Азотная кислота латынь. Тема: Химическая номенклатура на латинском языке

Сестринское дело — это наука и искусство, которое комплексно охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента, так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание и семьи, и общества, и индивида (Всемирная Организация Здравоохранения, 1944).
Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность (Международный Совет медицинских сестер, 1987).
Сестринское дело — неотъемлемая составная часть системы здравоохранения, являющаяся многогранной медико-санитарной дисциплиной. Сестринское дело имеет медико-социальное значение, так как призвано поддерживать, укреплять и охранять здоровье населения, оказывать помощь страждущим и проводить реабилитацию пациентов.
Философия сестринского дела является частью общей философии и определяет:
1) основные этические обязанности специалистов по обслуживанию человека и общества;
2) цели, к которым стремится профессионал;
3) моральные качества добродетели и навыки, ожидаемые от практикующих специалистов.
Основным принципом философии сестринского дела является уважение жизни, достоинств и прав человека. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребность общества и отдельных пациентов в охране здоровья. Сестринское дело не имеет ограничений по расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.
Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь больному, медицинская сестра должна стремиться создать атмосферу уважительного отношения к его духовным ценностям, обычаям и убеждениям. Медицинская сестра сохраняет конфиденциальность, оберегает полученную информацию в интересах пациента, если эта информация, не противоречит его здоровью и здоровью членов общества.
Большинство теорий сестринского дела создано в США. Это объясняется тем, что именно там впервые было введено высшее образование для медицинских сестер, обеспечившее проведение научных исследований в сестринском деле. Теории и научные публикации по вопросам сестринского дела в других странах, в том числе и в европейских, в значительной мере основываются на американском опыте, так как первые медицинские сестры, начавшие исследования в сестринском деле, получили образование в университетах США.
Понятие «теория сестринского дела», как и само «сестринское дело», имеет много определений. Ряд исследователей считает, что теория есть упрощенное отражение реальных явлений, происходящих в обыденной жизни. Другими авторами подчеркивается, что теория — это систематизированное описание или объяснение одного или нескольких явлений.
Применительно к теориям сестринского дела можно считать, что их возникновение во многом объясняется стремлением авторов теорий систематизировать сестринскую деятельность, объяснить наиболее важные феномены сестринского дела, описать что есть сестринское дело и каким оно должно быть, а также разъяснить, чем оно принципиально отличается от других профессий. Современные исследователи рассматривают работы Найтингейл в качестве первой теоретической концептуальной модели сестринского дела.
Некоторые разработчики теорий, расценивавшие сестринское дело как практическую прикладную дисциплину, считали, что теории должны направлять сестринскую деятельность, помогать объяснять типичные ситуации, связанные с уходом, предоставлять необходимую медицинскую информацию, особенно в части выбора стратегии и тактики действий.
Одновременно признавалась необходимость развития сестринского дела как научной дисциплины, а это означало, что теории сестринского дела должны были иметь четкую структуру, однозначно понимаемый терминологический аппарат, ясно очерченные предположительные связи между элементами, философию сестринского дела. Иными словами, создаваемые теории должны были базироваться на научных методах исследования, использовать только объективную информацию.
Однако по мере того как теоретики и практики совместно осмысливали и развивали теорию, этот разрыв уменьшался, и сейчас за рубежом сложилось устойчивое мнение, что любая теория, обосновывающая практические или теоретические положения, способствует формированию основы для практической деятельности медицинской сестры.
В результате дискуссий назначение любой теории зарубежные исследовательницы сестринского дела сформулировали, используя следующие научные термины:
. описательная;
. разъясняющая;
. прогнозирующая (предвидящая);
. контролирующая (предписывающая);
. нормативная.

В описательных теориях содержится описание какой-либо области исследования. Эта область может ограничиваться одним или несколькими явлениями. Теории, которые не просто описывают одно или несколько явлений, а объясняют, почему данные явления таковы, каковы они есть, называются разъясняющими. Теория называется прогнозирующей или предвидящей, если она определяет, каким образом можно предвидеть изменение ситуации в данной области. Обозначение «контролирующая» применяется в отношении теорий, которые указывают, что нужно делать, чтобы изменить ситуацию в нужном направлении. Нормативные теории, как правило, практические, дают конкретные рекомендации, методики как этого добиться. Структурными компонентами таких теорий являются:
. основополагающие морально-этические ценности;
. методики (описание процедур и манипуляций);
. типичные ситуации (условия практической деятельности). Помимо вышеуказанных основных назначений теорий сестринского дела зарубежные авторы выделяли степень абстрактности теории и «границы теории».
Под степенью абстрактности подразумевается та дистанция, которая существует между практической реальностью и описанием ее в терминах той или иной теории. Если перед нами очень отвлеченная теория, то требуется ряд усилий, чтобы понять, каким образом эти понятия связаны с практической деятельностью медицинской сестры, тогда данная теория имеет высокую степень абстрактности. Теория с низкой степенью абстрактности требует гораздо меньше усилий, чтобы соотнести ее с теми элементами действительности, которые она истолковывает, и, как правило, ее методики возможны для применения в практическом здравоохранении.
Понятие «границы теории» связано с тем, какую часть области сестринского дела та или иная теория охватывает. С этой позиции теории бывают глобальные, промежуточные и ограниченные.
Глобальные теории — это такие теории, которые являются масштабными, всеобъемлющими и хорошо разработанными. В них описывается несколько, но крупных явлений. Примером могут служить теории В. Хендерсон (V. Henderson), Д. Орем (D. Огет), К. Рой (С. Roy). Авторы данных теорий не ограничивали свои подходы к уходу за пациентом в определенной области сестринского дела. Другими словами, практическое применение данных теорий возможно в любых организациях, при любых заболеваниях и разной степени состояния пациента.
Промежуточные теории охватывают меньшую область сестринского дела, и здесь все понятия более четко разграничены между собой. Примером может служить группа теорий, которые посвящены деятельности медицинских сестер с различной конкретной специализацией, например, в психиатрии как в теории X. Пеплау(X. Peplau).
Ограниченные или «узкие» теории — это те теории, которые описывают только одно или несколько явлений. Зато эти явления и взаимоотношения между ними описаны детально. Примером ограниченной теории может служить теория, которая описывает влияние применения стероидов на кожные высыпания, сопровождающиеся зудом.
Одной из наиболее активно обсуждаемых проблем является проблема развития теорий. Очень многие аспекты данной проблемы считаются спорными. Следует отметить, что, обсуждая научные подходы, их различают как по методу, так и по фундаментальному базовому знанию. В связи с этим можно говорить о двух подходах к исследованию, а именно дедуктивном и индуктивном.
При дедуктивном методе исследователь идет от общего к частному от каких-то первоначальных предпосылок и с помощью логических умозаключений приходит к выводам, которые следуют из этих посылок. Чаще всего эти исходные предпосылки заимствованы из других теорий сестринского дела или вообще из других научных областей.
При индуктивном методе исследователь исходит из конкретных наблюдений, и путем анализа и синтеза формулируются выводы. Исследователь исходит из наблюдаемых явлений, выбранных им в качестве типичных (т.е. исследователь идет от частного к общему).
Интересным моментом в развитии теоретических подходов к сестринскому делу является изучение вопроса о количестве самих теорий. Особенно остро этот вопрос обсуждался в 1960-1970 гг. Сторонники существования одной теории приводили следующие аргументы:
. развитие сестринского дела как научной дисциплины возможно только при наличии одной теории;
. одна теория будет способствовать созданию единого профессионального «языка» в сестринском сообществе, однозначной трактовке терминов, понятий, феноменов сестринского дела.
В пользу существования множества теорий назывались следующие контраргументы:
. в настоящее время существует множество теорий сестринского дела, внесших определенный вклад в его развитие;
. ни одна из созданных теорий не охватывает в равной степени все области сестринского дела;
. выбрать из существующих теорий одну — значит уменьшить значение других.
В России с теориями сестринского дела познакомились лишь в 1990-х гг., когда началось реформирование отечественного здравоохранения и были введены программы подготовки медицинских сестер повышенного уровня.
Для развития отечественного сестринского дела сегодня является важным использование в практической деятельности уже существующих теорий сестринского дела, позволяющих с научной позиции улучшить сестринскую практику. Поэтому в качестве основополагающего понятия теории сестринского дела взято определение М. Киркеволд (M. Kirkevold): теория сестринского дело — это письменное изложение того, что представляет собой сестринское дело в целом или определенная его область.
Таким образом, теория играет важную роль в развитии сестринского дела, направляя и объединяя образование, научные исследования и практическую деятельность. Она способствует также формированию профессионального сознания и укреплению связей между медицинскими сестрами, работающими в различных областях.
Учитывая значительный объем информации, касающийся развития сестринского дела в зарубежных странах, и необходимость его осмысления для дальнейшего анализа, далее приводится хронологическое описание важнейших этапов развития теорий сестринского дела в зарубежных странах, на основе обзора, выполненного А. Мелеиз (A. Meleis) в 1991 г. Эти этапы приводятся в табл. 1 и более подробно рассматриваются ниже.
Таблица 1.
Периодизация и хронология основных этапов развития теорий сестринского дела

