тем, как Его предал один из учеников – Иуда Искариот.

Собравшись накануне крестных страданий вместе с апостолами, Христос, благословив и преломив хлеб с вином, завещал вкушать их в память о нем, тем самым оставив возможность соединяться с Ним через причащение святых Христовых тайн.

В церкви священником совершается это воспоминание. В одной из частей службы совершается литургия о здравии. Для болеющих христиан, не имеющих возможности посетить службу, это божественная помощь в духовном укреплении.

Важно! Перед Причастием обязательно Таинство Исповеди.

Последовательность литургии или ее чин формировались созвучно каждому историческому периоду, меняясь в зависимости от местности, но в точности сохраняя завещание Христа.

Во времена апостолов Евхаристия совершалась вместе с трапезой: христиане молились, беседовали о Боге, после вечери совершалось Таинство Евхаристии.

В современном чине на литургии трапеза отделена от священнодействия. Если храм имеет возможность кормить прихожан, то трапеза совершается после окончания службы.

Проводить литургическое священнодействие положено от рассвета до обеда.

Последовательность литургии в современном храме:

  • приготовление предметов для Таинства;
  • подготовка верующих – молитва, исповедь;
  • само Таинство и Причастие.

Божественная литургия в церкви проходит в три этапа:

  • проскомидия;
  • литургия оглашенных;
  • литургия верных.

Что происходит на литургии

Проскомидия означает приношение. Перед началом службы приносится хлеб и вино. Хлеб, приносимый на Таинство Евхаристии, называется просфорой. Готовится он из дрожжевого теста.

На проскомидии используют пять просфор как память о чуде насыщения Христом пяти тысяч человек. На просфоре написано Иисус Христос побеждает.

Для Причастия преломляют только один хлеб, так же, как это делал Иисус. Апостол Павел сказал: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор 10, 17). Красное вино смешивается с водой, символизируя истечение крови и воды из тела Господа при распятии.

Интересно! Александро Невская Лавра: Николая Чудотворца

Последовательность на литургии проскомидии начинается во время чтения часов с возгласом «Благословен Бог наш». Часы – это богослужения из трех псалмов, стихов и молитв. Они посвящены обстоятельствам страданий Иисуса Христа. Что происходит на жертвеннике, в алтаре в это время?

Из просфоры агничной, для Причастия, священник специальным ножом (копие) делает надрезы в центре в форме куба. Эта частица называется Агнец, символизируя самого Христа как невинную жертву. Агнец снизу крестообразно надрезается, затем он протыкается копием с правой стороны.

Священник читает слова из Библии. Далее в специальный сосуд (потир) наливается вино с водой.

Последовательность каждого движения священника имеет символическое значение. Когда Агнец приготовлен, его кладут на дискос.

Вынимаются частицы из остальных просфор в честь Богородицы, Иоанна Крестителя, святых, мучеников, всех тех, кого поминает Церковь в этот день, а также родителей Девы Марии и святителя, чин которого служат священники. То есть служба может быть святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Отличие богослужений апостольских времен от современной церковной практики только в текстах молитв. Но содержание литургии неизменно со времени пришествия Иисусу Христа.

Перед службой верующие подают записки с именами о здравии и упокоении православных людей. За них тоже вынимаются частички из просфор и кладутся на дискос. Последовательность происходит в строго определенном порядке.

Когда идет богослужение, запрещено самовольно вносить какие-либо изменения, нарушать порядок службы. Среди предметов Таинства есть звездица – она символ Вифлеемской звезды и креста. Ею священник накрывает Агнец на дискосе. Дискос обозначает пещеру и Голгофу.

Когда совершаются эти действия, священником совершается каждение. В окончании проскомидии звездица покрывается двумя покровцами, они символизируют рождественские пелены. И все вместе накрывается покровом побольше, который называется воздух.

Литургия оглашенных

Эта часть так называется, потому что на ней могут присутствовать как крещеные, так и готовящиеся принять Таинство Крещения. Их и называют оглашенными.

Последовательность литургии продолжается длительной молитвой – мирной ектиньей. Начинается она с призыва: «Миром Господу помолимся».

