Обследование жб конструкций. Обследование бетонных и железобетонных конструкций

В гражданском и промышленном строительстве к числу наиболее используемых относятся железобетонные конструкции. При возведении, эксплуатации различных зданий, сооружений зачастую обнаруживаются их различные повреждения в виде трещин, прогибов, других дефектов. Происходит это по причине отклонений от требований проектной документации во время их изготовления, монтажа или вызвано ошибками проектировщиков.

Компания Конструктор имеет в своем штате группу инженеров-экспертов, обладающими глубокими знаниями в различных областях строительства и особенностях технологических процессов в промышленных зданиях, что особенно важно при обследовании ж/б конструкций. Основная цель, ради которой поводится обследование железобетонных конструкций - установление текущего состояния этих элементов с выяснением причин выявленных деформаций, установки степени износа её отдельных элементов. При обследовании определяют реальную прочность, жёсткость бетона, его физико-техническое состояние, выявляют повреждения, определяют причины их появления. Задача состоит не только в поиске различных дефектов бетонных и железобетонных конструкций, но и в подготовке рекомендаций для заказчика по исправлению ситуации для нормальной дальнейшей эксплуатации объекта. Это становится возможным только после детального изучения конструкций из железобетона, бетона.

Причины необходимости обследования

Для определения несущей способности конструкций, их состояния, проводится обследование зданий и сооружений по заявке заказчика. Осуществляться они могут по определённому графику или потребность их проведения возникает после техногенных аварий, стихийных бедствий.

Обследование конструкций из бетона, железобетона требуется в случае, если:

  • намечается реконструкция здания, сооружения при необходимости его перепрофилирования, изменения функционального предназначения помещений, что может увеличить нагрузки на несущие конструкции;
  • имеются отступления от проекта (обнаружены несоответствия между реальным проектом и возведённым объектом);
  • появились явные деформации элементов зданий, сооружений, которые превышают допустимые, согласно нормативам, величины;
  • превышен нормативный срок службы зданий;
  • конструкции физически изношены;
  • сооружения, здания подверглись природным, техногенным воздействиям;
  • возникла потребность изучения особенностей работы ж/б конструкций в сложных условиях;
  • проводится какая-либо экспертиза.

Этапы обследования

Конструкции из бетона и железобетона могут быть разного типа и формы, однако способы их исследования остаются одинаковыми для всех, и проводимые работы имеют чёткую последовательность. Обследование направлено на выявление прочности бетона, степени распространения коррозийных процессов в металлической арматуре.

Для полного обследования конструкций специалисты должны поэтапно выполнить:

  • подготовительные работы (изучение документации);
  • полевые работы (визуальное, детальное изучение непосредственно на объекте с использованием специальных инструментов);
  • лабораторные испытания взятых образцов;
  • анализ результатов, проведение расчётов, определение причин появления дефектов;
  • выдача заказчику результатов обследования с рекомендациями.

Начинается работа специалистов по обследованию ж/б конструкций с изучения всей имеющейся документации по проекту, представленной заказчиком услуги, анализа исходных материалов, используемых на объекте.

Далее проводится уже непосредственное обследование объекта, позволяющее получить представление о его реальном состоянии. Проводится предварительный внешний осмотр сборных конструкций на предмет обнаружения их явных дефектов.

На стадии визуального обследования зданий и сооружений могут быть выявлены:

  • видимые дефекты (трещины, отколы, разрушения, повреждения);
  • разрывы арматуры, реальное состояние её анкеровки (продольное, поперечное);
  • присутствие полного или частичного разрушения на различных участках в бетоне, железобетоне;
  • смещение отдельных элементов, опор в конструкциях;
  • конструктивные прогибы, деформации;
  • коррозийные места бетона, арматуры, нарушение их сцепления между собой;
  • повреждения защитных покрытий (экраны, штукатурка, лакокрасочные покрытия);
  • участки с изменённым цветом бетона.

Инструментальное обследование

При детальном обследовании в процессе работы специалистами проводятся следующие действия:

  • замеряются геометрические параметры конструкций и их сечений, размеры внешних повреждений, дефектов;
  • регистрируются обнаруженные дефекты с отметками их характерных признаков, местоположения, шириной, глубиной залегания повреждений;
  • проверяются прочность, характерные деформации бетона, арматуры инструментальным или лабораторным методом обследования;
  • проводятся расчёты;
  • конструкции испытываются на прочность нагрузкой (в случае необходимости).

В ходе детального обследования оцениваются характеристики бетона в плане морозостойкости, прочности, истираемости, плотности, однородности, водопроницаемости, степени его коррозионного повреждения.