Период Продолжительность Характеристика периодов
1 до 1955 г. От принципов Флоренс Найтингейл до фундаментальных исследований в области сестринского дела
II 1955-1970 гг. Бурное развитие теорий сестринского дела
III 1971-1975 гг. Формирование структур теории, терминологии. Развитие теорий — цель научных сестринских исследований
IV 1976-1980 гг. Период осмысления, возрастание роли практики.
V 1981-1990 гг. Стремление к систематизации, обоснование теорий и развитие профессиональной терминологии
VI 1991 г. — по наст, время Развитие доказательной сестринской практики

Период I: до 1955 г От принципов Флоренс Найтингейл до фундаментальных исследований в области сестринского дела.

В этот период накопление знаний о сестринском деле и их распространение носило бессистемный характер. Большую часть знаний медицинские сестры приобретали в больницах, при которых существовали учебные заведения, а потом совершенствовали эти знания на практике.
Такое положение дел, наряду с нехваткой сестринских кадров и низким уровнем преподавания, не устраивало профессиональное сообщество. Американское правительство после серии рабочих совещаний, проверок деятельности больниц приняло специальное постановление об улучшении системы образования, перенеся процесс подготовки преподавателей и администраторов сестринского дела в университеты. Первые школы и колледжи при университетах появились в США на рубеже XIX-XX вв. Более широко университетское образование для медицинских сестер и педагогов стало развиваться в 1950-х гг. Важнейшей задачей было определение содержания сестринского образования, и решение этой проблемы послужило толчком для появления первых теорий сестринского дела.

Период 2: 1955-1970. Бурное развитие теории сестринского дела.

В эти годы, благодаря начавшейся подготовке медицинских сестер в университетах, сестринское дело активно развивается. Медицинские сестры, работающие в больницах, выполняли все больший объем работы, что способствовало росту их профессионального статуса.
Естественным следствием этого стало растущее недовольство врачей, считавших, что медицинские сестры выполняют врачебные функции. Врачи начали контролировать деятельность медицинских сестер. В ответ на этот контроль и растущее недоверие к компетентности сестер лидеры сестринского дела пытаются создать теории, которые бы описывали, что входит в обязанности медицинской сестры и за что она несет ответственность.
К ранним концептуальным теориям этого периода относится теория Хильдегард Пеплау (Hildegard Peplau, 1952), ставшая впоследствии моделью сестринской практики в психиатрии. Сестринское дело Пеплау представляла в виде сложного процесса межличностного и терапевтического взаимодействия между сестрой и пациентом, где сестра выступает в роли помощника, советчика и опекуна для пациента, а процесс их межличностного взаимодействия включает ряд последовательных этапов: ориентацию, идентификацию, объяснение и решение.
Наибольшую известность и популярность среди сестер в данный период получила теория Вирджинии Хендерсон (Virginia Henderson, 1955), основанная на удовлетворении 14 базовых потребностей пациента. Она отмечала, что «уникальная задача сестры в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний. Помощь, оказываемая пациенту сестрой, должна способствовать обретению им в кратчайшие сроки полной независимости».
В 1961 г. Американская Ассоциация медицинских сестер опубликовала официальный документ, в котором определила сестринскую деятельность как самостоятельную профессию. В качестве одной из важнейших целей развития профессии было выдвинуто создание теорий сестринского дела.
Новая группа теорий (Orlando, 1961; Wiedenbach, 1964; Travelbee, 1966) строилась уже не на основе теории потребностей, а на взаимодействии медицинской сестры с пациентом. Эти теории описывают, что характеризует хорошие и конструктивные отношения между сестрой и пациентом. Они оказали большое влияние на преподавание сестринского дела, выдвинув на первый план межличностный аспект сестринского дела и определив уход за больным, как процесс, позволяющий медицинской сестре целенаправленно выявлять осознаваемые потребности больного и рассматривать процесс лечения в перспективе и динамике.

Период 3: 1971-1975. Формирование структур теории, терминологии. Развитие теорий — цель научных исследований.

В начале 1970-х гг. было признано необходимым создание теории с четко выраженными структурными признаками. В США опубликован ряд статей, авторы которых наметили подходы к формированию приемлемых теорий сестринского дела. Это были критерии и характеристики, заимствованные из других областей знаний. Они определили необходимые составные части теорий сестринского дела, пути их практическою применения. Были сформулированы рекомендации по анализу и оценке теорий. Признание получили следующие критерии: объективность, эмпирическая достоверность, возможность применения количественных показателей, надежность, клиническая пригодность, гласность, коллегиальность и пр. Также в это время обсуждались следующие вопросы:
. нужна ли теория сестринского дела и если да, то почему;
. какая именно нужна теория;
. что должно характеризовать эту теорию;
. сестринское дело — это фундаментальная или прикладная наука.
Были определены две базовые точки зрения относительно дальнейшего развития сестринского дела. Представители первой из них полагали, что теория сестринского дела в первую очередь должна быть ориентирована на практическую деятельность с целью ее улучшения. Другая часть исследователей придавала большее значение естественнонаучному фундаменту теорий, и для них приоритетным было, чтобы теория сестринского дела отвечала научным критериям, принятым в других областях знаний, таких как психология, социология, биология ит.д. Смысл дискуссии состоял в том, чтобы проанализировать, какой тип научного знания может стать фундаментом сестринского дела. Было аргументировано доказано, что для того чтобы сестринское дело могло считаться самостоятельной профессией и наукой, оно должно отвечать тем же научным критериям, что и другие научные дисциплины.
В 1973 г. Американская ассоциация медсестер (ANA) опубликовала Стандарты сестринской практики, где значительная роль отводилась сестринским диагнозам. В этом же году в США состоялась первая конференция по классификации сестринских диагнозов, а двумя годами позже — вторая.
В это время появилось много солидных и влиятельных теорий, авторами которых явились: Каллиста Рой (Callista Roy, 1970), Марта Элизабет Роджерс (Marta E. Rogerc, 1970), Имогин Кинг (Imogene King, 1971), Д. Орем (D. Огет, 1971) и др.

Период 4. 1976-1980 гг. Период осмысления. Возрастание роли практики.

В конце 1970-х гг. американские преподаватели сестринского дела приобрели некоторый опыт работы с теориями сестринского дела, принимая участие в дискуссиях и используя теории или модели сестринского дела в преподавании. Новое поколение медицинских сестер, знакомясь с теориями в процессе обучения, работая в практическом здравоохранении, пыталось внедрить их в свою деятельность. Научное осмысление существующих теорий позволило выделить основополагающие для сестринской профессии понятия: личность, окружающая среда, здоровье, сестринское дело. В 1978 г. Д. Фоссет (J.Fawcett) объединила их в единое понятие «метапарадигма».
Были также определены вопросы, которые входят в сферу компетенции сестринского дела как научной дисциплины:
. какие факторы влияют на жизненные процессы, функции и благополучие человека;
. каковы типы поведения человека по отношению к окружающим в критических ситуациях;
. какие факторы могут оказывать влияние на состояние здоровья.

Период 5. 1981-1990 гг. Стремление к систематизации, обоснование теорий и развитие профессиональной терминологии.