Все молятся обо всех сторонах нашей жизни. О мире в целом, о храмах, о служащих, жертвующих, путешествующих, болящих, плененных, то есть обо всех живущих.

В этой части службы каждый чувствует, что это такое – соборность, когда все вместе «едиными устами и единым сердцем». Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20).

После мирной ектеньи церковным хором попеременно поются псалмы. Они называются антифоны. Священником совершается вход с Евангелием и обращением «Премудрость, прости!».

В это время от верующих требуется максимальное внимание, как если бы сам Господь обращался к верующим. После краткой песни (тропаря), славящей Господа, Деву Марию или святых, начинается чтение книг Апостолов и Евангелия.

Последовательность литургии продолжает усиленная ектенья с поминовением имен в поданных записках. Служится литургия о здравии. В ней поминаются все священноначалие, власти и воинства. По ее завершении начинается поминание умерших христиан. В ней у Бога молящиеся просят милости за грехи умерших, помогая тем самым душам близких людей быть ближе к небесным обителям.

Завершается вторая часть ектиньей об оглашенных. Звучат слова: «Оглашенные, изыдите», готовящиеся к крещению выходят из храма. Значит, в службе начинается завершающий этап – литургия верных.

Важно знать! Когда можно попасть в Радонежского в Бусиново

Литургия верных

Последовательность этой части службы следующая:

  • переносятся Дары с жертвенника на престол;
  • верующие готовятся к освящению Даров;
  • освящаются Дары
  • верующие готовятся к Причастию и причащаются;
  • возносится благодарение Богу за Причастие и отпуст (завершение службы).

Как происходит эта часть богослужения? Момент, когда призываются силы небесные и воинство ангельское начинается с пения Херувимской песни.

Происходит соединение Церкви небесной и земной. Присутствующие в храме оставляют всю суету, обиды, вражду и молятся о спасении.

Освящение Святых Даров подготавливается просительной ектиньей. После неё все верующие поют «Символ веры», тем самым показывая торжественность службы. Эта молитва содержит все основные ценности и догматы православной церкви.

Важно! К Таинству Евхаристии нельзя приступать без благоговения и особого внимания.

Песнь «Милость мира» продолжает евхаристический канон. Во время песнопения священником над Дарами читаются евхаристические или тайносовершаемые молитвы. Помощник священника – иерей читает молитву благодарения. Громко вслух священник произносит: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

В молитвах вспоминается, как проходит Таинство Евхаристии. Какие благодеяния, дал людям Господь – возможность быть с Ним через причащение Святых Даров, жертва собственной жизни Христа за наши грехи, будущее Воскресение и спасение наших душ.

В эти воспоминания свершается освящение или претворение в Тело и Кровь Христовы – хлеба и вина. Священник читает три раза короткий тропарь из часов с прошением о схождении Святого Духа на Святые Дары, всех молящихся. Освящение завершается троекратным: «Аминь». Святые Дары это наша бескровная жертва «за всех и за вся» приносимая.

Прихожане соборно (вместе) читают главную молитву «Отче наш», завещанную самим Богом. Священник возглашает: «Святая святым!», напоминая о благоговейном состоянии, приступая к Таинству Причастия. После этого открываются царские врата, выносится Чаша.

Царские врата символизируют открытие гроба Господня, Святые Дары –Воскресение Господне. Читается специальная молитва перед святым Причащением. Прихожане молятся, смиренно осознавая свое недостоинство перед величием святыни и совершаемого Таинства.

Познавательно! Адрес и расписание Вознесения Господня

Подавая записки о здравии на главное священнодействие, помните, что литургия о здравии помогает благодарным и богобоязненным людям.

Полезное видео: Святой отец коротко о литургии

Подведем итоги

К Причастию допускаются те, кто подготовился к Таинству Евхаристии: исповедался, молился по правилу ко Святому Причастию (оно есть в молитвослове), получил благословение священника.

Причастив верующих, священник освящает прихожан и переносит Чашу на жертвенник. Это символ последнего явление Спасителя апостолам и Его вознесение на небеса.

