Особенности социалистической модели и внешнеполитического развития. Особенности социально-экономического и политического развития западных государств после второй мировой войны

В первые годы после прихода левых к власти в Польше наблюдалась ориентация на Советский Союз. Однако уже в то время ряд представителей ПОРП выступили с идеей «польского пути к социализму». Лидером этой группы был Гомулка. На ноябрьском пленуме 1949 г. («пленуме бдительности») идея «польского пути» была осуждена как «правонационалистический уклон», а сам Гомулка исключен из ЦК. Становление основ социализма в Польше развивалось по варианту, близкому к советскому. Это выражалось в:

Попытках форсированного развития промышленности (6-летний план) и кооперирования деревни с нажимом на крестьян, которые в общей массе отрицательно относились к идее коллективных хозяйств;

Ликвидации неграмотности, широком распространении образования и культуры среди населения;

Политических репрессиях, по которым в 1951-1954 гг. было осуждено 92 чел.;

Широком привлечении советских специалистов, прежде всего военных (так, легендарный советский маршал К. К. Рокоссовский был направлен в Войско Польское, стал маршалом Польши, министром обороны, членом ЦК ПОРП).

В 1952 г. была принята новая Конституция страны, провозгласившая Польскую народную республику (ПНР). Политической основой ПНР была объявлена власть трудящихся, выражающаяся в сейме и радах народовых на местах, экономической - государственная, социалистическая собственность. Однако даже в этот период в ПНР внедрялись элементы «польского социализма»: наличие иных партий (кроме ПОРП), закрепление в Конституции трех экономических укладов (социалистического, мелкотоварного и капиталистического), особые отношения польского левого государства с католической церковью. В 1950 г. правительство подписало соглашение с епископатом, по которому государство дало церкви гарантии свободы исполнения культа, а епископат обязался воспитывать у паствы уважение к закону, не препятствовать социалистическим реформам.

Политика в корне изменилась в середине 50-х годов. В 1953-1955 гг. была преодолена политика репрессий, реорганизованы органы госбезопасности. В обществе большую популярность приобрели идеи Гомулки. Толчком к переменам стал социальный конфликт в Познани, произошедший в марте 1956 г., после смерти Болеслава Берута. В результате забастовки рабочих машиностроительного завода, переросшей в демонстрацию и столкновения с войсками, погибло несколько десятков человек. Последовавший за этими событиями пленум ЦК ПОРП фактически принял концепцию Гомулки «польского пути к социализму». Концепция включала следующие изменения: развитие демократизации в стране - предоставление главной роли в государстве Сейму, расширение рабочей демократии, замедление процесса кооперирования деревни, использование различных (в том числе низших) форм кооперации, поддержка индивидуальных крестьянских хозяйств, удаление из государственных органов советских представителей (так, Рокоссовский и прибывшие с ним советские офицеры оставили посты и покинули Польшу), уступки католической церкви (введение факультативного преподавания религии в школах, расширение партийно-политической структуры общества), включая разрешение Общепольского клуба прогрессивной католической интеллигенции с возможностью участия в выборах. Гомулка был избран первым секретарем партии.

Период пребывания у власти Гомулки продолжался с 1956 до 1970 гг. В это время в стране формируется модель «социализма людове» («национального пути к социализму»), отличительные черты которой были изложены выше. Еще одной чертой этой системы стало наличие серьезной антисоциалистической оппозиции, движущей силой которой стала польская интеллигенция. В 60-е годы ее отношения с государством приобрели характер открытого конфликта, яркими проявлениями которого стали так называемое «Письмо 34-х», направленное против цензуры (авторами его были представители писателей и научных работников) и митинг студентов Варшавского университета, который возглавили ассистенты К. Модзелевский и Я. Куронь. Свои претензии к власти они изложили в Программном манифесте. В нем отмечалось, что экономика социалистических стран находится в перманентном кризисе из-за господства «партийно-государственной элиты», эксплуатирующей рабочий класс. Формой борьбы с режимом предлагались стачки.

Серьезные проблемы наблюдались и в польской экономике. Главная из них - дефицит продовольствия, связанный с низкой рентабельностью и товарностью индивидуального сельского хозяйства. Страна была вынуждена ввозить продукты питания. В 1961-1965 гг. ПНР импортировала 12 млн тонн зерна. Низким оставался уровень инфраструктуры, финансирования науки и культуры. В 1969- 1970 гг. экономические проблемы еще более обострились: наблюдалась стагнация в народном хозяйстве, дефициты при одновременном затоваривании рынка не пользующейся спросом продукции. 12 декабря 1970 г. правительство приняло решение о повышении цен на продовольствие, стройматериалы, мебель. 14 декабря произошел социальный взрыв: забастовки на судоверфях Гданьска и Гдыни, массовые демонстрации, нападения на парткомы, общественные здания и магазины. В столкновениях с войсками погибло 44 человека.

20 декабря Гомулка ушел в отставку, первым секретарем стал Эдвард Терек - ставленник так называемых технократических кругов партии. VI съезд ПОРП принял предложенную Тереком стратегию экономического ускорения, цель которой - создать мощную экономику, построить новые предприятия и модернизировать промышленность. Рывок предполагалось сделать на основе внешних займов. Полученные страной средства были брошены прежде всего на металлургию, кораблестроение, самолето- и автомобилестроение, а также отечественную легкую и пищевую промышленность. В первое время политика дала позитивные результаты: произошло насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, начался быстрый экономический рост. Однако мировой нефтяной кризис, затронувший и Польшу, не позволил вовремя расплатиться с долгами. В конце 1975 г. задолженность капиталистическим странам перешагнула границу безопасности и достигла 8,5 млрд долл. Долг продолжал расти: в 1979 г. он достиг 21,1 млрд долл.

В 70-е годы происходило организационное оформление оппозиции. Путем слияния оппозиционных групп создается КСС-КОР (Комитет социальной самозащиты - Комитет обороны работников), возглавляемый представителями творческой и научной интеллигенции. В 1978 г. в Гданьске полулегально возникли неофициальные профсоюзы. Среди оппозиции преобладали антикоммунистические настроения, культ Пилсудского.

Крупнейший политический кризис разразился в 1980 г. Поводом стала попытка введения коммерческих цен на мясо. Кризис выразился в массовых забастовках, в которых участвовало 750 тыс. рабочих. В ходе кризиса возник и был утвержден независимый профсоюз «Солидарность». В результате забастовок социально-экономическое положение страны ухудшилось - возникли проблемы с товарами первой необходимости. «Солидарность» организовывала «звездные и голодные марши», транспортные блокады. Правительство избрало тактику уступок, которая стимулировала забастовки, так как под их нажимом власти шли на повышение зарплаты, принятие других социальных мер. В ходе кризиса в «Солидарность» влились представители КСС-КОРа, произошла политизация профсоюза. В сентябре 1981 г. в Гданьске состоялся съезд «Солидарности», который показал фактическое превращение профсоюза в партию. Это был съезд функционеров: рабочие делегаты составили всего 25 %. Съезд выступил со своей программой, которая носила антисоциалистический характер, и с претензией на власть. Предполагалось создать «самоуправляющуюся демократическую Польшу», основанную на христианских ценностях. История народной Польши отвергалась. Возглавил «Солидарность» рабочий гданьской судоверфи Лех Валенса.