Дискуссии по поводу того, нужны ли теории в сестринском деле, прекратились. На сестринское дело стали смотреть как на самостоятельную научную дисциплину. В этот период вышло несколько книг, в которых различные теории сравнивались межу собой. Были сделаны попытки внедрить теории в научные разработки и практику, а также соединить результаты различных исследований в единой теории.
Теперь на передний план выступили вопросы:
. что нам дали возникшие теории сестринского дела;
. как теория может использоваться в практике.
В середине 1980-х гг. большинство исследователей пришли к общему выводу, что теория сестринского дела является важным инструментом в научной работе и практической деятельности.
Эти годы были отмечены ростом интереса к серьезному обсуждению научно-философских проблем. Был проделан глубокий анализ различных философских направлений для поиска ответов на фундаментальные вопросы, связанные с развитием теорий в сестринском деле.
Внимание привлекли и онтологические проблемы: что такое человек, каково его происхождение и развитие, как он воспринимает действительность.
Еще одна особенность, характеризующая развитие сестринского дела в конце 1980-х гг. — это интерес к сестринскому процессу и сестринским диагнозам среди медицинских сестер многих стран мира.
В данном периоде деятельность медицинских сестер была определена как научно обоснованная методология сестринского ухода в процессе предоставления помощи пациентам. В большинстве сестринских школ новую концепцию деятельности медицинских сестер включили в содержание учебных программ. В отдельных штатах, например, Канзас, Нью-Йорк, постановка сестринского диагноза была определена Законами о практической профессиональной деятельности медицинских сестер как юридической обязанности профессиональной медицинской сестры.

Период 6. 1991 г. — по настоящее время. Развитие доказательной сестринской практики.

После 1991 г. в США была продолжена дальнейшая систематизация и унификация профессионального сестринского языка и практики. К наиболее успешным результатам этой работы можно отнести созданные в Северной Америке Классификацию сестринских диагнозов (NANDA), Классификацию сестринских вмешательств (NIC) и Классификацию сестринских результатов (NOC).
Доказательная сестринская практика своим появлением во многом обязана концепции доказательной медицины (ДМ), которая была предложена клиническими эпидемиологами из Канадского университета Мак-Мастера (McMaster University), г. Онтарио. Авторы ДМ предлагали врачам и другим специалистам проводить систематический поиск и анализ достоверных фактом в медицинской литературе и использовать полученную информацию для принятия решения об оказании медицинской помощи, Доказательная сестринская практика может быть представлена следующим алгоритмом действий:
. формулирование вопроса, на которой может быть получен ответ, и оценка ситуации, в которой находится пациент;
. систематический поиск доказательств, полученных в научных исследованиях, которые могут быть использованы для ответа на поставленный вопрос;
. интеграция доказательств, полученных в исследованиях, с другой информацией, которая может повлиять на решение проблем пациента: клинический опыт медицинской сестры, предпочтения пациента в отношении альтернативных форм помощи, доступность ресурсов;
. принятие решения об оказании доказательной сестринской помощи;
. оценка результатов принятого решения.
Следует отметить, что в настоящее время объем статей, посвященных различным аспектам деятельности медицинских сестер, значительно уступает количеству публикаций по клиническим вопросам. При этом, начиная с первой четверти XX в., исследования по сестринскому делу проводятся в различных странах мира, и к текущему моменту они представляют значительные объемы литературы, которым вполне применимы технологии поиска, оценки степени надежности представленных доказательств, обобщения результатов, используемых в доказательной медицине.

СБОРНИК

Заданий в тестовой форме

Для промежуточной аттестации по профессиональному модулю «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»


Сборник заданий в тестовой форме для промежуточной аттестации по профессиональному модулю «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» / издание первое. – Казань, КМК. 2012 – 60 с.


Введение

Тестовые задания МДК 01 4

Тестовые задания МДК02 9

Тестовые задания МДК 03 18


ВВЕДЕНИЕ

Критерии оценок тестового контроля

Задания в тестовой форме по безопасности - 100% правильных ответов.

По другим разделам:

5 "отлично" - 91-100% правильных ответов из 170 тестов.

4 "хорошо" - 81-90% правильных ответов из 170 тестов.

3 "удовлетворительно" - 71-80% правильных ответов из 170 тестов.

2 "неудовлетворительно" - 70% и менее правильных ответов из 170 тестов.

Задания составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело», 060102 «Акушерское дело», 060101 «Лечебное дело».
МДК 01. Теория и практика сестринского дела

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Программный документ "Философия сестринского дела в России" был принят в

а) Каменецк-Подольске, январь 1995 г.

б) Москве, октябрь 1993 г.

в) Санкт-Петербурге, май 1991 г.

г) + Голицыно, август 1993 г.

2. Физиологическая проблема пациента

а) одиночество

б) риск суицидальной попытки

в) беспокойство по поводу потери работы

г) + нарушение сна

3. Цель сестринского процесса

а) диагностика и лечение заболевания

б) + обеспечение приемлемого качества жизни в период болезни

в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода

г) активное сотрудничество с пациентом

4. Предмет изучения биоэтики

а) + моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми

б) профессиональный долг медицинской сестры

в) история сестринского дела

г) профессиональные знания и умения медицинской сестры

5. Первый уровень в пирамиде человеческих ценностей (потребностей)

психолога А.Маслоу

а) принадлежность

б) + физиологические потребности

в) достижение успеха

г) безопасность

6. К физиологической потребности, согласно иерархии А.Маслоу,

относится

а) уважение

б) знание

в) + дыхание

г) общение

7. Страх смерти является проблемой

а) + психологической

б) физической

в) социальной

г) духовной

8. Количество уровней в иерархии основных жизненно важных

потребностей, по А.Маслоу

а) четырнадцать


б) десять

9. Вершиной иерархии потребностей человека, по А. Маслоу, является

а) социальная потребность

б) потребность в самоуважении и уважении окружающих

в) + потребность в самореализации личности

г) потребность в безопасности

10. Первым теоретиком сестринского дела является

а) Ю. Вревская

б) Е. Бакунина

в) Д. Севастопольская

г) + Ф. Найтингейл

11. Понятие жизненно важная потребность человека означает

а) способность функционировать независимо

б) + дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека

в) любое осознанное желание

г) потребность человека в самоактуализации

а) Бакунина Екатерина Михайловна

б) Пирогов Николай Иванович

в) Флоренс Найтингейл

г) + Вирджиния Хендерсон

13. Цели сестринского ухода бывают

а) + краткосрочными

б) общими

в) личными

г) не конкретными

14. Количество этапов сестринского процесса

15. Третий этап сестринского процесса включает

а) + планирование объема сестринских вмешательств

б) срочное оказание неотложной помощи

в) выявление проблем пациента

г) сбор информации

16. Второй этап сестринского процесса включает

а) планирование объема сестринских вмешательств

б) + выявление проблем пациента

в) сбор информации о пациенте

г) определение целей сестринского ухода

17. Слово "диагнозиз" в переводе с греческого языка означает

а) болезнь

б) признак

в) состояние

г) + распознавание

18. К вербальному относят общение с помощью

а) мимики

б) + слова

г) взгляда

19. Пример независимого сестринского вмешательства

а) использование газоотводной трубки

б) + организация взаимопомощи в семье пациента

в) назначение горчичников

г) назначение лечебного стола и режима двигательной активности

20. Сестринский диагноз (проблемы пациента)