Эти свойства определяются двумя способами:

  • лабораторными испытаниями образцов бетона, которые отбираются из конструкции с нарушением её целостности;
  • обследованием ультразвуковыми, механическими приборами-тестерами, влагомерами, прочими инструментами с применением неразрушающих методов контроля.

Для обследования прочности бетона обычно выбираются зоны его видимого повреждения. Чтобы измерить толщину защитного бетонного слоя при детальном обследовании используются также технологии неразрушающего контроля с помощью электромагнитных тестеров или делается его локальное вскрытие.

Уровень коррозии бетона, арматуры и её элементов определяется химико-техническими и лабораторными методами исследования взятых образцов. Устанавливают его по виду разрушения бетона, распространению процесса на поверхностях, захвату арматуры со стальными элементами ржавчиной.

Выясняется также фактическое состояние арматуры после сбора данных о ней и сопоставления их с проектными параметрами рабочих чертежей. Обследование состояния арматуры проводится удалением слоя бетона для получения доступа к ней. Для этого выбираются места, где есть явные признаки коррозии в виде ржавых пятен, трещин в зоне расположения арматурных стержней.

Обследование элементов конструкций осуществляется её вскрытием в нескольких местах в зависимости от площади объекта. Если явных признаков деформаций нет, то число вскрытий небольшое или они заменяются инженерным зондированием. Обследование может включать определение нагрузок с их воздействием на конструкции.

Обработка результатов обследования

По окончании обследования конструкций из бетона и железобетона полученные результаты обрабатываются следующим образом:

  1. Составляются схемы, ведомости, где фиксируются деформации здания, сооружения с указанием их характерных особенностей (прогибы, крены, разломы перекосы и т.п.).
  2. Анализируются причины появления деформаций в бетоне, конструкциях.
  3. По результатам обследования рассчитывается несущая способность конструкции, который покажет реальное состояние объекта и вероятность его безаварийной эксплуатации в дальнейшем. В лаборатории испытываются образцы материалов, взятых из конструкций сооружений, зданий, на основании чего составляется протокол испытаний.

После этого составляется Техническое заключение с выводами специалистов, которые представляют заказчику:

  • оценочное мнение по техническому состоянию конструкций, определяемое степенью их повреждений, особенностями выявленных дефектов;
  • дефектные ведомости, таблицы, описания, результаты инструментальных и лабораторных испытаний образцов, взятых при обследовании;
  • новый технический паспорт или уточнённый старый документ на здание, сооружение;
  • заключения о вероятных причинах возникновения повреждений в конструкциях из бетона, железобетона (если они обнаружены);
  • выводы о возможности эксплуатировать здание, сооружение дальше;
  • рекомендации по устранению дефектов (если это возможно) в нескольких вариантах (восстановление, усиление конструкций).

Обследование бетонных и железобетонных конструкций - важная часть обследования здания или сооружения в целом.

В этой статье мы раскрываем подход к обследованию бетонных и железобетонных конструкций. От квалифицированного выполнения этой части обследования здания зависит долговечность эксплуатации здания.

Обследование бетонных и железобетонных конструкций здания проводятся как в составе регулярных обследований в процессе эксплуатации, так и перед надстройкой или реконструкцией здания, перед покупкой здания или при выявлении дефектов конструкций.

Правильная оценка состояния бетонных и железобетонных конструкций позволяет достоверно оценить их несущую способность, что обеспечит дальнейшие безопасные эксплуатацию или надстройку/пристройку.

Оценку технического состояния бетонных и железобетонных конструкций по внешним признакам проводят на основе:

  1. определения геометрических размеров конструкций и их сечений; Эти данные необходимы для проведения поверочных расчетов. Для опытного специалиста, иногда, достаточно визуально оценить явно недостаточные размеры конструкции.
  2. сопоставления фактических размеров конструкций с проектными размерами; Фактические размеры конструкций играют очень важную роль, т.к. размеры напрямую связаны с расчетами несущей способности. Одной из задач проектировщиков является оптимизация размеров, с целью недопущения перерасхода строительных материалов, и соответственно удорожания строительства. Миф о том, что проектировщики закладывают в расчеты многократные запасы прочности, на самом деле является мифом. Коэффициенты надежности и запаса прочности конечно присутствуют в расчетах, но они составляют в соответствии со СНиП на проектирование 1.1-1.15-1.3. т.е. не так много.
  3. соответствия фактической статической схемы работы конструкций принятой при расчете;Фактическая схема нагрузок конструкций тоже очень важна, т.к. при несоблюдении проектных размеров из-за строительных браков могут возникать дополнительные нагрузки и изгибающие моменты в конструкциях и узлах, что резко снижает несущую способность конструкций.
  4. наличия трещин, отколов и разрушений; Наличие трещин, отколов и разрушений является показателем неудовлетворительной работы конструкций, либо указывает на плохое качество строительных работ.
  5. месторасположения, характера трещин и ширины их раскрытия; По месту расположения трещин, их характеру и ширины их раскрытия специалист может определить вероятную причину их возникновения. Некоторые типы трещин допустимы СНиП в железобетонных конструкциях, другие могут свидетельствовать о снижении несущей способности строительной конструкции.
  6. состояния защитных покрытий; Защитные покрытия называются так, потому что должны защищать строительные конструкции от неблагоприятных и агрессивных воздействий внешних факторов. Нарушение защитных покрытий, конечно же не приведут к мгновенному разрушению строительной конструкции, но на долговечности скажутся.
  7. прогибов и деформаций конструкций; Наличие прогибов и деформаций может дать специалисту возможность оценить работоспособность строительной конструкции. Некоторые расчеты несущей способности строительных конструкций выполняются по предельно допустимым прогибам.
  8. признаков нарушения сцепления арматуры с бетоном; Сцепление арматуры с бетоном очень важно, т.к. бетон не работает на изгиб, а работает только на сжатие. Работу на изгиб в железобетонных конструкциях обеспечивает арматура, которая бывает предварительно напряженной. Отсутствие сцепления арматуры с бетоном говорит о том, что несущая способность железобетонной конструкции на изгиб снизилась.
  9. наличия разрыва арматуры; Разрывы арматуры свидетельствуют о снижении несущей способности вплоть до категории аварийного состояния.
  10. состояния анкеровки продольной и поперечной арматуры; Анкеровка продольной и поперечной арматуры обеспечивает правильную работу железобетонной строительной конструкции. Нарушение анкеровки может привести к аварийному состоянию.
  11. степени коррозии бетона и арматуры. Коррозия бетона и арматуры снижают несущую способность железобетонной конструкции, т.к. уменьшаются толщина бетона и диаметр арматуры из-за коррозии. Толщина бетона и диаметр арматуры одни из важных величин в расчете несущей способности железобетонной конструкции.

Размер (ширину) раскрытия трещин в бетоне замеряют на участках наибольшего их раскрытия и на уровне арматуры растянутой зоны элемента, т.к. это наиболее полно дает представление о работоспособности строительной конструкции.

Степень раскрытия трещин определяют в соответствии со СНиП 52-01-2003.

Трещины в бетоне анализируют с точки зрения особенностей конструктива и напряженно-деформированного состояния железобетонной конструкции. Иногда трещины появляются из-за нарушения технологии изготовления, хранения и транспортировки.

Поэтому задачей специалиста (эксперта) является определение вероятной причины возникновения трещин и оценка влияния этих трещин на несущую способность строительной конструкции.

Во время проведения обследования бетонных и железобетонных конструкций специалисты определяют прочность бетона. Для этого применяют методы неразрушающего контроля или проводят лабораторные испытания и руководствуются требованиями ГОСТ 22690, ГОСТ 17624, СП 13-102-2003. При проведении обследования мы используем несколько приборов неразрушающего контроля (ударно-импульсного метода ИПС-МГ4, ОНИКС; ультразвукового метода УЗК МГ4.С; прибор отрыва со скалыванием ПОС, а также, если это необходимо, используем «молоток Кашкарова»). Заключение о фактических прочностных характеристиках даем по показаниям как минимум двух приборов. Также у нас есть возможность проводить исследования отобранных образцов в лаборатории.

Исследовательская Группа "Безопасность и Надёжность"

Строительные экспертизы, Обследование Зданий, Энергоаудит, Землеустройство, Проектирование


Не секрет, что в процессе возведения и эксплуатации зданий и сооружений в железобетонных конструкциях случаются недопустимые прогибы, трещины, повреждения. Эти явления могут быть вызваны либо отклонениями от требований проекта при изготовлении и монтаже этих конструкций, либо ошибками проектирования.

Оценить физическое состояние конструкции, установить причины повреждений, определить реальную прочность, трещиностойкость и жесткость конструкции призвано обследование железобетонных конструкций. Важно правильно оценить несущую способность конструкций и разработать рекомендации по их дальнейшей эксплуатации. А это возможно только в результате детального натурного изучения.

Необходимость в таком обследовании возникает в случаях изучения особенностей работы конструкций и сооружений в сложных условиях, при реконструкции здания или сооружения, в процессе проведения экспертизы, при наличии в конструкциях отступлений от проекта, и в ряде других случаев.

Обследование железобетонных конструкций состоит из нескольких этапов. На начальном этапе проводится предварительный осмотр конструкций, чтобы выявить наличие полностью или частично разрушенных участков, разрывы арматуры, повреждения бетона, смещение опор и элементов в сборных конструкциях.