Завершается богослужение отпустом. В нем поминают Божию Матерь, святителя, в честь которого совершалась служба, святых храма и дня.

Люди, которые нечасто ходят в церковь, порой сталкиваются с неизвестными для себя понятиями. Например, многих интересует, что такое литургия и когда она бывает. С греческого языка это слово переводится, как общее дело или служба. В древние времена в Афинах под этим понятием подразумевали денежную повинность, которую богатые люди сначала отдавали добровольно, а затем, принудительно. Только начиная со второго века нашей эры, словом «литургия» начали называть важный элемент богослужения.

Что такое литургия в церкви?

Это Таинство установил Иисус Христос, а произошло это на Тайной Вечери. Божий Сын взял в руки хлеб благословил его и раздал своим ученикам апостолам, которые сидели с ним за одним столом. Во время этого он сказал им, что хлеб является его телом. После этого он благословил чашу с вином и также передал ее ученикам со словами, что это его кровь. Своими действиями Спаситель заповедал всем верующим на земле совершать это таинство, пока существует мир, вспоминая при этом его страдания, и воскрешение. Считается, что вкушение хлеба и вина позволяет приблизиться к Христу.

Сегодня литургией называется главное в христианской вере богослужение, во время которого происходить приготовление к причастию. Еще с древних времени люди собирались в храме, чтобы совместными силами прославлять Всевышнего. Разбираясь в том, что такое литургия в православии, хотелось бы сказать о том, что часто такое богослужение называется обедней, а связано это с тем, что ее положено совершать в период от рассвета до полудня, то есть перед обедом. Что касается того, когда именно проходит богослужение, то в больших храмах это может осуществляться ежедневно. Если же церковь маленькая, то литургия обычно проходит по воскресеньям.

Будет интересно узнать, не только о литургии, но и что такое панихида. Таким словом называют заупокойную службу, суть которой заключается в молитвенном поминовении усопших. Во время совершения панихиды церковь обращает внимание на то, что душа человека восходит на небеса на суд к . Панихиду проводят на третий, девятый и сороковой день после смерти. Есть также родительские панихиды, которые служатся за всех умерших, а не за конкретного человека.

Литургия о здравии – что это такое?

Богослужение может проходить как за здравие, так и за упокой. В первом случае главная цель литургии – помочь человеку избавиться от существующих болезней, найти правильный путь в жизни, решить проблемы и т.д. Важно чтобы человек во время этого присутствовал в храме. Богослужение об усопших направлено на то, чтобы помочь душе в том мире.

Слово «Литургия» впервые появилось в Греции и означало дело, сделанное совместно. При проведении Божественного служения совершается Таинство Причащения, когда после покаяния и исповеди православные причащаются Телу и Крови Иисуса через принятие кусочков просфоры и виноградного вина.

Христианские основы Евхаристии

Две тысячи лет тому назад Христос на Тайной вечере оставил заповедь, принимать причастие в память о Нем, вкушая хлеб и вино. Современные христиане приобщаются Его Крови через это таинство, совершаемое во время Божественной Литургии.

Божественная литургия – самое важное богослужение

В прежние времена Великое богослужение называлось обедней, католики проводят причастие на мессе.

Первые христиане в иудейском обществе воспринимались, как секта, поэтому подвергались гонению. Неся евангелие Христа в мир, рассказывая о значении Евхаристии, ученики Иисуса постоянно подвергались нападкам общества, поэтому часто их богослужения проходили под покровом тайны.

После служений язычникам апостол Павел отстоял предложение допускать к причастию новообращенных язычников без соблюдения закона Моисея об обрезании. На первых служениях практически ежедневно читались псалмы, говорились проповеди, пелись молитвы, и все служения заканчивались воспоминаем о Тайной Вечере. На общих молитвах христиане каждый день преломляли хлеб и принимали вино, вспоминая о земной жизни Спасителя.