а) + недержание мочи

б) ангина

в) цианоз

а) + Доротея Орем

б) Юлия Вревская

в) Абрахам Маслоу

г) Николай Пирогов

22. Проблема задержка стула

а) второстепенная

б) потенциальная

в) эмоциональная

г) + физиологическая

23. Социальные потребности пациента

в) + признание

24. Первый этап сестринского процесса включает

а) прогнозирование результатов ухода

б) + беседу с родственниками пациента

в) определение существующих и потенциальных проблем пациента

г) профилактику осложнений

25. Определение сестринской проблемы

а) выявление клинического синдрома

б) выявление конкретного заболевания

в) выявление причины заболевания

г) + описание проблем пациента, связанных с реакциями на заболевание

26. К субъективному методу сестринского обследования относится

а) определение отеков

б) + расспрос пациента

в) измерение артериального давления

г) знакомство с данными медицинской карты

27. Сестринская проблема

а) + может изменяться в течение суток

б) не отличается от врачебного

в) определяет болезнь

г) имеет цель вылечить

28. Специализированное учреждение для оказания паллиативной помощи

а) + хоспис

б) поликлиника

в) медсанчасть

г) станция скорой помощи

29. Понятие сестринского диагноза впервые появилось

а) в Японии

б) в Соединенных Штатах Америки

в) в России

г) + в Англии

30. Иерархию основных человеческих потребностей предложил американский

психолог

б) + Маслоу

31. Выберите из предложенного перечня сестринскую проблему

а) нарушено удовлетворение потребности в безопасности

б) персонал избегает контактов с пациентом

в) сердечная недостаточность

г) + дефицит знаний по уходу за стомой

32. Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства

а) у пациента не будет одышки

б) пациент получит достаточно жидкости

в) пациент бросит курить после беседы с сестрой

г) + пациент будет уметь одеваться самостоятельно к концу недели

33. На первом этапе сестринского процесса требуется

а) + умение проводить беседу с пациентом и его родственниками

б) согласие лечащего врача

в) согласие старшей медсестры

г) согласие заведующего отделением

34. Четвертый этап сестринского процесса включает

а) сбор информации о пациенте

б) + выполнение сестринских вмешательств

в) определение целей ухода

г) выявление проблем пациента

35. Пятый этап сестринского процесса – это

а) составление плана сестринской помощи

б) сбор информации о пациенте

в) + оценка эффективности действий, причин ошибок и осложнений

г) определение нарушенных потребностей, существующих и потенциальных

проблем человека в связи со здоровьем

36. Классификация сестринских диагнозов (проблем пациента)

а) краткосрочные и долгосрочные

б) + настоящие и потенциальные

г) технические, духовные, социальные

37. Сестринское вмешательство может быть

а) взаимосвязанным

б) + взаимозависимым

в) взаимным

г) взаимодейственным

38. Пятый этап сестринского процесса – оценка эффективности

а) + сестринского ухода

б) беседы с пациентом

в) манипуляции

г) профилактики заболевания

39. Своеобразный протокол самостоятельной профессиональной деятельности

медсестры отражается при заполнении

а) + карты сестринских наблюдений за пациентом

б) медицинской карты стационарного больного

в) статистической карты

г) листа назначений

40. "Международный день медсестры" отмечают

41. Метод организации и оказания сестринской помощи определяет

а) сестринское вмешательство

б) + сестринский процесс

в) сестринские потребности

г) сестринский уход

42. Тип общения, который положительно влияет на пациента

а) хирургический

б) + терапевтический

в) педиатрический

г) психологический

43. Медсестра, общаясь с плохо слышащим пациентом, воспользуется

а) специальной терминологией

б) устной речью

в) мимикой

г) + письменной речью

44. Медсестра, выполняя функцию преподавателя, должна уметь

а) измерить давление

б) выявить отеки

в) + эффективно общаться

г) обработать инструментарий

45. Основных потребностей человека насчитывается

а) десять

б) + четырнадцать

г) пятнадцать

46. К физиологической потребности относится потребность

б) работать

в) одеваться

г) общаться

47. К потребностям безопасности относится потребность

а) + двигаться

в) общаться

г) выделять

48. Потребность общаться принадлежит

а) первому уровню пирамиды

б) второму уровню пирамиды

в) + третьему уровню пирамиды

г) четвертому уровню пирамиды

49. Первый этап сестринского процесса включает

а) составление плана ухода

б) выявление проблем пациента

в) + сбор информации о пациенте

г) постановка целей

50. Сестринское обследование пациента является

а) зависимым

б) + независимым

в) взаимозависимым

г) взаимосвязанным

51. Проблемы, которые могут появиться у пациента в результате выполнения

сестринского ухода называются

а) настоящими

б) + потенциальными

в) приоритетными

г) долгосрочными

52. К приоритетной проблеме относится

а) + срочное оказание неотложной помощи

б) определение главного клинического синдрома

в) знакомство с данными медицинской карты

г) организация взаимопомощи в семье пациента

53. Цели сестринского ухода бывают

а) долголетними

б) долговечными

в) долгожданными

г) + долгосрочными

54. В обязанности медсестры входит

а) диагностика заболевания

б) назначение лечения

в) назначение санитарной обработки

г) + профилактика болезней и травм

55. «Вдовьи дома» в Петербурге были созданы в

а) 1776 году Екатериной II

б) 1715 году Пётром I

в) + 1803 году Марией Фёдоровной

56. Женщины, которые осуществляли уход за престарелыми и больными вдовами

а) повивальные бабки

б) + сердобольные вдовы

в) сёстры милосердия

57. Впервые больница для бедных была открыта в

а) + 1806 году в Москве на базе Вдовьего дома

б) 1776 году в Екатерининской больнице

в) 1715 году в военном госпитале

58. Обучающие курсы сердобольных вдов были созданы по указу

а) Елизаветы I

б) Екатерины II

а) Екатерина II

б) + Христофор фон Оппель

в) Мария Фёдоровна

60. Свято-Троицкая община сестёр милосердия была создана в

а) + 1844 году

б) 1873 году

в) 1901 году

61. В общину сестёр милосердия принимали женщин

а) + 18 – 40 лет, незамужних, грамотных

б) 18 – 20 лет, замужних, необразованных

в) 40 – 55 лет, вдов, не грамотных

62 «Отцом русского сестринского дела» в России признан

б) + Н.И.Пирогов

в) Христофор фон Опель

63. Впервые получила опыт оказания помощи раненым во время военных действий

а) Крестовоздвиженская община

б) + одесская община сердобольных сестёр

в) Никольская община сестёр милосердия

64. Отличительный знак сестёр милосердия в крымской войне

а) белый вышитый крест на одежде

б) + металлический крест на зелёной ленте

в) нательный деревянный крестик

65. Инициаторы организованной женской помощи больным и раненым во время крымской войны

а) Павел 1, Екатерина Бакунина

б) + княгиня Елена Павловна, Н.И.Пирогов

в) Николай 1, Мария Фёдоровна

66. Указ о создании Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия издал

а) + Николай 1

б) Александр 1

в) Павел 1

67. Разделить медсестёр на перевязочных, аптекаршей и хозяек предложил

а) Е.Бакунина

б) + Н.И.Пирогов

в) А.Стахович

68. Первой начальницей крестовоздвиженской общины сестёр милосердия была

а) + Александра Стахович

б) Екатерина Бакунина

в) Даша Севастопольская

69. Деятельность Екатерины Бакуниной после крымской войны

а) продолжала возглавлять Крестовоздвиженскую общину

б) + построила сельскую лечебницу для крестьян

в) работала операционной сестрой с Н.И.Пироговым

70. Государственная награда сёстёр после крымской войны -

а) крупное денежное пособие

б) + серебряная медаль

в) пожизненная пенсия

71. Развитие сестринского дела в России после крымской войны

а) сестринское дело развивалось за счёт пожертвований

б) сестринское дело перестало развиваться

в) + сестринское дело стало контролироваться государством

72. Международный договор о помощи раненым во время войн был заключён

а) в 1901 году в Вашингтоне

б) в 1854 году в Лондоне

в) + в 1864 году в Женеве

73. Первое название Российское общество красного креста

а) Российское общество красного креста и красного Полумесяца

б) + российское общество попечения о больных и раненых воинах

в) общество сестёр красного креста

74. Курсы, утвержденные в декабре 1919 года приказом Реввоенсовета

а) братьев и сестёр милосердия

б) сестёр милосердия

в) + красных сестёр и санитарок

75. Награда международного красного креста медсестрам за труд во время Великой Отечественной Войны -

а) медаль имени Е.Бакуниной

б) + медаль Флоренс Найтингейл

в) серебряная медаль «за храбрость»

76. I всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию состоялась

а) + в 1922 году в г. Москве

б) в 1941 году в г. Ленинграде

в) в 1916 году в г. Москве

77. Средние медицинские учебные заведения в России были сформированы

а) в 1914 году

б) в 1917 году

в) + в 1925 году

78. Реализация международного проекта «новые сёстры для новой России» началась

а) в 1983 году

б) в 1975 году

в) + в 1991 году

79. Основоположник общества красного креста

а) Н.И.Пирогов

б) + Анри Дюнан

Теория сестринского дела – комплексная дисциплина, призванная дать ответ на наиболее общие вопросы сестринской науки и практики. Она изучает историю и философию сестринского дела, его роль и место в медицине и жизни общества. Также теория сестринского дела исследует закономерности организации сестринской помощи и научных исследований в этой области, формулирует модели сестринского дела, права и обязанности сестер всех уровней положения и образования.


ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА Философия сестринского дела, в свою очередь, отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, формирование целостного взгляда на сестринское дело, на роль и место в нем сестринского персонала. В центре этой философии, этого мировоззрения - человек, больной, здоровый или умирающий. Человек, обладающий биологическими, психологическими, социальными и духовными потребностями. Человек, имеющий право на активную, гармоничную жизнь и развитие, на получение сестринских услуг, независимо от вероисповедания и социального положения. Эта философия основана на общечеловеческих 36 принципах этики и морали. Большое внимание здесь уделяется отношению медицинской сестры к пациенту как к человеку, к личности.


Философия сестринского дела устанавливает: этические обязанности медицинской сестры по обслуживанию пациентов (соблюдать конфиденциальность, уважать автономию пациента, говорить правду и т. д.); цели, к которым стремится медицинская сестра (независимость, здоровье, знания, умение и т. п.); моральные качества или добродетели (мудрость, сострадание, милосердие, терпение и т. д.)


НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринской помощи. Каждая из них содержит следующие основные положения: определение пациента, источник проблем пациента, приоритетная задача сестры, роль сестры, фокус вмешательства, способы вмешательства, ожидаемый результат




ОРГАНИЗАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА. По своим основным этапам врачебный и сестринский процесс весьма сходны: выслушивание жалоб пациента, обследование и исследования, постановка диагноза, сообщение его пациенту, выбор способа лечения, процесс лечения, дальнейшие рекомендации


Сестринский процесс это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».


Что дает для практики сестринский процесс? Сестринский процесс: во-первых, определяет конкретные потребности пациента в уходе. во-вторых, он способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме этого прогнозирует его последствия. в-третьих, сестринский процесс определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направленную на решение проблем пациента, связанных с болезнью. в-четвертых, с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства. и, самое главное, сестринский процесс гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.


Организационная структура сестринского процесса состоит из пяти основных этапов: 1. сестринское обследование пациента, 2. диагностирование его состояния (определение потребностей и выявление проблем), 3. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем), 4. выполнение плана необходимых сестринских вмешательств 5. оценка полученных результатов с их коррекцией в случае необходимости


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, сестринское дело - это самостоятельная профессия, значимость которой для пациентов и их окружения ставит ее вровень с профессией врача. Функции медицинской сестры значительно шире, чем простое выполнение врачебных назначений. Это: Осуществление сестринского ухода. Сюда относятся профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Данная функция эффективнее всего выполняется в рамках сестринского процесса. Обучение пациентов и сестринского персонала. Исполнение сестрой зависимой и независимой роли в бригаде медицинских работников. Развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности. Эта функция включает, в частности, участие в создании и разработке стандартных сестринских технологий. Теория сестринского дела является ключевой дисциплиной, позволяющей по-новому осмыслить профессию сестры в современном обществе.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Двойников С. И., Карасева Л. А., Пономарева Л. А. Теория сестринского дела. Самара. ГП Перспектива с. 2. Кодекс Международного Совета медицинских сестер. 3. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». М.: Родник, Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела./В 2 ч./ М.: Родник, Постановление II Всероссийского съезда средних медицинских работников. Москва октября 2004 г. 6. Приказ МЗ РФ 4 от 9 января 2001 г. «ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 7. Приказ МЗ РФ 354 от 8 декабря 1998 г. «О порядке рассмотрения и утверждения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении». 8. Приказ МЗ РФ 374 от 22 декабря 1998 г. «О введении классификатора "ПРОСТЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ". 9. Сестринское дело. Т.1. Под редакцией А. Ф. Краснова. Самара: ГП Перспектива, Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./Под общ. ред. профессора Г.М.Перфильевой.- М.:ГЭОТАР МЕД, с. 11. Харди И. Врач, сестра, больной. М.: Мед Этический кодекс медицинской сестры России. 13. Веаге Р.G. & Муеrs J.L. Рrinciples and practice of adult health nursing (2nd ed.)-Тоrоnto: Моsbу Patricia A. Potter, Anne G. Perry. Fundamentals of Nursing. Concepts, process and practice//2nd ed. - The C.V. Mosby Company. - ST.LOUIS, BALTIMORE, TORONTO, P.15

Лекции

Теоретических занятий

По учебной дисциплине

«Сестринское дело и манипуляционная техника»

Специальность 2-79 01 31 «Сестринское дело»

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПО УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ.

Раздел 1. История развития сестринского дела.

Тема: «Цели и задачи сестринского дела. История развития сестринского дела»

Сущность сестринского дела.

Профессия медицинской сестры очень трудна. К избравшим её предъявляются, как минимум, четыре вида требований: профессиональная компетенция, физическая выносливость, порядочность и постоянное совершенствование умений и знаний.

Профессиональная компетенция необходима для успешной работы. Постоянное совершенствование умений и знаний обеспечивает возможность общения с представителями других профессий. От медицинской сестры требуется порядочность, потому что она получает конфиденциальную информацию и от пациента, и от его семьи, имеет дело с множеством наркотических веществ, оценивает работу других медсестёр, участвует в принятии решений, сложных с этической точки зрения.

Что же такое сестринское дело? Что представляет собой профессия медицинской сестры?

Одним из «нестареющих» является определение профессии медицинской сестры, которое дала Верджиния Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор: «Медсестра – это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребёнку, источник знаний и уверенность для молодой матери,уста тех, кто слишком слаб или погружён в себя, чтобы говорить».

Понятие «сестринское дело» сравнительно недавно вошло в профессиональный лексикон. Всё больше привыкли к понятию «уход за больными» или «деятельность медсестры». Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988г.,когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина –основы сестринского дела. Однако точного определения понятия «сестринское дело» нет. Это обусловлено целым рядом факторов: географическое положение страны, окружающая обстановка, количество медицинских сестёр и их обязанности в данной местности.

История развития сестринского дела.

Самосовершенствование и совершенствование в профессии невозможно без опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего. Поэтому мы прежде всего остановимся на истории возникновения профессии медицинской сестры.

Общество во все времена высоко ценило и ценит здоровье и благополучие, потому что здоровые люди способны творить, защищать своих близких. Людям,которые могут облегчить страдания или исцелить, всегда отводилась важная роль, особенно во время войн и эпидемий. Между здоровьем, целительством и религией существовала связь, религиозные фигуры древности – жрецы, жрицы - считались наделёнными целительной силой. Для лечения использовались приготовленные по необходимым рецептам лекарства, различные процедуры, молитвы и обряды. Ещё в глубокой древности женщины нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными и инвалидами.


Начало организованного ухода за больными и ранеными было положено во время правления Петра I. В 1715г. им был издан указ,в котором шла речь о применении женского труда по уходу за больными детьми. Несколько позже по указу Петра I создаётся «медицинская коллегия» (канцелярия, которая для работы в госпиталях в 1728г. ввела штатную единицу для женщин по уходу за больными и ранеными). Но после смерти Петра Iвсе его начинания были прерваны практически на 100 лет. Только к концу XVIII в. Женский труд по уходу за больными начал применяться в гражданских больницах (Павловская больница).