На следующем этапе идет ознакомление с проектно-технической документацией, далее следует непосредственное обследование железобетонных конструкций, которое дает возможность получить действительную картину состояния конструкций и их работу в условиях эксплуатации. В зависимости от поставленных задач может проводиться оценка прочности бетона неразрушающими методами, а также выяснение фактического армирования, которое заключается в сборе данных о реальном состоянии арматуры, и сопоставление их с параметрами, содержащимися в рабочих чертежах, а также в выборочной проверке соответствия фактического армирования проектному.

Поскольку действующие нагрузки могут существенно отличаться от проектных, проводится анализ напряженного состояния конструкций. Для этого определяются фактические нагрузки и воздействия. В случае необходимости продолжением могут стать натурные испытания. По окончанию выдается строительно-техническое заключение.

Мы работаем по такому принципу:

1 Вы набираете наш номер и задаете важные для Вас вопросы, а мы на них даём исчерпывающие ответы.

2 Проведя анализ Вашей ситуации, мы определяем перечень вопросов, ответы на которые должны дать наши эксперты. Договор на проведение обследования железобетонных конструкций можно заключить как у нас в офисе, так и сразу у Вас на объекте.

3 Мы приедем к Вам в удобное для Вас время и проведём обследование железобетонных конструкций.

После проведения работ, с применением специальных приборов (разрушающего и неразрушающего контроля), Вы получите на руки письменное строительно-техническое заключение, в котором будут отражены все дефекты, причины их возникновения, фотоотчет, конструкторские расчеты, оценка восстановительного ремонта, выводы и рекомендации.

Стоимость обследования железобетонных конструкций составляет от 15000 руб.

Сроки получения на руки заключения составляют от 3 рабочих дней.

4 Многим клиентам необходим выезд специалиста без последующего составления заключения. Строительно-технический эксперт проведет обследование железобетонных конструкций, по результатам которого даст устное заключение с выводами и рекомендациями на месте. Определиться с необходимостью составления письменного заключения по результатам исследования, Вы сможете позже.

Стоимость выезда нашего эксперта составляет от 7000 руб.

5 У нас в компании есть проектировщики и конструкторы, которые на основании нашего заключения могут разработать проект устранения недостатков и проект усиления конструкций.

Железобетонные конструкции прочны и долговечны, но не секрет, что в процессе возведения и эксплуатации зданий и сооружений в железобетонных конструкциях случаются недопустимые прогибы, трещины, повреждения. Эти явления могут быть вызваны либо отклонениями от требований проекта при изготовлении и монтаже этих конструкций, либо ошибками проектирования.

Для оценки текущего состояния здания или сооружения проводят обследование железобетонных конструкций, определяющее:

  • Соответствие фактических размеров конструкций их проектным значениям;
  • Наличие разрушений и трещин, их местоположение, характер и причины появления;
  • Наличие явных и скрытых деформаций конструкций.
  • Состояние арматуры на предмет нарушения ее сцепления с бетоном, наличие в ней разрывов и проявления процесса коррозии.

Большинство коррозионных дефектов визуально имеют схожие признаки, только квалифицированно проведенное обследование может являться основанием для назначения способов ремонта и восстановления конструкций.

Карбонизация - одна из самых частых причин разрушения бетонных конструкций зданий и сооружений в средах с повышенной влажностью, ее сопровождает превращение гидроксида кальция цементного камня в карбонат кальция.

Бетон способен впитывать углекислый газ, кислород и влагу, которыми насыщена атмосфера. Это не только существенно влияет на прочность бетонной структуры, изменяя ее физические и химические свойства, но отрицательно воздействует на арматуру, при повреждении бетона попадающую в кислотную среду и начинающую разрушаться под влиянием пагубных коррозийных явлений.

Ржавчина, которая образуется при окислительных процессах, способствует увеличению объема стальной арматуры, что, в свою очередь, приводит к разломам железобетона и оголению прутьев. Оголенные, они изнашиваются еще стремительнее, это приводит к еще более быстрому разрушению бетона. Применяя специально разработанные для этого сухие смеси и лакокрасочные покрытия, можно значительно повысить коррозийную стойкость и долговечность конструкции, но перед этим необходимо провести ее техническую экспертизу.

Обследование железобетонных конструкций состоит из нескольких этапов:

  • Выявление повреждений и дефектов по их характерным признакам и их тщательный осмотр.
  • Инструментальные и лабораторные исследования характеристик железобетона и стальной арматуры.
  • Осуществление поверочных расчетов по результатам обследования.

Все это способствует установлению прочностных характеристик железобетона, химического состава агрессивных сред, степени и глубины коррозийных процессов. Для обследования железобетонных конструкций используются необходимые инструменты и поверенные приборы. Результаты, соответственно действующими нормативами и стандартами, отражаются в грамотно составленном итоговом заключении.

Просмотров