Позже это действие назовут Евхаристией, которая является центральной частью Божественного служения. В отличие от иудеев, христиане:

  • отказалась от кровавых жертв, приняв единую и последнюю жертву, Божьего Агнца, Иисуса Христа;
  • могут рукополагать любого человека на земле, принявшего христианство, а не только Аароновых потомков;
  • местом служения выбирают весь мир;
  • молитвенные богослужения могут проводить как днем, так и ночью;
  • ввели часы по время служения.

Богослужебные часы

Молитвы, время чтения которых определяется временем суток, называется часами. Во время этих молитв, которые длятся всего четверть часа, от присутствующих требуется максимальная концентрация внимания, чтобы отвлечься от мирской суеты и почувствовать Божье присутствие во всей полноте.

Богослужебные Часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное

После часов, которые начинаются в шесть вечера, идет обычное богослужение.

Божественное служение начинается с вечерни и повечерни, которые начинаются в 17.00 и 21.00 соответственно.

Ночное служение заканчивается полунощной, после чего следует утреня, начинается в 7 часов утра, на ней звучит молитва Первого часа. Третий час читается в 9 утра, Шестой - 12.00, заканчивает дневные молитвы Девятый час в 15 часов. Божественная Литургия служится с Третьего по Девятый час, хотя каждый храм имеет свое расписание.

В расписание молитвенных часов вносят свои коррективы посты, праздники и особые даты. Например, перед Святым Воскрешение ночное бдение объединяет такие богослужения, как вечерня, повечерие и полунощница.

Важно! Божественная Литургия и Евхаристия не проводятся в Великую Пятницу.

Последовательность проведения Божественной Литургии

Таинство причастия в православии называется Евхаристией, богослужение, на котором совершается Причастие, и есть Литургия. Это слово на греческом языке состоит из двух составляющих, первая означает общественная, произошла от части слова «литос», вторая - «эргос» в переводе означает служба.

Литургия, как правило, совершается до обеда и состоит из трех частей:

  • Проскомидии;
  • Литургии оглашенных;
  • Литургии верных.

Истоки великого служения начались в раннем христианстве, изменения произошли в самой церкви, но неизменными остались как основа, так и символика.

Предметы для проведения Литургии

Богослужения, во время которых совершается Евхаристия, проходят практически ежедневно, исключение составляют некоторые дни во время Поста Великого, Рождественского, в среду и пятницу недели, предшествующей Пасхальному воздержанию и несколько дней, о них можно узнать в расписании храма.

Во время великого богослужения вспоминается жизнь Спасителя, начиная от Благовещения до Его Воскрешения.

Проскомидия

Во время чтения заздравной и заупокойной молитвы двери алтаря закрыты, за ними иерей готовит хлеб и виноградное вино для Евхаристии.

Когда Великие Дары готовы, читается Третий и Шестой час, вспоминая все пророчества из Старого завета о рождении Мессии и само Рождество Иисуса. Во время Проскомидии вспоминаются ушедшие к Богу Святые, пророки и апостолы.

Литургия оглашенных

Необычность названия этого богослужения исходит из того, что к нему допускались не только люди, принявшие православие через Крещение, но и те, кто готовится это сделать, оглашенные. Это часть Божественного служения призвана подготовить присутствующих к принятию Святых Даров.

Антифонное пение начинает вторую часть службы пением «Единородный сын», далее священники выносят евангелие, после чего продолжаются пения, прокимен и начинается проповедь.

Литургия оглашенных

Хор поет «Аллилуйя» и стихи из Псалтыря, после чего снова читается проповедь, которую завершает ектения - молитвенное прошение. В этой части служение отличается от остальных двух тем, что на каждый стих звучит «Аминь» или «Господи, помилуй», после чего верующие накладывают на себя крестное знамение.

На заметку! Ранее оглашенные покидали храм, в настоящее время они остаются на месте, но только, как наблюдатели, а не участники.

Литургия верных

Херувимская песня звучит перед Великим ходом, открывающим третью часть Божественной Литургии. Открыв Царские Ворота алтаря, диакон, читая псалом 50, делает обход:

  • престола;
  • алтаря;
  • иконостаса;
  • священника;
  • прихожан.

Святые дары переносятся на престол, после чего Царские врата закрываются и читают «Символ веры».