Следующий шаг в развитии сестринского дела – появление службы «сердобольных вдов». В1807г. в Москве и Петербурге были открыты приюты для бедных вдов. В январе 1814г. в одном из таких приютов при Мариинской больнице 24 вдовы изъявили желание посвятить себя уходу за больными. В январе 1818г. в Москве был учреждён институт «сердобольных вдов». Большой вклад в подготовку персонала внёс главный врач Мариинской больницы Оппель, который издал учебник Руководство и правила, как ходить за больными,в пользу каждого сим делом занимающегося,а иначе для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших…». В нём подчёркивалось: «Без надлежащего ухода и самый искусный врач мало, или никакого даже, в восстановлении здоровья или отвращении смерти сделать не может».

В службу «сердобольных вдов» могли вступить обитательницы вдовьих домов и их незамужние дочери после долгих испытаний добродетелей. В книге Оппеля содержались требования, которые предъявлялись к испытуемым. Они должны были обладать трезвостью ума, верностью, человеколюбием, совестливостью, терпением, молчаливостью, опрятностью, отсутствием брезгливости. Если в этих качествах убеждались их наставники, то начиналась специальная подготовка сердобольных вдов.

Новый этап в развитии женской медицинской помощи - это появление в России общин милосердия. Первая община сестёр милосердия была организована в 1844г. в Петербурге, в дальнейшем (1873) она стала именоваться Свято-Троицкой общиной. Существовала община на средства благотворительных организаций. В неё принимались вдовы и девушки в возрасте от 20 до 40 лет. Сёстры милосердия обязаны были дежурить у больных на квартире, в больнице и помогать врачу на приёме больных, обслуживаемых общиной. Таким образом, женский труд стал применяться в больницах и госпиталях, однако для оказания помощи раненым женщин пока не привлекали.

В 1854г. (период Крымской войны) в Петербурге была создана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия для ухода за больными и ранеными. Устав Крестовоздвиженской общины был составлен Н.И.Пироговым. Главной целью общины была подготовка сестёр милосердия для ухода за больными и ранеными в военных госпиталях Крыма, где ощущалась острая нужда в медицинском персонале.

Вступившие в общину женщины в течение 2-3 месяцев проходили стажировку, а затем направлялись на фронт. Многие русские женщины оказывали помощь раненым на поле боя в условиях тяжёлой боевой обстановки. Среди них Даша Севастопольская, Екатерина Бакунина, Екатерина Хитрова, Варвара Щедрина и др. Н.И. Пирогов так характеризовал сестёр милосердия: «Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простая, богопочтительная женщина с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, а при том, она должна непременно сохранить чувствительное сердце». Вот характеристика условий, в которых сёстры милосердия оказывали помощь больным и раненым в крымских госпиталях.

Обстановка в крымских госпиталях была исключительно тяжёлой. Наступила осень, шли дожди, дороги стали трудно проходимыми. В госпиталях в суконных палатках становилось прохладно и сыро. Сёстры милосердия в солдатских сапогах, топая в грязи, обходили насквозь промокшие палатки, стоя порой на коленях, делали перевязки, раздавая чай, чтобы согреть промокших больных, лежавших на подстилках или просто на земле. Отмечались заболевания сыпным тифом, холерой, цингой, лихорадкой. В таких случаях сёстры оказывали свою посильную помощь. Все эти женщины были разные, но их роднила любовь к Отчизне, желание служить своему народу.

Международное признание получила жизнь и деятельность сестры милосердия англичанки ФлоренсНайтингейл. Она родилась во Флоренции в 1823г.,получила хорошее воспитание. С детства ей было свойственно обострённое чувство сострадания ко всем больным и несчастным. В возрасте 31 года, к моменту добровольной поездки в Крым на войну (1855), она уже посетила все госпитали в Лондоне и многие в Европе. В сложных условиях войны Найтингейл, возглавив отряд добровольных «сиделок», сумела организовать уход за ранеными, обеспечить снабжение их пищей, одеждой,книгами.

«Там, где болезнь является в самом сильном развитии, там, где рука смерти приближается к своей жертве, там можно встретить эту несравненную женщину. Её кроткое присутствие производит утешительное действие на больного, даже в последней его борьбе со смертью», - писали газеты того времени.

Ухаживая за больными в условиях повальных эпидемий, ФлоренсНайтингейл заболела лихорадкой, но по выздоровлении, несмотря на уговоры друзей возвратиться домой, осталась при госпитале. Большой вклад внесла она в дело обучения женщин, желающих посвятить себя уходу за больными. В работе «Как нужно ухаживать за больными» ею были развиты многие идеи по санитарии и гигиене лечебных учреждений,практике и лечению заболеваний, отражены вопросы медицинской деонтологии.

В 1860г. ФлоренсНайтингейл основала первую школу сестёр милосердия в Англии при больнице Святого Фомы. Она впервые отметила,что в сестринском деле есть две важные области: уход за здоровыми и уход за больными пациентами. Уход за здоровыми определялся как «поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезни». Уход за больными раскрывался ею как «способность помогать жить человеку, страдающему от болезни», не просто выжить, а жить как можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение. Она настаивала на том, что предотвратить болезнь легче, чем лечить. Эта точка зрения была предшественницей теорий микробиологов и психологов. ФлоренсНайтингейл впервые применила в здравоохранении научные методы и статистические исследования, сочетание решения проблем с профилактическими методами, такими, как соблюдение чистоты, здоровое питание,внимание к эмоциональному состоянию пациентов, соответствующее образование медицинских сестёр.

В знак благодарности за выдающиеся заслуги в области развития сестринского дела в 1912г. английским правительством были учреждены Международный фонд и медаль имени ФлоренсНайтингейл.

Во Флоренции, на родине Найтингейл, в старинном храме рядом с гробницами Данте и Микеланджело, в глубокой нише стоит изваяние женщины с лампой. У подножия его высечены слова: «Она была примером служения людям и прообразом международного милосердия, носителем которого позднее стал Красный Крест».

Ежегодно, 12 мая, в день рождения ФлоренсНайтингейл проводится награждение лучших медицинских сестёр во всём мире. В Беларуси этой высокой награды удостоены шесть медицинских сестёр: Мария Афанасьевна Горячук, г. Гомель (1983), Софья Адамовна Кунцевич, г. Минск (1981), Софья Васильевна Белухова, г. Гомель (1975), Екатерина Ефимовна Сиренко, г. Барановичи (1971), Евгения Максимовна Шевченко, г. Скидель (1967), Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко, г. Полоцк (1957). На обратной стороне медали выгравирована надпись: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».

После Крымской войны в России начали возникать многочисленные новые общины сестёр милосердия, они стали более широко привлекаться для ухода за ранеными в госпиталях. В 1867г. было организовано Общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879г. в Российское общество Красного Креста. Одной из задач этого общества была подготовка сестёр милосердия. В1868г.в Петербурге возникла Георгиевская община, одним из руководителей которой был выдающийся врач С.П.Боткин. Возникали и другие общины Красного Креста (в Петербурге, Москве, Харькове, Тифлисе и др.).

Кроме общин Красного Креста, сёстры милосердия готовились и монастырскими общинами, а также на курсах при больницах. В 1894г. Крестодвиженская община была передана в ведение Российского общества Красного Креста. Завоевала своим героическим трудом право ухаживать за больными и ранеными в Крымской войне, русские сёстры милосердия в дальнейшем принимали участие в русско-турецкой войне (1877-1878), русско-японской войне(1904-1905), первой мировой войне(1918-1920). Женский труд в медицине занимает подобающее ему место в лечении и уходе за ранеными и больными. Высокие моральные качества, служение, порой жертвенное, страдающим людям стали характерными для русских сестёр милосердия. На них воспитывались и воспитываются поколения медицинских сестёр. Многое для обеспечения медицинского образования женщин сделал сподвижник Н.И.Пирогова С.П. Боткин. По инициативе С.П.Боткина и М.А.Сеченовой- первой русской женщины – хирурга – в 1872г. был создан Комитет попечения о сёстрах милосердия и начат поиск средств на устройство приюта для престарелых медицинских сестёр.

К концу 1912г. в ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сёстрами милосердия. В соответствии с уставом в общину принимались только лица христианского вероисповедания. Сёстры не получали оплаты за свой труд, а обеспечивались от общины жильём, пищей, одеждой.