Страна, по сути, скатывалась в хаос. 4 ноября 1981 г. оппозиция предъявила ультиматум власти, который включал создание параллельного правительства. 3 декабря президиум «Солидарности» принял решение о захвате власти, применении силовых методов борьбы. После известия об этом новый руководитель страны генерал Войцех Ярузельский, сменивший преемника Терека С.Каню, в ночь с 12 по 13 декабря вместе с Генеральным Советом принял решение о военном положении. По этому решению в стране создавался Военный совет национального спасения, устанавливался комендантский час, на предприятиях и в администрации вводились военные комиссары. Была приостановлена деятельность общественных организаций вне правительственной коалиции. Ряд деятелей «Солидарности» был интернирован. Сейм утвердил данные решения. В результате этих действий обстановка в стране постепенно стабилизировалась, предприятия перешли к нормальной работе, сопротивление не приобрело массовые формы. Военное положение просуществовало до июля 1983 г., когда решения были отменены, а интернированные деятели освобождены. Однако кризис показал наличие крупных проблем в польской системе «национального социализма».

Капиталистическая система, сформировавшаяся несколько столетий назад, существует сегодня в большинстве стран. Однако, если сравнивать капиталистическую систему раннего этапа с современной, то можно выделить значительные различия.

За несколько столетий она претерпела существенные изменения, которые происходили постепенно, в несколько этапов. Первый этап получил название свободной конкуренции. Он начинается с зарождения капиталистических отношений и продолжается до конца 19 столетия. Его особенностью является господство на рынке мелких товаропроизводителей, которые взаимодействуют между собой в условиях свободного соперничества, где цены складываются стихийно на основе затрат, спроса, предложения, конкуренции, пронизывающей весь спектр экономических отношений. Каждый производитель может легко стать участником рынка, а также легко выйти из него. Ничто не мешает свободному развитию рыночных отношений. Экономика управляется той «невидимой рукой», о которой говорил А. Смит.

Но на определенном этапе свободная конкуренция приводит к появлению монополий. Они зарождаются в промышленном, сельскохозяйственном производстве, на транспорте, поглощая и подчиняя себе мелких товаропроизводителей, которые не могут противостоять мощному натиску этих структур. За счет своей экономической власти монополии становятся единственными производителями в той или иной отрасли или сфере деятельности. Они начинают диктовать свои условия рынку, в частности повышать цены на свою продукцию. Свободная конкуренция уже больше не определяет характер рынка. Поэтому второй этап в развитии капитализма именуется как монополистический. Монополия впервые была описана в 19 столетии австрийским экономистом Гильфердингом в работе «Финансовый капитал». В. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» также глубоко проанализировал эту структуру. В дальнейшем экономисты Д. Робинсон, Э. Чемберлин выявили особенности рынка монополий в условиях конкурентной борьбы. Современная капиталистическая экономика немыслима без крупного производства, формы которого подвергаются определенным трансформациям. В частности, сегодня крупные производители редко представлены только одной компанией на рынке. На нем может присутствовать несколько больших структур, которые являются олигополиями. Рынок олигополии выступает в форме транснациональных корпораций, захватывающих национальный рынок и рынки других стран.

Другой особенностью монополистического рынка является присутствие в нем так называемых естественных монополий, в которых государство принимает участие через акционерный капитал. Естественные монополии функционируют в отраслях, связанных с добычей и переработкой важнейших ресурсов, а также транспорта, связи, коммуникаций и т.д. В России это, например, «Газпром», ОАО «РЖД». В этих компаниях контрольный пакет акций, как правило, принадлежит государству. Связано это с особой значимостью и ролью этих отраслей для общества в целом.

В начале 20 столетия возникает еще один важный участник экономических отношений – государство, которое существенно видоизменяет всю структуру экономических отношений. Если на первом этапе развития капитализма экономическая роль государства ограничивалась, преимущественно, установлением налоговых сборов, взиманием пошлин, контролем за некоторыми видами цен, то в дальнейшем рамки вмешательства государства существенно расширяются.

Это находит выражение в проведении кредитно-денежной и бюджетно-налоговой ценовой политики. Государство направляет усилия на достижение высоких темпов экономического роста, поддержание баланса и пропорций в экономике, оно разрабатывает меры борьбы с кризисами, безработицей, инфляцией. Важным направлением деятельности государства становится повышение благосостояния общества, помощь малоимущим, сокращение неравенства в доходах, реализация других социальных программ. Исходя из вышесказанного, следует, что второй этап в развитии капиталистической системы можно охарактеризовать и как государственно-монополистический.

Третий, новейший период в развитии капитализма, который начал формироваться в 60-х-70-х годах XX века, определяется как постиндустриальный. Появились и другие определения современного капитализма, считающие более правильным называть его неоиндустриальным и государственно-корпоративным. Особенностью новейшего этапа является то, что наравне с главной целью, присущей этой системе – извлечением прибыли, важное значение приобретает задача достижения высоких социальных параметров развития общества. Социальные приоритеты оказываются не менее значимыми, чем прибыль. Поэтому данный этап в развитии капитализма можно обозначить как социально-ориентированный. Достижение высоких социальных параметров развития капиталистической системы обеспечивается за счет активного государственного вмешательства. Деятельность же государства направлена на создание так называемых общественных благ, которые имеют коллективный характер потребления и несут большую социальную нагрузку для общества. Это выражается в поддержании общественного порядка и безопасности, расходов на образование, медицинское обслуживание, культуру, спорт, туризм, строительство дорог и др. В наше время существует несколько моделей рыночных систем, которые различаются по доли госсектора в экономике и доли распределяемого государством ВВП. По этим различиям можно выделить американскую и германскую модели, французскую и корейскую и др.

Помимо капиталистической системы в общественном развитии существовала и существует социалистическая. Эта система формировалась, в отличие от капиталистической, не эволюционным, а революционным путем в достаточно короткий временной период и в результате, как правило, насильственных изменений. Особенность возникновения социализма в отличие от предшествующих капиталистических систем в том, что эта система не «вызрела» в недрах капитализма, она построена на других социально-экономических принципах, а поэтому для ее становления необходим переходный период.

В России в 20-х годах 20 столетия переход от капитализма к социализму был связан с новой экономической политикой, в которой допускалось частное производство, наличие открытого рынка и т.д. В 90-х годах 20 столетия произошел обратный процесс: ломка социалистических отношений, приватизация, бесконтрольное доминирование рынка.

Первоначально переход от капитализма к социализму произошел только в одной стране – в России в результате революции 1917 года. Позже, после Второй мировой войны, сформировалась целая совокупность стран, которая образовала социалистическую систему. Социалистическая система того периода основывалась на экономических принципах, сформулированных Марксом и дополненных В. Лениным и некоторыми другими экономистами. Важнейшей чертой социалистической экономики явилась государственная и коллективная формы собственности вместо частной. В нашей стране небольшую долю занимала колхозно-кооперативная, в других (ныне странах Восточной Европы) в незначительном объеме допускалась частная собственность. В основном это касалось мелких предпринимателей в сфере услуг. В таких условиях рыночные отношения существенно сократились, так как отсутствовала конкуренция. Прибыль, как главная цель в капиталистической экономике, приобрела опосредованный характер, а обменные рыночные отношения, в значительной части, были заменены на распределительные. Все это существенно ограничило развитие товарно-денежных отношений, снизило эффективность рыночных механизмов, ослабило действие экономических стимулов. В итоге, экономический интерес существенно ослаб.