Анафора, читаемая далее, является основной частью Литургии. Это евхаристическая молитва, в которой вспоминается Тайная вечеря, призывается Дух Святой и звучит ходатайственное прошение за живущих и ушедших в Небеса. Во время анафоры происходит божественное превращение хлеба и вина в Святые Дары - Тело Господнее и Его Кровь.

Анафора представляет собой евхаристическую молитву, читаемую священником

Причащение начинается после прочтения Иисусовой молитвы «Отче наш». Христиане перед принятием Причастия три дня должны проводить в посте. Божественная Литургия является символом воспроизведения жизни Спасителя на земле, каждое действие великого богослужения имеет свое значение.

После Евхаристии диаконом произносится краткая ектения с благодарением Всевышнего за Причастие, после чего отпускают прихожан с миром по домам.

Разновидности Литургий сообразно византийского обряда

Православные богослужения насчитывают 5 великих литургий, в настоящее время проводится только три из них. Как классический вариант, описанный выше, проводится богослужение, основанное Иоанном Златоустом.

Десять раз в течение года совершается Литургия Василия Великого, отличающаяся более длинными молитвами.

Во время Великого поста звучит Литургия Преждеосвященных Даров, написанная Григорием Двоесловом. На этой службе отсутствует Проскомидия, Евхаристия совершается ранее освященным хлебом и вином.

Ряд приходов Православной церкви за рубежом проводят Великое богослужение Иакова, отличительной чертой которого являются некоторые перестановки в анафоре.

Апостол Марк составил Литургию, которая получила свое почитание только 2007 году на Архиерейском Синоде Православной церкви, она совершается в некоторых зарубежных русских храмах.

Пояснение Божественной Литургии

Примечательно, что многие из тех, кто посещает богослужения, могут вовсе не понимать значения и глубокого смысла Божественной литургии. Слова, произносимые в песнопении, остаются также непонятыми. Пробел в знании такого рода лишает молитву осмысленности, поэтому, разговаривая с Богом – нашим Отцом Небесным – мы должны осознанно подходить к данному вопросу. Христиане должны понимать, что означают слова, которые они слышат и которые произносят.

Для многих посещение церкви становится чуть ли не подвигом в духовном смысле, ведь приходится долгое время ждать своей очереди на исповедь, а затем слушать непонятные речи церковника. На самом же деле, когда мы приходим в Церковь, то, по сути, оказываемся в Сионской горнице, где ждем своего часа духовного очищения.

Нужно быть готовым к православному богослужению, чтобы вместе со всеми, единым сердцем и устами, воспевать славу Господу. В этой статье будет раскрыт смысл и дано объяснение данной церковной службы , рассказано о её происхождении, о том, какие бывают разновидности, каким образом совершаются, каков порядок.

Божественная Литургия с пояснениями — скачать, слушать онлайн

Также есть замечательная лекция протодиакона Андрея Кураева о Божественной Литургии, в которой доходчивым языком и легким слогом дается подробное объяснение православного обряда (понятное даже для чайников в данном вопросе).

Лекции протодиакона Андрея Кураева, изобилующие пояснениями, можно найти в видео- и аудио формате, посмотреть и послушать онлайн, а также скачать. Такие материалы рекомендуются для ознакомления как начинающим свой православный путь людям, так и воцерковленным прихожанам.

Не стоит путать божественную литургию с заупокойным богослужением, которое называется панихидой . Отличается эта служба тем, что на ней поминаются усопшие, служится в день смерти покойного, так же на 3-й, 9-й, 40-й день, и в каждую годовщину после смерти, в дни рождения, именин.

Панихида может служиться как в церкви священником, так и дома - мирянином. Во время данной службы, уповая на милосердие Божие, у Господа выпрашивается прощение грехов усопшему и вечная жизнь.

Что такое литургия в церкви

Это главное христианское богослужение, её ещё называют обедня — основа и центр всего церковного мира.

Цель этой священной традиции есть подготовка к таинству Евхаристии или Причащению, которое происходит в завершении службы.

Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в Великий Четверг.