Вторая половина XIX в. характеризуется интенсивным открытием учебных заведений для подготовки средних медицинских кадров в Беларуси. Это были повивальные, фельдшерские, зубоврачебные школы, школы для подготовки сестёр милосердия.

В январе 1865г. было открыто первое в Беларуси среднее медицинское учебное заведение – Могилёвская повивальная школа. Инициатор её создания Н.М.Мандельштам – один из виднейших деятелей медицины Могилёвской губернии того времени. В октябре 1876г. была открыта повивальная школа на 20 человек в г. Гродно.

Кроме того, на территории Беларуси существовали школы при больницах Приказа общественного призрения: специальная школа сестёр милосердия в г. Минске(1890-1902) и фельдшерская школа в г. Витебске(1872-1875).

Медицинские школы открывались также некоторыми общественными организациями. Так, в Минске с декабря 1902 г. при Общине сестёр милосердия Красного Креста были открыты одногодичные курсы подготовки сестёр милосердия. С1904 по 1910 г. в Минске работала десятимесячная школа повивальных бабок при родильном приюте Минского отделения Российского общества защиты женщин.

Немалую роль в подготовке средних медицинских кадров играли частные медицинские школы. В 1907 и 1908 гг. в Минске были открыты две первые в Беларуси зубоврачебные школы. В 1909г. они слились в одну школу, обучение в которой длилось два с половиной года.

Развитие медицинских школ сопровождалось рядом преобразований. В 1869г. в паевое содержание Могилёвской повивальной школы вступила Витебская губерния, поэтому школа официально приобрела межгубернское значение.

В то время уставы медицинских школ отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872г. правительством был учреждён типовой устав фельдшерско-акушерских школ.

На курсах медицинских сестёр изучались латинский язык, физиология, хирургия и десмургия, гигиена, анатомия, внутренние болезни, уход и первоначальная помощь, фармакология и рецептура. Ежедневно теоретические занятия длились 2 ч., в остальное время учениц обучали уходу за больными в больницах и на дому.

В частной школе, чтобы получить звание акушерки второго разряда, необходимо было учиться 1год, акушерки первого разряда - 2 года, фельдшера – 3 года. Школа придерживалась утверждённой программы для фельдшерских школ.

Таким образом, в Беларуси в конце XIX - начале XX в. Имелось несколько видов учебных заведений, в которых готовились средние медицинские кадры. Широкая подготовка сестёр милосердия началась после Октябрьской революции. К сожалению, одним из первых мероприятий по усовершенствованию подготовки кадров медицинских сестёр были не только ликвидация общин сестёр милосердия, но и отмена наименования такой профессии. Теперь сёстры милосердия стали называться медицинскими сёстрами. В первые годы после окончания Гражданской войны разрушенная сеть медицинских учреждений восстанавливалась очень медленно, поэтому проблема медицинских кадров в это время была одной из важнейших и самых острых в здравоохранении.

Система среднего медицинского образования в 20-40-х годах неоднократно изменялась. В октябре 1922г. Главным управлением по профессиональному образованию была проведена I Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, которая определила систему подготовки средних медицинских кадров и типы средних медицинских учебных заведений в Беларуси.

В 1936-1937гг. в Беларуси произошла перестройка средней медицинской школы на единой основе. Число школ увеличилось с 6 в 1932г. до 33 в 1937г.

После присоединения Западной Беларуси в 1939г. были открыты медицинские школы в Гродно, Слониме, Барановичах, Пинске. К 1940г. в республике функционировало 35 средних медицинских школ: 4 фельдшерско-акушерские, 2 фельдшерские, 3 фармацевтические, 23 для медицинских сестёр, 2 для медицинских лаборантов и 1 зубоврачебная. Одновременно проводилась подготовка среднего медицинского персонала на курсах. К началу Великой Отечественной войны в Беларуси 15293 средних медицинских работника.

Героизм и самоотверженность проявили медицинские работники во время Великой Отечественной войны: 72,3% возвращённых в строй раненых и 90% больных - таков итог их труда. В действующей армии находились 500 тыс. средних медицинских работников. В период с 1941 по 1945г. организацией Красного Креста было подготовлено 300 тыс. медицинских сестёр, 500тыс. сандружинниц и 300 тыс. санитарок. Оказание помощи раненым на поле боя приравнивалось к ратному подвигу. Таких подвигов в годы Великой Отечественной войны было совершено медицинскими сёстрами бесчисленное множество.

В первые месяцы войны наши войска вынуждены были отступать под натиском превосходящих сил противника, неся большие потери. На медиков войскового звена, персонал немногочисленных госпиталей легли огромная нагрузка и ответственность. Люди работали, забывая об отдыхе, до изнеможения. С первых же дней войны 1000 врачей, фельдшеров, медицинских сестёр пришли в военкоматы с просьбой послать их в действующую армию, на фронт. В годы войны медицинская служба почти наполовину была представлена женщинами. Работая наравне с мужчинами, принимая на себя те же опасности и невзгоды, наши женщины не уступали им в храбрости и мужестве. Среди 44 медиков –Героев Советского Союза – 17 женщин. Нет таких слов, которые могли бы передать всё благородство того, что сделали в годы войны женщины – медики, как нет слов,достаточно полно передающих и глубину благодарности, которую испытывали воины к своим медицинским сёстрам. Среди них И.Н.Левченко (в бою за Крым вынесла из горящих танков 28 солдат и офицеров), В.С.Кащеева. Особого внимания заслуживает подвиг юной медицинской сестры Зинаиды Туснолобовой-Марченко, уроженки г. Полоцка. В начале войны она добровольно пошла на курсы медицинских сестёр и после их окончания была назначена санитарным инструктором стрелковой роты. За три дня боёв Зинаида оказала помощь 40 раненым бойцам и командирам. Её наградили орденом Красной Звезды и вскоре присвоили звание старшины медицинской роты. За время боёв Туснолобова-Марченко вынесла из-под огня 123 раненых бойца и командира.

Зимой 1943г. дороги войны привели Зину в Курскую область. В одном из боёв, оказывая помощь раненому командиру, она сама была тяжело ранена в обе ноги разрывными пулями. Около суток пролежала девушка, истекая кровью,на февральском морозе. Только на следующий день нашли её разведчики и отправили в госпиталь. Чтобы спасти жизнь, Зинаиде пришлось ампутировать руки иноги. Казалось, такая беда сломит её дух, но жизнь продолжалась.

Молодёжь одного из заводов г. Свердловска выпустила сверх плана 5 танков и написала на башнях: «За Зину Туснолобову». За неё мстили воины-однополчане. В 1957г. она была удостоена звания Героя Советского Союза, а Международный комитет Красного Креста наградил её медалью «ФлоренсНайтингейл».

Высокие награды,которыми были отмечены лучшие военные медики, явились признанием больших заслуг всего медицинского состава, признанием высокого героизма, проявленного медиками на полях сражений.

Маршал К.К.Рокосовский в своих мемуарах писал: «Поистине наши медики были тружениками-героями. Они делали всё, чтобы скорее поставить раненых на ноги, дать им возможность вернуться в строй. Нижайший поклон им за заботу и доброту».

Во время войны здравоохранению Беларуси был нанесён огромный ущерб. Сеть лечебных учреждений была разрушена на 80%, практически все медицинские школы уничтожены вместе с оборудованием.

С началом освобождения Беларуси от немецких захватчиков стали восстанавливаться и медицинские учреждения. В марте 1944г. начали функционировать медицинские школы в Могилёве, Мозыре, Гомеле. К декабрю 1944г. в Беларуси было восстановлено 22 средних медицинских учреждения. Медицинские школы не имели достаточного количества помещений, не хватало учебной литературы и учебных пособий.

В 1954-1955гг. медицинские школы Беларуси были преобразованы в медицинские училища.

В настоящее время в республике имеется 17 медицинских колледжей, 1колледж повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников и 10 филиалов повышения квалификации в медицинскихколледжах.

Подготовка среднего медперсонала ведётся по специальностям: фельдшерско-акушерское дело, санитария, гигиена, лабораторная диагностика, техника массажа (для слабовидящих и слепых), зубоврачебное дело, зуботехническое дело, сестринское дело. В лечебно – профилактических учреждениях медицинские сёстры могут работать палатными, процедурными, перевязочными, операционными медицинскими сёстрами и т. д.