Особенность социалистической системы состоит в том, что государство, сосредоточив в своих руках почти всю собственность, централизованно управляло экономикой, что нашло свое выражение в повсеместном планировании (сверху донизу), в котором планы носят обязательный законодательный характер; жестком административном управлении субъектами экономики; уравнительной, в некоторой степени, системе распределения доходов.

С другой стороны, социалистическая система обладала и рядом существенных достоинств. Это касается, в первую очередь, планирования и прогнозирования, которые изначально возникали на макроуровне в социалистической системе, но, в настоящее время, проводятся во всех развитых капиталистических странах. В данном случае капиталистическая система переняла у социализма систему планирования, как эффективный механизм управления экономикой.

Важной особенностью современного капитализма, как уже отмечалось, является его социальный характер, направленность на человека, на удовлетворение его потребностей. Эта особенность была взята у социалистической системы, где главным приоритетом было право на труд, всеобщность образования, доступность медицинских услуг, ликвидация существенных различий в неравенстве доходов и др.

Несмотря на несовершенство ряда экономических отношений в социалистической системе, экономические показатели красноречиво свидетельствуют о ее динамичном развитии. Так, в СССР в период индустриализации темпы экономического роста достигали 20-25%. Наша страна после второй мировой войны вышла на второе место в мире после США по объему важнейших экономических показателей и их ежегодному абсолютному приросту.

Если же в целом сравнивать преимущества и недостатки каждой из экономических систем, то социалистическая экономика наиболее эффективно проявляла себя в условиях войн, революций и общественных катаклизмов, когда требовалось использование жестких административных мер управления. Преимущества социализма ярко проявились во время Великой Отечественной войны, когда экономика в короткий период смогла обеспечить советскую армию современным вооружением, а система управления и регулирования народным хозяйством была довольно эффективной. Наглядным примером этого явилась работа железнодорожного транспорта в период Великой Отечественной войны, когда переброска экономического потенциала из западных областей за Урал была осуществлена за короткий период в условиях бесперебойного движения грузовых составов. В капиталистической системе оперативное решение многих вопросов осложняется частной собственностью, при которой собственник земли, например, может не согласиться с прокладкой по его территории каких-либо коммуникаций.

Концентрация экономической власти в руках государства и широкое использование административных методов управления экономикой закрепило в зарубежной экономической мысли за социалистической системой название командно-административной, централизованной, нерыночной. Последнее определение во многом условно, так как товарно-денежные отношения в ней, естественно, присутствовали, но их масштаб, степень развития, по отношению к капитализму, были значительно ограничены. Социалистическая система в том виде, в котором она зародилась и сформировалась, просуществовала в большинстве стран относительно непродолжительное время. На рубеже 90-х годов XX века начался ее распад. При имеющихся недостатках, а также ошибках и просчетах в проведении экономической политики, неспособности и неумении творчески раскрыть и применить экономический потенциал и достоинства социализма, падение этой системы так же, как и ее зарождение, произошло не столько естественным, сколько насильственным путем. В результате социалистическая система начала трансформироваться опять в капиталистическую ценой огромных затрат и потерь - как экономических, так и социальных, политических, национальных, территориальных, культурных и нравственных. Обратный переход на капиталистические рельсы по своей жестокости и антисоциальной сущности был сравним с упоминавшимся уже этапом первоначального накопления капитала, когда в процессе приватизации фактически произошла ликвидация преобладающей части государственной собственности и падение роли государства как важнейшей организующей и управляющей структуры современной экономики. В погоне за тотальным насаждением частной собственности и другими приоритетами рыночной экономики: конкуренцией, прибылью, свободными ценами, за бортом остались важнейшие социальные приоритеты. Так, например, в постсоветской российской экономике 90-х годов резко снизились масштабы бесплатного медицинского обслуживания и высшего образования. Существенно сократился объем социальных выплат и помощи малоимущим. Неравенство в доходах между богатыми и бедными слоями населения достигло двадцатикратной величины. Безработица и инфляция превысили средние уровни большинства развитых капиталистических стран. Экономика в постсоциалистичеких странах до сих пор является малоэффективной, ресурсозатратной, технологически отсталой и зависимой от развитых стран.

В наиболее оптимистичном варианте развитие современной экономической системы видится сегодня многими представителями экономической науки и, прежде всего, институциональной школы, как высокоразвитое эффективное общество, представленное новейшими технологиями, высококвалифицированными менеджерами, способными результативно управлять экономикой. Нынешнее общество некоторые ученые называют неоиндустриальным, которое характеризуется как совершенным рыночным механизмом, высоким уровнем развития производительных сил, так и сильным государством, социально-развитой инфраструктурой и общественными институтами. Частная собственность превращается в акционерную, где каждый фактически является совладельцем основных средств производства, получая доход от совместного использования собственности. В то же время не стоит представлять современный капитализм как идеальную систему, лишенную всяких недостатков, подтверждением чему служит мировой экономический кризис, захвативший все мировые державы, а также социальный и духовный кризис в этом обществе. Те же представители институциональной школы (Веблен, Гэлбрейт) ставили под сомнение ценности и цели капиталистической системы. Они подчеркивали значимость общественных интересов, определяющей роли государства, коллективных, общественных форм собственности. Более того, была выдвинута идея конвергенции, т.е. перерастания капиталистического общества в более совершенное, неоиндустриальное, с социализированными общественными отношениями.

История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович

§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны

Установление просоветских режимов. Освобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти. Правительства восточноевропейских государств, заметную роль в которых играли местные коммунисты и их союзники, начали ориентироваться на Москву. Руководящие посты в компартиях, за редким исключением, занимали политики, прошедшие школу Коминтерна. Сильное влияние левых партий в Восточной Европе объяснялось их активным участием в движении Сопротивления, ослаблением правых сил после разгрома фашизма, а также поддержкой со стороны Советского Союза.

Сначала коммунистические партии входили, как правило, в состав широких общественно-политических объединений (фронтов). Представители компартий получали министерские портфели в коалиционных правительствах. Постепенно влияние коммунистов усиливалось. В частности, их авторитет возрос после проведения в восточноевропейских странах аграрной реформы, сопровождавшейся уничтожением крупного землевладения. С этого момента поддержку компартиям стали оказывать не только рабочие, но и многие крестьяне. К концу 1940-х гг. коммунисты вытеснили из правительств представителей других партий, установив контроль над государствами Восточной Европы. Почти повсеместно переход власти был осуществлён невооружённым путём при видимом сохранении демократических процедур.

Демонстрация в Праге. Конец 1940-х гг.

В послевоенные годы восточноевропейские социалистические страны добились значительных успехов. При активной помощи СССР был восстановлен их экономический потенциал. Если до войны только Чехословакия обладала развитой промышленностью (восточные районы Германии, вошедшие в состав ГДР, были менее развитыми, чем западные), то во второй половине ХХ столетия современная промышленность была создана во всех странах Восточной Европы. Даже такие традиционно аграрные страны, как Болгария и Румыния, уверенно вступили на путь индустриального развития. Однако по темпам роста экономики и жизненному уровню уже с 1960-х гг. Восточная Европа стала резко отставать от Запада. Неэффективность советской модели экономики, принятой восточноевропейскими коммунистами, стала одной из причин кризисов в странах социализма.