Это интересно: Великий четверг (иначе Чистый четверг, Страстной четверг) – это четвертый день Великой Седмицы. В этот день последователи христианской веры вспоминают Тайную вечерю. Именно тогда Иисусом Христом было совершено омовение ног апостолов и установлено таинство Причащения. Окруженный своими учениками Христос благословил хлеб, что есть Тело Его, и вино, что есть Кровь Его и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19).

Именно во время этого главного церковного богослужения происходит поминовение усопших по запискам «За упокой» и о здравии по запискам «О здравии», которые подают христиане. Подавать записки рекомендуется до начала службы, а лучше вечером - на вечернем богослужении.

Происхождение Православной Литургии

Как уже было сказано ранее, Евхаристия составляет основу литургического богослужения. В Древней Греции существовало такое понятие, как «Евхаристия».

В переводе с греческого на русский язык это слово означает «общее дело». Как свидетельствует история, после вознесения Спасителя на небо, апостолы в воспоминание о Нем совершали преломление хлеба.

В дальнейшем традиция передалась всем последователям данной религии. Христиане, приняв учение апостолов, также начали совершать это таинство, и делают это по сей день.

Сама служба со временем изменилась. Если вначале священнодействие производилось в том порядке, какой установился во времена Апостолов (когда причащение сочеталось с трапезами, молитвами и общением), то в современных реалиях литургия оказалась отделена от трапезы и превратилась в самостоятельный ритуал. Священнодействие стали проводить в церквях и храмах.

Какие бывают литургии

Литургические чины разнятся в зависимости от места проведения. Например, в Израиле сформировался чин литургии апостола Иакова.

Суть и значение различных вариантов священного обряда абсолютно едины, а разница заключается в молитвенных текстах, произносимых батюшками и священниками.

Хочется отметить, что в различных храмах служат сразу две службы - раннюю и позднюю. Первая, как правило, начинается около 7 часов утра, а вторая - в 10 ч. Службы проводятся в разных приделах, служат разные священники, исповедь бывает и в раннюю, и в позднюю обедню.

Сделано это для самих же прихожан - те, кто работает, могут посещать ранние службы, а так же матери и отцы семейств могут присутствовать на таких богослужениях без детей, а своих домочадцев приводить на позднюю службу. Таким образом каждый верующий христианин может насладиться молитвенным общением с Богом.

Литургия апостола Иакова

Данный чин относится к Иерусалимскому типу, составленному апостолом Иаковом. В 30-х годах чин был введен также в Русской православной церкви, однако, не в России, а за рубежом. Спустя 40 лет данная разновидность церковной службы получила распространение в Московском патриархате.

На сегодняшний день богослужение совершается в Православных церквях нашей страны по нескольку раз в год.

Отличием этого обряда от остальных ему подобных является способ проведения службы для мирян. Причащение Тела и Крови Христовой происходит раздельно: сначала вкушают хлеб из рук священника, а затем от другого служителя принимают Чашу Крови Христовой.

Такая служба совершается в день памяти Святого Иакова - 23 октября, а так же служится на Востоке и в некоторых российских храмах.

Литургия апостола Марка

Этот чин относится к классическому Александрийскому типу. К особенностям богослужения в данном случае относится лаконичность, выразительность, четкость.

Благодаря этим качествам обряд стал пользоваться большой популярностью сразу в нескольких странах – вначале его проводили в Александрии, затем в Египте, а после в Италии, Армении и в Сирии.

Проведение литургии заключается в том, что сначала осуществляется процессия священнослужителей (малый вход), затем идут возгласные молитвы.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Это одна из трех служб, совершаемых в Русской Православной Церкви, к числу которых относятся литургия святителя Василия Великого, на основе которой составлен чин Иоанна Златоуста, и литургия святителя Григория Двоеслава.

Богослужение проводится практически круглый год, за исключением некоторых особых дней.

Литургия святителя Василия Великого

Богослужение проводится 10 раз в году, в том числе на Рождество и на Крещение.

Порядок проведения и содержание службы, за некоторыми исключениями, совпадают с предыдущим чином.

