Почему на кресте есть полумесяц. Полумесяц на православном кресте: объяснение символа

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму - например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие - например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ? Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму - например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие - например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы (например, Остробрамской). Все это дает право считать, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие - например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, Евхаристическая Чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Материал взят из издания «Мир с Богом». Издательский центр « Славянское слово».

Вчерашнее обнаружение Луны на иконе Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах зародило во мне ряд вопросов, и я стала копать информацию.

Луна действительно довольно редкое явление на иконах.
Хотя у Иоанна Богослова есть такие слова: "Жена, облеченная в солнце, под ногами у Нее луна и на главе Ее венец из двенадцати звезд" (Ап 12:1).

Я нашла лишь три иконы Богоматери, имеющие атрибуты, описанные Иоанном Богословом:

1.Млекопитательница Греция, 1750 г.16х12,4 см.

2. Остробрамская икона Божией Матери (в Храмах Киева и Кракова)

3. И собственно икона Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах.

Аналогию с III арканом Таро – Императрицей я уже проводила. Вероятно, что Луна на карте Императрицы символизирует женское начало, на которую она (Императрица) и опирается левой же (женской) ногой.

Вот классическое изображение III аркана Таро – Императрицы, попирающей левой ногой Луну (из предыдущего поста).

В продолжение темы Луны у меня возник ещё один закономерный вопрос А вот что означает Луна (полумесяц) на православном кресте?

В сети нашла несколько версий:

1) Мусульманская. Луна под Крестом, как символ победы Православия над Мусульманством в период татаро-монгольских нашествий.

Данный вариант не выдерживает никакой критики. Во-первых, татаро-монголы не представляли собой единый народ, не было у них и единой религии. Чингисхан, например, верил в Высшее Небесное Существо, а ислам получил своё распространение лишь при хане Узбеке. Кроме того – татаро-монголы отличались значительной веротерпимостью, потому вопросы религий не были основными.

Кроме того, крест с полумесяцем возник задолго до монголо-татарского нашествия. Такой крест стоит на куполе Дмитриевского собора во Владимире (XII век) например.

2) Языческая. Луна с Крестом как традиционная солярно-лунарная символика, где Крест символ Солнца (вспомнить свастику), символ Мужского начала, а полумесяц – соответственно символ Луны, символ Женского начала. Их сочетание. Только что они делают на куполе православных храмов? На этот вопрос отвечает третья версия.

3) Христианская. Очень многие символы и ритуалы христианской церкви являются не вновь введенными (придуманными церковью), а лишь «воцерковленными» символами предыдущих «верований», наделёнными новыми смыслами и значениями. Эту ситуацию мы и имеем в контексте Креста с полумесяцем, где Крест становится символом Христа, а месяц – символом Богоматери.

Интересно в этой связи, почему купола церкви венчают символ Христа и Богоматери, а не, например, символ Троицы (Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух)? Было бы ведь логичнее?

Может есть какие ещё версии?

Наиболее полной и интересной статьёй по данной теме была статья Б.А. Успенского «Солярно-лунарная символика в облике русского храма».

Кресты на церкви

Человечество всегда желает получить четкие и однозначные ответы на далеко неоднозначные вопросы. И, наверное, одна из самых сложных сфер познания, где сложно добиться безусловной конкретики ответов, это религия и религиозный символизм.

Что мы знаем о купольном кресте с полумесяцем? Что означает этот символ и отличается ли от традиционного купольного креста? Попробуем разобраться.

Крест, как символ присутствовал во многих культурах задолго до появления христианства. Например у язычников, крест был символом Солнца, что близко к христианской трактовке креста, как Солнца истины (в дополнение к олицетворению Спасения, после распятия Иисуса Христа). Поэтому, можно трактовать крест с полумесяцем , как победу Солнца над Луной, т.е. Света над Тьмой или Дня над Ночью. Некоторые же ученые считают, что полумесяц символизирует дракона (змия), побежденного Солнцем Истины.

Есть версия, что полумесяц у основания купольного креста являет собой ладью, лодку, где корабль-Крест является парусом. Сам корабль символизирует Церковь, которая плывет к Спасению. В этом случае имеет место как бы двойной символизм – ведь получается, что только находясь в этой лодке-ладье под сенью паруса Святой Церкви можно обрести Спасение в Царстве Божьем.

А ещё говорят, что полумесяц – это колыбель Христианства, купель для крещения. Здесь усматривается явственное сравнение с Вифлеемской люлькой-яслями, в которой нашли младенца Иисуса. Таким образом, Крест опирается и, одновременно, произрастает из Иисусовой колыбели. Эта версия перекликается с версией о «якоре Веры», ведь в тяжелые моменты жизни обращение и упование на Господа и институт Церкви , как некий мост между людьми и Богом, является единственным якорем Надежды утлого челна человеческой жизни.

На самом же деле полумесяц, так называемая цата , символизировала царскую власть ещё со времен Византии, а крест с цатой, венчающий храмовый купол напоминает о том, что этот Дом принадлежит Царю Царей. Этот символ можно встретить и на иконах святых – Николая Чудотворца, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы и других.

Бытует мнение, что крест с полумесяцем в основании символизирует возвышение христианства над мусульманством, такое себе, попрание крестом полумесяца. На самом деле, это не так. Полумесяц стал символом мусульманского вероисповедания лишь в середине минувшего тысячелетия, а изображение креста с полумесяцем на стене известного монастыря Святой Екатерины в Синае относится к VI веку. Так что ни о каком возвышении христианства над мусульманской религией речь не ведется.

Просмотров