Югославия и Албания в первые послевоенные десятилетия. Единственным восточноевропейским государством, оказавшимся вскоре после войны вне сферы влияния СССР, была Югославия. Коммунистическое руководство этой страны, декларировавшее приверженность курсу на строительство социализма, вступило в острый конфликт со Сталиным. Причиной конфликта стало нежелание югославской компартии, и прежде всего её лидера И. Броз Тито, слепо выполнять распоряжения «товарищей» из Москвы. В отличие от руководителей компартий других восточноевропейских стран, он пришёл к власти без серьёзной помощи со стороны СССР. Совет-ских войск после окончания войны в Югославии не было, и в этих условиях Тито начал проводить самостоятельную политику.

В конце июня 1948 г. состоялось совещание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформа) – международного объединения, пришедшего на смену Коминтерну. С подачи Кремля участники совещания обвинили «клику Тито» в отходе от идей марксизма-ленинизма. Они потребовали от югославских коммунистов «выдвинуть новое интернациональное руководство партии». В Югославии произошёл раскол. Тито жестоко подавил сопротивление: более 16 тыс. просоветски настроенных членов партии были заключены в концлагеря.

Сталин, в свою очередь, организовал показательные судебные процессы над рядом коммунистических руководителей стран Восточной Европы. Они были обвинены в пособничестве «клике Тито». Советский Союз разорвал договор о безопасности и сотрудничестве, подписанный с Югославией ещё в годы Второй мировой войны, и начал подготовку к осуществлению военной интервенции в Югославию. Однако этим планам помешала сначала война в Корее, а затем смерть Сталина.

Руководство Югославии было вынуждено переориентироваться в своих экономических связях и внешней политике на страны Запада. Внутри страны Тито взял курс на строительство особой «югославской модели» социализма, основанной на отказе от форсированных темпов индустриализации, сохранении частных хозяйств в аграрном секторе, передаче предприятий в руки трудовых коллективов, допущении частного предпринимательства в сфере обслуживания и торговле, отсутствии твёрдых плановых заданий. Это позволило избежать тех экономических трудностей, которые испытывали большинство восточноевропейских стран в 1960 – 1970-х гг. Советскоюгославские отношения после смерти Сталина нормализовались. Однако руководство КПСС продолжало считать «югославскую модель» ошибочной, югославских коммунистов по-прежнему обвиняли в ревизии марксизма-ленинизма. Тито парировал эти обвинения остроумной фразой: «Наши критики любят посещать наши магазины».

Нормализация отношений между СССР и Югославией вызвала недовольство со стороны коммунистического руководства Албании. Одновременно ухудшились отношения Албании с остальными странами Восточной Европы. Результатом стал вывод советских военнослужащих с военно-морской базы на территории Албании и выход в 1962 г. этой Балканской страны из СЭВ.

Королева Великобритании Елизавета II и президент Югославии И. Броз Тито

Германия: разделённая нация . Особое место среди социалистических государств Восточной Европы занимала Германская Демократическая Республика. Решения Потсдамской конференции о сохранении единой демократической Германии не были реализованы. Обе половины разделённой «железным занавесом» нации создали в 1949 г. собственные государства. Вдоль их границ пролёг «фронт» двух военно-политических блоков. Здесь находились противостоящие друг другу мощные группировки советских и американских войск.

Германия не раз становилась ареной острых конфликтов. Первый раз это произошло в 1948 г., когда в ответ на проведение оккупационными властями союзников сепаратной денежной реформы советское руководство блокировало транспортные магистрали, ведущие из западных зон оккупации в западные секторы Берлина. В советскую оккупационную зону хлынул поток обесцененных денежных знаков, возникла угроза экономического хаоса. Для обеспечения снабжения Западного Берлина американская и британская транспортная авиация установила эффективный воздушный мост. Только через год блокада Западного Берлина была снята.

Новый кризис разразился в 1953 г. После смерти Сталина в ГДР вспыхнули беспорядки, переросшие в восстание против просоветского режима. Это стало ответом восточных немцев на снижение жизненного уровня. Положение коммунистического руководства ГДР осложнялось тем, что в «другой» Германии – ФРГ – благодаря реформам экономическая ситуация улучшалась. Коммунистическая верхушка ГДР не справилась с кризисом собственными силами. В Берлин были введены советские войска, восстание подавлено.

Вид Берлинской стены и Бранденбургских ворот

Новому руководителю страны Вальтеру Ульбрихту удалось стабилизировать положение в стране. Однако со временем ГДР стала всё больше проигрывать Западной Германии в темпах роста экономики и уровня жизни. Жители ГДР, преимущественно квалифицированные работники, покидали страну и перебирались в ФРГ. В этих условиях власти ГДР решили закрыть границу с Западным Берлином и ФРГ. В августе 1961 г. была построена Берлинская стена. Протянувшись в черте города более чем на 40 км, она «по живому» разделила город. Это сооружение стало символом «холодной войны» и раскола германской нации.

События 1956 г. в Польше и Венгрии. Критика в адрес Сталина, прозвучавшая на XX съезде КПСС, и призыв Н. С. Хрущёва учитывать национальные особенности разных стран в ходе социалистического строительства привели к неожиданным для советских руководителей последствиям. Осуждение сталинизма переросло в отрицание «социалистических завоеваний» и коммунистической идеологии. Результатом этого процесса стали социально-политические кризисы в Польше и Венгрии.

В июне 1956 г. на некоторых предприятиях Польши начались забастовки, быстро переросшие во всеобщую стачку. Рабочих поддержали студенты и либерально настроенная интеллигенция. Однако благодаря позиции руководителя польской компартии Владислава Гомулки удалось избежать вмешательства советских войск, расквартированных в Польше, и стабилизировать ситуацию в стране.

Польские события эхом отозвались в Венгрии, где коммунистическое руководство оказалось неспособно покончить со сталинскими методами управления государством. В сложившихся условиях в компартии усилилось реформаторское крыло во главе с Имре Надем. Росли оппозиционные настроения среди интеллигенции. Взрыв общественного недовольства разразился в октябре 1956 г. Вышедшие на улицы Будапешта демонстранты потребовали назначить Надя премьер-министром и вывести из Венгрии советские войска. Власти применили оружие, тем самым спровоцировав восстание, в ходе которого повстанцы захватили ключевые объекты в городе. По просьбе венгерского руководства в ночь на 24 октября в город были введены советские войска. В результате начавшихся столкновений имелись убитые и раненые с обеих сторон. В этих условиях ставший главой венгерского правительства И. Надь объявил Венгрию нейтральным государством, заявил о выходе из Организации Варшавского договора (ОВД) и подтвердил требование о выводе частей Советской Армии. Компартия была распущена. После того как советские войска покинули венгерскую столицу, здесь начались жестокие расправы над коммунистами и сотрудниками органов госбезопасности.

Восставшие в Будапеште сжигают портрет Ленина. 1956 г .

В условиях потери влияния в одной из социалистических стран и установления здесь прозападного режима руководство СССР встало на путь вооружённого свержения правительства И. Надя. В начале ноября на контролировавшейся советскими войсками территории была воссоздана просоветская венгерская компартия, новым руководителем которой стал Янош Кадар. В ночь на 4 ноября в соответствии с решением политбюро ЦК КПСС и просьбой нового руководителя венгерских коммунистов советские танковые соединения вошли в Будапешт. В ходе тяжёлых уличных боёв повстанцы были разгромлены. Западные страны, вопреки ожиданиям И. Надя, не осмелились вмешаться в венгерские события. После подавления восстания Надь и его ближайшие соратники были казнены.