Литургия святителя Григория Двоеслова

Данное богослужение также называется литургией Преждеосвященных Даров. Объясняется это тем, что Тело и Кровь освящаются во время данной службы, а затем прихожане и священнослужители причащаются ими.

Совершается Православный обряд в среду и в пятницу Великого поста.

Порядок совершения полной литургии и ее объяснение

Перед совершением главной церковной службы, священнослужители должны подготовить себя. Ещё не надевая на себя никаких облачений, встав в храме перед царскими уратами, священники молятся, читая так называемые «Входные молитвы».

Затем служители кланяются и целуют иконы Спасителя и Божией Матери и произносят тропари.

После этого священники тайно молятся перед вратами о том, чтобы Господь укрепил их на проведение предстоящей службы. Далее они кланяются друг другу, святым иконам и народу, и входят в алтарь.

Длится служба около двух часов и проходит в основном в утренние часы. Длительность, однако, может быть совершенно разной, и кроме того, службы могут проводиться даже ночью или в вечернее время.

Как правило, обряд проводится в воскресные дни, а так же в дни праздников, в дни памяти Святых и празднования икон. Вся церемония богослужения представляет собой последовательный ряд действий, разделенных на несколько этапов, имеющих собственные названия и выполняющихся в соответствии с определенными правилами.

Церковная служба состоит из трех частей:

  • проскомидии;
  • литургии оглашенных;
  • литургии верных.

К числу полных обрядов не относится Литургия святителя Григория Двоеслова. Порядок и схема совершения полной церковной службы сводится к следующему.

Во-первых, священнослужители приготавливают вещество для совершения таинства Евхаристии из хлеба и вина. Во-вторых, идет подготовка к Таинству. И, в-третьих, совершается Евхаристия, в ходе которой освящаются Святые Дары, и происходит Святое Причащение участников богослужения.

Проскомидия

Это первый этап. Процесс заключается в подготовке и принесении необходимых атрибутов богослужения – хлеба и вина. Проскомидия осуществляется на алтаре во время чтения часов (молитвенных благословений, освящающих определенное время суток).

В самом начале проскомидии служители церкви облачаются в священное одеяние и читают входные молитвы. Далее на первой просфоре трижды делается изображение креста, произносится молитва. Из просфоры вырезается середина в виде куба – Агнец. Его возлагают на один из литургических сосудов – дискос.

Далее священник вливает в потир вино. По трем сторонам располагают частицы из пяти просфор. В конце священнослужитель покрывает сосуды с Дарами покровцами и «воздухом» и просит Бога дать благословение Дарам.

Литургия оглашенных

В давности участие в церковных обрядах требовало серьезной длительной подготовки. Люди должны были изучить религиозные догматы, посещать церковь, однако читать молитвы во время церковной службы они имели право лишь до принесения Даров с алтаря на престол.

Вначале произносятся молитвенные прошения, поются псалмы и тропари. Далее оглашенные должны покинуть место проведения православного обряда, поскольку наступает основной этап Божественной литургии.

Литургия верных

Как только звучит призыв оглашенным покинуть храм, начинается третья часть службы. Произносятся молитвенные прошения, поются песнопения. В это же время происходит перенесение Даров на престол. Данный процесс получил название великого хода, что символизирует собой шествие Спасителя на страдания и смерть.

Перед освящением святых Даров произносится просительная ектения. Также произносится ектения, которая подготавливает присутствующих к причащению, затем поется молитва «Отче наш». Далее происходит причащение Святых Христовых Тайн всех тех, кто подготовился к этому и получил благословение священнослужителя.

Важно знать: чтобы стать участником великого таинства Причащения верующие должны пройти литургический пост и очистить свою совесть - не кушать и не пить после 00 ч. накануне и прийти на исповедь.

После принесения Чаши в алтарь произносится краткая ектения. По окончании церковной службы священник призывает благословение на молящихся, прихожане целуют крест, читаются благодарственные молитвы.

Заключение

Такова суть и порядок проведения Божественной службы. Каждый, кто причисляет себя к христианской вере, должен знать все о литургии и понимать смысл всех действ, чтобы вести диалог с Богом и сделать свою веру поистине осмысленной.

Просмотров