«Пражская весна». Во второй половине 1950-х – 1960-егг. в большинстве государств Восточной Европы, в том числе в Венгрии, были предприняты шаги по либерализации экономических и политических основ жизни общества. В народно-хозяйственных планах существенное внимание уделялось производству предметов потребления. Там, где отсутствовали необходимые сырьевые ресурсы и не хватало людей, были пересмотрены темпы промышленной модернизации. Стали более разнообразными формы производственной и потребительской кооперации. Расширилась доля частного сектора в торговле и сфере услуг. Реабилитация жертв репрессий конца 1940-х – начала 1950-х гг. сопровождалась «оттепелью» в сфере идеологии и культуры.

Особенно значительные изменения произошли в Чехословакии. В январе 1968 г. лидер реформаторского крыла компартии Александр Дубчек стал первым секретарём ЦК компартии. Программа действий реформаторов предусматривала большую идеологическую открытость общества, создание механизмов для обеспечения плюрализма мнений. Как только оппоненты коммунистов получили возможность открыто пропагандировать свои идеи, многие коммунистические постулаты оказались поколебленными. Либерализация общественной жизни в Чехословакии получила название «Пражская весна».

Руководство СССР с опаской наблюдало за событиями в ЧССР. Рассчитывая удержать ускользающую из рук власть, консервативная часть руководства компартии Чехословакии обратилась к советскому лидеру Л. И. Брежневу с просьбой защитить «завоевания социализма» в стране. Руководство СССР получило, наконец, повод для вмешательства. После ареста ряда руководителей Чехословакии СССР, Польша, ГДР, Венгрия и Болгария 21 августа 1968 г. ввели в Чехословакию свои войска. Интервенция стран ОВД привела к тому, что консервативные силы внутри чехословацкой компартии получили возможность освободить её ряды от реформаторов. Менее чем через год от демократических надежд граждан ЧССР ничего не осталось. Чехословакия вернулась в ровный строй социалистических государств, согласовывавших с Москвой каждый шаг.

На улицах Праги. 1968 г .

Поражение «Пражской весны» вновь продемонстрировало готовность руководства СССР подавить (если надо – военной силой) любую попытку той или иной страны выйти из зоны советского влияния. Верхушка КПСС присвоила себе право вмешиваться во внутренние дела восточноевропейских союзников с целью защиты ценностей социализма. Подобные действия стали называться «доктриной Брежнева».

Однако во время нового политического кризиса, разразившегося в 1980 – 1981 гг. в Польше, советские руководители уже не решились на прямую интервенцию. Недовольство поляков снижением уровня жизни вызвало всплеск рабочего движения, массовые забастовки и создание независимого от властей профсоюза «Солидарность», одним из лидеров которой был рабочий Гданьской верфи Лех Валенса. Задачу подавления оппозиции польские власти решали силами собственной армии, объявив в стране военное положение. Предупреждая возможное вторжение советских войск, польские власти собственными силами решили задачу подавления оппозиции. 13 декабря генерал В. Ярузельский ввёл в Польше военное положение. Этот шаг на время отсрочил падение коммунистического режима в Польше.

После Второй мировой войны в государствах Восточной Европы к власти пришли коммунистические правительства, опиравшиеся на поддержку СССР. Несмотря на отдельные успехи в развитии экономики, политика правительств социалистических стран приводила к острым социально-политическим кризисам. Власть коммунистов сохранялась благодаря вмешательству СССР в дела восточноевропейских союзников.

Вопросы и задания

1. Какими методами сталинское руководство добилось установления просоветских режимов в государствах Восточной Европы?

2. Как внутриполитические изменения в СССР сказывались на политических процессах в социалистических странах?

3. В чём и каких успехов добились социалистические страны Европы?

4. Какими обстоятельствами были вызваны кризисные явления в государствах Восточной Европы?

5. Почему Польше, в отличие от ГДР, Венгрии и Чехословакии, удалось избежать вмешательства советских войск во внутренние дела?

6. Ориентировавшиеся на советскую модель социализма деятели компартии Чехословакии так обосновывали необходимость введения советских войск в страну:

«Наш, по существу, здоровый демократический процесс, исправление ошибок и недостатков прошлого и общее политическое руководство обществом постепенно вырываются из рук Центрального Комитета партии. Печать, радио и телевидение, которые практически находятся в руках правых сил, настолько повлияли на общественное мнение, что в политической жизни страны сейчас без сопротивления общественности начинают принимать участие элементы, враждебные партии. Они развивают волну национализма и шовинизма, вызывают антикоммунистический и антисоветский психоз. Руководство партии уже не способно успешно защищаться перед атаками на социализм, не способно организовать против правых сил ни идеологического, ни политического отпора. Само существование социализма в нашей стране стоит под угрозой. Политические средства и средства государственной мощи в нашей стране в настоящее время уже в значительной степени парализованы. Правые силы создали благоприятные условия для контрреволюционного переворота».

Каких изменений, происходивших в Чехословакии, больше всего опасались авторы этого документа?

Почему они смогли восстановить свой контроль над страной только при помощи советских войск?

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны Установление просоветских режимов. Освобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Ислам после второй мировой войны Ситуация резко изменилась лишь с середины XX в., после второй мировой войны и крушения системы колониализма. Эти события послужили толчком, резко усилившим весь ход общественной жизни, политическую активность масс, культурные и прочие

Из книги Вопросы и ответы. Часть I: Вторая мировая война. Страны-участницы. Армии, вооружения. автора Лисицын Фёдор Викторович

Страны-участницы Второй мировой войны. Нейтральные

автора

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Партизанство [Вчера, сегодня, завтра] автора Боярский Вячеслав Иванович

Глава 11 Использование опыта вермахта после Второй мировой войны «Мы видели, как дорого заплатили немцы за то, что заблаговременно не создали организацию для борьбы с партизанами... Мы должны учиться на ошибках немцев и извлекать пользу из их опыта». Ч.Диксон, О.Гейльбрунн,

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны? Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в.В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

20. Какие были основные тенденции развития стран Восточной Европы после Второй мировой войны? Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

21. Как происходило развитие США после Второй мировой войны? США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Президентом США стал Г. Трумэн, занявший этот пост в 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта.Переход экономики и

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

22. Каковы особенности развития Великобритании после Второй мировой войны? Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей, как одна из участниц антигитлеровской коалиции. Ее людские потери были меньше, чем во время Первой мировой войны, но материальный

автора Феденко Панас Васильевич

3. Международное положение после второй мировой войны Свою беспомощность авторы Истории КПСС проявляют особенно, перейдя к описанию международного положения после второй мировой войны. По их словам, после войны создался «реакционный империалистический лагерь», цель

Из книги Новая «История КПСС» автора Феденко Панас Васильевич

VI. После второй мировой войны - до смерти Сталина 1. Коренное изменение международного положения XVI глава Истории КПСС охватывает период времени с конца второй Мировой войны до смерти Сталина в 1953 г. С большим удовлетворением авторы констатируют коренное изменение

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР После окончания Второй мировой войны соотношение сил между ведущими державами принципиально изменилось. Значительно усилили свои позиции США, в то время

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Ближний Восток: война и политика автора Коллектив авторов

Борьба за нефтяное могущество после Второй мировой войны Послевоенный период во многом стал переломным в истории нефтяной промышленности. С 1950 г. вследствие беспрецедентного роста темпов развития мировой экономики и промышленного производства, повышается и важность

Из книги От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке автора Григорьев Протоиерей Дмитрий

В географии восток означает ту часть света, где всходит солнце, а запад - где солнце заходит. В истории эти два понятия имеют другое значение. В то же время в различные временные эпохи они тоже означали разные понятия.

Например, слово «Восток» раньше применялось в отношении нехристианских стран. Позже оно применялось в отношении колониальных территорий. Во времена «холодной войны» слово «Восток» применялось в отношении СССР и его союзников, слово же «Запад» в отношении США и их союзников.
Позже слово «Восток» стало применяться в отношении тоталитарных государств без рыночной экономики, а слово «Запад» в отношении демократических государств с высокоразвитой экономикой, основанной на рыночных отношениях.

Сегодня на Земном шаре имеется более 190 государств. По мнению специалистов 75 из них считаются демократическими с высокоразвитой экономикой, основанной на рыночных отношениях.

Создание процветающего государства

Одной из основных особенностей развития стран Запада после Второй мировой войны является создание процветающего государства. Такое государство было образовано в 50~х годах XX века. В 60-70-х годах оно уже процветало и укреплялось.

Что такое «процветающее государство»? Процветающее государство - демократическое государство, которое способно при сохрании рыночной экономики обеспечить своим гражданам благополучную жизнь с гарантированным социальным обеспечением,

Человечество смогло создать такое государство в 50-х годах XX столетия. Случиться это могло потому, что здравомыслящие люди, политики к этому времени полностью осознали, что государство должно наделе обеспечить социальную защиту граждан, их права и свободы.

Какие же факторы позволили построить процветающее государство?

Первым фактором является новая мощная волна демократического движения после Второй мировой войны, требование демократических сил проведения коренных социальных реформ. Во-вторых, этому поспособствовала и «холодная война». Западные политики не хотели, чтобы на территории их государств пустили корни подрывные коммунистические идеи.

Самым действенным средством защиты граждан от подрывных коммунистических идей было строительство справедливого процветающего общества. Конечно же, такое государство не могло быть построено само по себе. Для этого необходимо было затратить огромные средств на социальную защиту граждан. А следовательно, чтобы иметь такие средства и платить гражданам высокую заработную плату, экономика самого государства должна была процветать.

Причины бурного развития экономики стран Запада

К началу 50-х годов промышленное производство стран Западной Европы достигло своего довоенного уровня. В 50-60 годы экономика этих стран стала бурно развиваться.

Какие факторы обеспечили такое развитие экономики?

Во-первых, США и страны Западной Европы во время Второй мировой войны и после нее предприняли меры по предотвращению возникновения неустойчивости товарно-денежных отношений. В частности, были созданы Международный валютный фонд и Европейский банк реконструкции и развития.

Во-вторых, неоценима была роль «плана Маршалла». В соответствии с ним США в период с 1948 по 1952 год оказали странам Западной Европы помощь в размере 13 млрд долларов.

В-третьих, были созданы благоприятные условия для внешней торговли - это ликвидация протекционизма и таможенных преград. Например, только на товары, ввозимые из США, таможенные пошлины сократились на 50%. Эго привело к процветанию международной торговли. Например, ежегодные темпы роста международной торговли за период 1948-1960 гг. составлял в среднем 6%, а в период 1960-1973 гг. - 9%. В самой Европе объем межгосударственной торговли за период 1950-1970 гг. вырос с 18 млрд долларов до 129 млрд долларов. Таким образом, внешняя торговля превратилась в источник экономического развития.

В-четвертых, уделялось огромное внимание интеллектуальной мощи народа и своевременному внедрению в производство новой техники и технологий. Промышленность была перестроена по последнему слову техники. Сельское хозяйство не просто было механизировано, в нем
произошла в полном понимании революция - внедрялись биотехнологии и химизация.

В-пятых, нефть стала использоваться в полном объеме в качестве топлива. Она в экономической жизни превратилась в основное движущее средство. К тому же она была очень дешевая. Стоимость одного барреля (159 литров) нефти стоила всего 1,5 доллара.

В-шестых, в западных странах стала проводиться политика упорядочения государственной экономики, которая осуществлялась на основе создания смешанной экономики. Было достигнуто соответствие в экономике частной собственности, частной предпринимательской деятельности и государственного капитала.

В-седьмых, вопрос развития экономики высокими темпами был возведен в ранг правительственной политики. Инвестирование экономики всесторонне поощрялось.
Вышеперечисленные факторы позволили почти всем западным странам уже к (975 году создать крепкую систему социального обеспечения. Государство взяло на себя заботу об оказании помощи вдовам, сиротам, инвалидам, многодетным семьям, работающим гражданам, чей заработок был ниже прожиточного минимума. Были социально застрахованы: работающие - от безработицы от 52 до 67%, от несчастных случаев - от 48 до 94%, по временной нетрудоспособности из-за болезни - от 72 до 100% населения.
От 80 до 100% человек, достигших пенсионного возраста, были обеспечены пенсией. От 28 до 60% государственного бюджета расходовалось на социальные нужды. Работающим стати платить высокую заработную плату. Это повысило потребительский спрос. Например, во Франции на 1000 работающих приходилось: 636 автомобилей, 769 телевизоров, 844 холодильника. Государство привело в соответствие с законом трудовые отношения;

В законах о труде были гарантированы необходимые права в вопросах занятости, направления на работу и увольнения с работы. Таким образом, на Западе добились строительства полноценного индустриального общества.

Процесс объединения (интеграции) в Европе

Объединение западных стран а экономическом плане явилось еще одной особенностью развития Запада во второй половине XX века. Положение европейских стран после войны вынудило их совместно решать свои экономические проблемы. В 1951 году шесть европейских стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Голландия, ФРГ и Франция) создали союз по производству стали и угля. В 1957 году оно было переименовано в «Европейское экономическое сообщество» (ЕЭС). (Он еще назывался «Общим рынком»). Европейское сообщество в соответствии с Маастрихтскими соглашениями 1993 года стало именоваться Европейским Союзом.

В соответствии с договором, подписанным в Риме в 1957 году, эти шесть государств договорились об отмене таможенных преград при торговле друг с другом и создании общего рынка сельскохозяйственной продукции.

Членами этого сообщества в 2004 году стали: Венгрия, Кипр, Латвия. Литва, Мапьта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, а в 2007 году в него вступили Болгария и Румыния. Количество государств, являвшихся в 2007 голу членами Евросоюза, достигло 27, в которых проживают около 500 млн. человек. В Норвегии по данному’ вопросу было проведено 2 референдума, но она и по сей день еще не вступила в Евросоюз.

Страны, входящие в Евросоюз (последнее расширение — 2013 год)

Австрия (1995 год)
Бельгия (1957 год)
Болгария (2007 год)
Великобритания (1973 год)
Венгрия (2004 год)
Германия (1957 год)
Греция (1981 год)
Дания (1973 год)
Ирландия (1973 год)
Испания (1986 год)
Италия (1957 год)
Кипр (2004 год)
Латвия (2004 год)
Литва (2004 год)
Люксембург (1957 год)
Мальта (2004 год)
Нидерланды (1957 год)
Польша (2004 год)
Словакия (2004 год)
Словения (2004 год)
Португалия (1986 год)
Румыния (2007 год)
Финляндия (1995 год)
Франция (1957 год)
Хорватия (2013 год)
Чехия (2004 год)
Швеция (1995 год)
Эстония (2004 год)

Кандидаты на вступление в Евросоюз:

Исландия
Македония
Сербия
Турция
Черногория

Начиная с 1990 года в сфере ЕЭС были устранены все преграды для свободного продвижения инвестиций, товаров и рабочей силы. В 1991 году был сделан еще один большой шаг в деле объединения Европы. В декабре этого же года в городке Маастрихт (Голландия) 12 стран подписали соглашения о создании единой Европы.
Соглашения состояли из трех следующих групп вопросов:
- создании единой европейской валюты (евро);
- формирование единого политического союза Европы;
- утверждение Европейской Комиссии.

Начиная с 1999 года название ЕЭС изменилось, и оно стало теперь называться «Европейский совет» (ЕС). Предполагалось, что на начальных ступенях европейский союз будет заниматься согласованием внешней и оборонной политики стран Западной Европы, разрабатывать основы единого направления в этих областях, а также в дальнейшем будет служить инструментом проведения единой внешней и военной политики.

Европейская комиссия должна была исполнять обязанности органа, занимающегося упорядочением политики в области здравоохранения, народного образования и экологии входящих в ЕС стран. Было намечено, что правительства стран, входящих в ЕС, передадут свои полномочия в этих областях Европейской Комиссии.
Правда, не все договора исполнялись настолько, насколько рассчитывали их авторы. Однако главное в том, что были сделаны исторические шаги в деле создания единой Европы. В декабре 1999 года члены ЕС (их было 15) решили создать единые вооруженные силы. Было определено, что в их обязанности будет входить сохранение мира в районах военных конфликтов,

В странах ЕС, начиная с 1 января 2002 года, была введена единая валюта - евро. Основу Европейского Союза составляли в прошлом такие организации, как Евроатом, угольные и стальные европейские объединения (которые прекратили свою деятельность в 2002 году). В соответствии с Лиссабонским соглашением 2007 года эта сложная система прекратила свое существование, а Европейский Союз стал единственным обладателем субъекта международного права. Также европейские лидеры - Франция, Италия и Испания объявили в 2007 году о создании средиземноморского союза.

Европейский Совет - международная межгосударственная организация Она была создана 5 мая 1949 года. Поначалу в нее входило 10 государств. Этот Совет сыграл огромную роль в деле объединения Европы. На сегодня почти все европейские страны, включая страны Восточной Европы и Российскую Федерацию, являются членами этой организации. Высшим органом Европейского Совета является Комитет министров иностранных дел и Парламентская Ассамблея. В обязанности Европейского Совета входит оказание помощи в развитии демократии, законности и прав человека. Высший орган Европейского Совета осуществляет контроль нал выполнением взятых на себя обязательств странами - членами ЕС. Свои выводы они передают соответствующим правительствам. Европейский Совет предусматривает наказание, вплоть до вывода из состава ЕС, в случае грубых нарушений ими (правительствами стран) в области демократии, законности и прав человека. Резиденция Европейского Совета находится во французском городе Страсбург. В этот Совет в настоящее время входит около 50 государств. Этот совет не занимается военно-политическими вопросами.

Консервативная волна

Еще одной особенностью развития Запада во второй половине XX века является консервативная волна и процесс ее преодоления. Что такое консервативная волна и как она образовалась?

Консервативная волна - приход к власти противников построения процветающего государства. В 1974-1975 гг., а также в 1980-1982 гг. в индустриальных странах произошел экономический кризис. В результате упало производство и сократился объем торговли. Безработица приобрела массовый характер. Сторонники традиционных, старых порядков (консерваторы) стали винить в этом сторонников процветающего государства. Они пытались объяснить, что инфляция - это последствие чрезмерного увеличения государственных расходов на социальное страхование. Таким образом, родилось движение противников строительства процветающего государства. Оно получило в истории название «консервативной волны». В 80-е годы во многих западных странах к власти пришли консерваторы. Они уменьшили вмешательство государства в экономическую сферу, предприняли необходимые меры для широкого развития частного предпринимательства. Для снижения инфляции они стали проводить жесткую финансовую политику. В частности, сократили расходы на социальное страхование и провели денационализацию государственного сектора.

Однако «консервативная волна» не смогла покончить с процветающим государством. Она смогла только сократить государственные расходы на социальную защиту, соотнося их с экономическими возможностями государства. В то же время было доказано, что и в процветающих государствах не все вопросы социальной защиты трудящихся находят свое решение. Например, проблема безработицы была постоянным спутником человечества и остается таковой и по сей день.

Рождение информационного общества

В 70-90-е годы XX столетия в западных странах продолжатся процесс перехода рабочей силы из сферы производства в сферу обслуживания. Это одна из особенностей индустриального общества.

Например, этот показатель в середине 90-х годов в США, Канаде и Великобритании составлял 70-72%. Всего 2-3% рабочей силы было задействовано в сельском хозяйстве.
Причиной увеличения доли рабочей силы в сфере обслуживания является внедрение ультрасовременной техники и технологии в производство в результате научно-технической революции. В 1973 году впервые был создан персональный компьютер. С 1977 года началось его массовое производство. Промышленное производство стало полностью компьютеризироваться. Компьютеризация, в свою очередь, создала возможность использовать в процессе производства новые технологий - роботов, и автоматическое проектирование.

В промышленность и сферу обслуживания стали приходить высококвалифицированные специалисты. Теперь они наряду с товарами потребления стали создавать и информацию. Персональные компьютеры позволили решить проблемы международных связей и обмена информацией по Интернету, а также скорейшему их внедрению в производство.

Изменения в социальном составе населения западных стран

За последние 50 лет произошли коренные изменения в социальном составе населения западных стран. Это является одной из особенностей общественного развития Запада, Например, число занятых в сельскохозяйственном производстве резко сократилось. На сегодняшний день в этой отрасли заняты всего лишь от 2 до 7% населения.
Наемным трудом занято более 90% трудоспособного населения, 2/3 - в сфере обслуживания. Работники наемного труда более квалифицированные. Это дает возможность получать им более высокую зарплату. Поэтому они стали более обеспечены материально. Сегодня 2/3 западноевропейского населения - это люди среднего достатка. 1/10 часть населения составляют богатые люди. А 20% населения считаются бедными людьми. Они получают помощь от государства и от благотворительных фондов.

Изменения в партийно-политической системе и в государстве

За последние 50 лет идеология коммунизма на Западе полностью потерпела крах. Хотя идеи фашизма и не отмерли, но сегодня они не имеют под собой социальной основы. На сегодняшний день в западном обществе больше распространены такие направления, как консерватизм, либерализм, социализм и национализм. Политические партии берут одну из них за основу своей идеологии. Возрождение в послевоенное время в ряде западноевропейских государств консервативных партий было результатом сильного религиозного давления.

Война и ее ужасные последствия усилили влияние религии среди населения. Например, это подтверждается и созданием в Италии Христианско-Демократической партии, а в ФРГ - Христианско-Демократического союза и Христианско-социалистического союза.

В то же время, во Франции, Бельгии, Австрии и Голландии религиозные партии превратились в ощутимую силу в политической жизни общества. В США и Великобритании сохранилась сильная двухпартийная система. Выросло влияние также социалистических и социал-демократических партий. В конце 90-х годов XX столетия правительства 13 государств из 15, входящих в Европейское сообщество, возглавляли представители этих партий.

Во всех ведущих западных государствах, за исключением США, после войны были приняты новые конституции. Это были Конституции демократического толка соответствующие требованиям современного мира. Например, в конституциях Франции, ФРГ, Италии и других государств были внесены статьи, которые определяли военный способ разрешения конфликта недопустимым. В конституцию же Японии была внесена статья, в которой содержится отказ от войны как от средства национальной политики.

Особенности мирового политического развития

Сегодня существуют две основные модели социального развития:
1. Либерально-демократическая
2. Тоталитарная.

Противоречия между двумя этими моделями продолжаются вплоть до сегодняшнего дня. Если в 20-40-х годах XX столетия более сильной была модель тоталитарного развития, то в период 1950-2001 гг. более распространена модель либерально-демократического развития.

На сегодняшний день такая модель получила распространение в 75 государствах мира. Это, конечно, мало. Но не надо забывать, что демократия очень трудно пробивает себе дорогу. Сегодня на Западе все больше государств идет по этому пути развития.

Можно сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой установилась благополучная жизнь. Экономика этих стран расцвела. Неразвитые страны остались в качестве сырьевых баз. В развитых странах усилилась борьба за рынки сбыта. При этом использовались махинации, аферы, обман, жульничество, а иногда и сила. Европа поднялась на новую ступень экономического развития. Пришло время информационного общества. В мире победила модель либерально-демократического развития.

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Особенности социально-экономического и политического развития западных государств после Второй мировой войны Обновлено: Декабрь 3, 2016 Автором: admin

1. Установление социалистической модели. Ее главные компоненты.

2. Достижения и противоречия «реального социализма».

3. Кризис и крах социалистической модели.

После войны власть в странах ЦЮВЕ оказалась в руках национальных фронтов, в состав которых входили все антифашистские партии. Главной силой этих фронтов были компартии, имевшие поддержку СССР. Однако сразу после войны коммунисты обладали всей полнотой власти только в Югославии и Албании. В других странах ЦЮВЕ были созданы коалиционные правительства с участием всех антифашистских сил, в которых коммунисты получили посты министров обороны и госбезопасности.

Во второй половине 40-х годов в странах ЦЮВЕ были проведены реформы, направленные на создание более справедливого общества. В ходе реформ обострились противоречия между коммунистами и их союзниками. Тогда компартии, используя свой контроль над армией и госбезопасностью, в 1946 – 1948 гг. разгромили некоммунистические партии, обвинив их руководство в подготовке государственных переворотов. В Югославии, Албании, Венгрии и Чехословакии установились однопартийные системы. В других странах ЦЮВЕ некоммунистические партии сохранились, но оказались под строгим контролем коммунистов, утратив всякую политическую самостоятельность.

Вскоре после захвата коммунистами власти внутри компартий развернулась борьба между сторонниками копирования советской модели социализма и теми, кто выступал за поиск своего варианта социализма. Под давлением СССР противники копирования советского опыта подверглись репрессиям. Только руководство компартии Югославии не подчинилось диктату Сталина, что в 1948 г. привело к разрыву Югославии с СССР и другими странами ЦЮВЕ.

В 50-е годы в странах ЦЮВЕ развернулось строительство основ социализма по советскому образцу. Строительство социализма шло по следующим направлениям:

1) индустриализация с упором на развитие тяжёлой промышленности. Она проводилась быстрыми темпами и поглощала основную часть государственных средств.

2) кооперирование сельского хозяйства. К началу 60-х годов было завершено. Исключением стала Польша, где в кооперативы вошло только 35 % крестьянских хозяйств;

3) установление полного контроля государства над экономикой. В руках государства оказались промышленность, финансы, транспорт, торговля. Развитие экономики проходило на основе государственных планов. Мелкое частное производство и торговля сохранились только в Польше, Венгрии и до начала 70-х годов в ГДР;

4) установление абсолютного господства компартий в политической жизни; борьба с любой оппозицией, нарушение прав человека;

5) в сфере культуры насаждалась коллективистская идеология и велась борьба со всеми «неправильными» направлениями в литературе и искусстве.


Несколько иной вариант социализма сложился в Югославии. Он получил название «самоуправленческий социализм». Эта модель в большей степени учитывала объективные требования экономики, но в идейно-политической сфере ничем не отличалась от советской модели.

В своей внешней политике страны ЦЮВЕ, кроме Югославии, ориентировались на СССР. В 1949 г. создали свой экономический союз - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в составе СССР, Польши, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании (вышла в 1961 г.). В мае 1955 г. эти страны создали свой военно-политический блок - Организацию Варшавского Договора (ОВД), но Албания в 1968 г. вышла из неё.

Построение социалистической модели вызвало в 50-е гг. народные волнения в ГДР, Польше и Венгрии. Они не привели к свержению социализма, но они заставили власти внести изменения в экономическую политику и лучше учитывать потребности населения.

В 60-е годы в странах ЦЮВЕ начались экономические реформы, нацеленные на то, чтобы сделать огосударствленную экономику более эффективной. При этом реформы не затронули политическую и идеологическую сферу. Только в Чехословакии руководство компартии во главе с А. Дубчеком решилось пойти дальше и создать модель «социализма с человеческим лицом», но эта попытка была пресечена интервенцией стран ОВД.

Развитие стран ЦЮВЕ по социалистическому пути привело к значительным достижениям. В конце 70-х годов страны СЭВ производили около 40 % мировой промышленной продукции. Достижением социализма в странах ЦЮВЕ стало создание системы социальных гарантий для населения. В странах СЭВ была ликвидирована безработица, медицинское обслуживание и образование стали бесплатными, все пожилые люди получали пенсии, повышался уровень жизни, хотя и медленнее, чем в западных странах. Самое главное - у жителей стран ЦЮВЕ появилась уверенность в завтрашнем дне.Казалось, что социализм доказал свои преимущества перед капитализмом.

Но уже в 70-е гг. в странах ЦЮВЕ начал назревать новый экономический и политический кризис. В экономике кризис проявился в том, что она не могла удовлетворить потребности граждан. В социальной сфере среди населения усилилось недовольство уравниловкой в оплате труда. В политической сфере кризис проявился в растущем недовольстве людей отсутствием политических свобод и монополией компартий на власть. В сфере идеологии кризис выразился в том, что социалистические идеи быстро теряли привлекательность, и в них уже мало кто верил.

В 80-е гг. эти недостатки вылились в тотальный кризис социалистической модели. Развязка кризиса социализма произошла в 1989 – 1990 гг., когда все страны ЦЮВЕ отказались от социалистического пути развития. В Польше, Венгрии и Болгарии руководство компартий в 1989 г. разрешило деятельность некоммунистических партий. В 1989 – 1990 гг. в этих странах прошли свободные выборы, после которых коммунисты в Венгрии потеряли монополию на власть. В ГДР и Чехословакии крушение социализма произошло в ноябре 1989 г. в результате «бархатных революций». В Румынии в декабре 1989 г. вспыхнуло вооружённое восстание, которое завершилось свержением режима Чаушеску и расстрелом диктатора. В Албании социализм рухнул в 1990 г., когда началось массовое бегство населения в Италию. Албанским коммунистам пришлось ввести в стране политические свободы и разрешить деятельность некоммунистических партий. На выборах 1990 г. компартия одержала победу, но при этом начала проведение рыночных реформ.

Крах социализма вернул странам ЦЮВЕ возможность проводить самостоятельную внешнюю политику. Руководство большинства стран региона заявило о стремлении войти в европейские структуры. Этот выбор сделал бессмысленным существование СЭВ и ОВД. В июне – июле 1991 г. по решению стран-участниц эти две организации были распущены. В 90-е годы целый ряд стран ЦЮВЕ заявил о своём стремлении вступить в НАТО. В марте 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО. В 2004 г. в НАТО вступили Словакия, Болгария, Румыния, Словения и страны Прибалтики.

Просмотров