Палатная медицинская сестра ведёт наблюдение за состоянием здоровья пациентов: общим видом, деятельностью сердца, органов дыхания и пищеварения; выполняет врачебные назначения. Когда медицинские сёстры специализируются по уходу за хирургическими больными, их называют хирургическими медицинскими сёстрами, работающих в операционной – операционными, в отделениях и кабинетах физиотерапии – физиотерапевтическими, ведающих вопросами диетического питания пациентов – сёстрами по диетпитанию, осуществляющих патронаж на дому – патронажными, работающих на участках в поликлинике – участковыми медицинскими сёстрами. В поликлинических учреждениях медицинские сёстры помогают врачу на приёме, выполняют различные медицинские процедуры по назначению участковых врачей у пациента на дому, ведут санитарно-просветительную работу среди населения. Работой медицинских сестёр руководит старшая медицинская сестра отделения.

Старшая медицинская сестра участвует в проведении утренних конференций, в обходах, организует сестринские посты, составляет график работы палатных медицинских сестёр в отделении, выписывает и получает из аптеки необходимые медикаменты, предметы ухода за пациентами в отделении, контролирует правильность хранения историй болезней организует приём пациентов в отделение и их выписку, составляет отчёт о работе отделения.

На медицинских сестёр детских воспитательных учреждений возлагаются уход за детьми, контроль за санитарным состоянием помещений и др.

Обязанности медицинских сестёр других лечебно-профилактических оздоровительных и санитарных учреждений определяются в зависимости от их профиля.

Медицинским сёстрам необходимо систематически повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования и специализации. В медицинских училищах организуются отделения повышения квалификации, в лечебно-профилактических учреждениях проводятся конференции, читаются лекции по различным разделам медицины. В целях повышения квалификации медицинских сестёр, освещения наиболее злободневных проблем медицины издаются специальные журналы: «Мир медицины» (учредитель - Ассоциация медицинских сестёр г. Минска), «Сестринское дело», «Медицинские знания» и др.

Лекция 3 Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела .

План:

1. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу.

2. Модели сестринского дела.

Потребность - это психологический или физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Существует несколько классификаций потребностей.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изоб­разил уровни потребностей человека в виде пирамиды (рис. 3-1). Эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент). В пира­миде физиологические потребности человека составляют фунда­мент (основу) его жизнедеятельности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факто­ров: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и спо­собностей самого человека. Прежде всего удовлетворяют потребно­сти низшего порядка, т.е. физиологические.

Первую ступень пирамиды (уровень выживания) Маслоу представляют физиологические потребности, без которых невозможна жизнь, и если человек не будет удовлетворять эти потребности, то умрет

Одной из основных физиологических потребностей является потребность дышать , которая удовлетворяется при участии системы органов дыхания, нарушение функции которых ведет к нарушению всех 14 жизненно важных потребностей организма человека.

Потребности есть, пить, выделять занимают особенно важное место, так как они обеспечивают постоянство уровня питательных веществ в крови. Пища является не только источником энергии, но и материалом для дальнейшего роста и развития. Выделение – единый биологический процесс, в котором наряду с ЖКТ принимают участие почки, легкие и сальные железы.

Вторую ступень пирамиды составляют потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность : защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Удовлетворение этих жизненных потребностей необходимо для гармоничного роста и развития в окружающей среде.

К третьей ступени пирамиды относятся потребности в принадлежности к обществу, ему необходимо иметь опору, быть принятым этим обществом. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность общаться .

Четвертую ступень пирамиды составляют потребности в достижении успеха на работе, в жизни, семье; стремление к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности представлены в потребности – иметь жизненные ценности .

Вершину пирамиды, пятую ступень (уровень самовыражения) составляют потребности в служении , обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребности: играть, учиться, работать.

Каждый человек должен стремиться к самовыражению. Единственный способ помочь ему в этом - это способствовать удовлетворению потребностей других четырех уровней. Абрахам Маслоу, размышляя об уровнях потребностей людей, называл самовыражения высоким из них. Когда люди удовлетворяют свою потребность в самовыражении, они верят, что делают то, что лучше всего умеют. Например, человек может считать, что он себя выразит, написав книгу, излечивая людей или животных, воспитывая детей или обеспечивая хороший уход за людьми. Поскольку каждый человек проявляет себя по-разному, опыт самовыражения людей будет разным. Проводя беседу со своими пациентами, медицинская сестра может помочь им, поощряя их к разговору о необходимости в самовыражении.

Зная уровни потребностей пациентов, медицинская сестра может лучше ухаживать за ними, понимать их.

Рассмотрев пирамиду в целом, видим, что пока человек не удовлетворит потребности, стоящие на нижних ступенях, не сможет удовлетворить более высшие психо-социальные потребности. Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия. Стоит запомнить, что основные потребности каждого человека одинаковы, и в определенный период времени некоторые потребности могут быть удовлетворены, а другие - нет. их побуждают условия существования человека в среде, постоянно меняется. Переход потребности в поступки и действия сопровождают эмоции. Эмоции - это индикатор потребностей. По удовлетворению потребностей они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Поэтому все потребности можно разделить на:

1) жизненные (потребность в жизни и обеспечении своей жизни);

2) социальные (потребность занять определенное место в обществе);

3) познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

Но, не смотря на то, что потребности у каждого человека одинаковы, способ их удовлетворения разный, называется он образом жизнии зависит от возраста человека, социокультурного окружения, экологии, знаний, желания и сил человека. Поэтому и состояние здоровья у всех нас разное.

В окружающей среде есть много факторов, отрицательно влияющих на образ жизни человека. Это факторы риска, которые делятся на 2 группы:

Генетические: пол, возраст, наследственность – устранить нельзя;

Выборочные: они могут быть, а могут отсутствовать, их можно устранить – гиподинамия, избыточный вес, нерациональное питание, стресс, экология, вредные привычки.

Факторы риска отрицательно влияют на удовлетворение потребностей и могут привести к их нарушению. Болезнь тоже мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

Если невозможно устранить факторы риска, то необходимо адаптироваться к жизни в окружающей среде с факторами риска. А для этого надо знать о факторах риска, их влиянии на здоровье, а также иметь желание и волю к адаптации.

Модели сестринского дела

Модель – это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела – это направление на достижение цели. Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.

Модель В. Хендерсон Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году, данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.

Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон

1. Нормально дышать

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности

4. Двигаться и поддерживать нужное положение

5. Спать, отдыхать

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Основные положения модели - пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей. вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь ввиду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений.

Чтобы осуществить индивидуальный план ухода, младшей медицинской сестре необходимо владеть знаниями стандартов специального ухода, стандартами манипуляций, процедур, ориентироваться на стандартную модель сестринского ухода.

Понятия «сестринский процесс» и «модель сестринского ухода» существенно отличаются друг от друга. Модели сестринского ухода иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций. В. Райхл и К. Рой их определяют так: «Систематически построенный, научно обосно­ванный и логически связанный набор понятий, которые составля­ют элементы сестринской практики» .

Попробуем разобраться, что означает модель сестринского ухо­да. Посмотрите на рис. 6-1. Что общего между моделью сестрин­ского ухода и моделями... автомобилей? На рисунке слева схема­тично изображена «символическая» модель автомобиля, имеющая некоторые общие для всех автомобилей характеристики, а справа - определённые модели, имеющие различные названия и отличаю­щиеся друг от друга и внешним видом, и объёмом двигателя, и ко­личеством дверей, и грузоподъёмностью и т.д.

ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ

Врачебная модель хорошо знакома большинству отечественных сестер, так как именно на неё ранее была ориентирована подготов­ка сестринского персонала в нашей стране.

Исследователи в области сестринского дела обратили внимание, что представления о хорошей врачебной подготовке в разные эпохи были неодинаковы. До XVIII в. врачебная практика носила в основ­ном целостный характер: при постановке диагноза и назначении лечения принимали во внимание связь между пациентом и окружа­ющей средой. Однако современное врачебное внимание концент­рируется на установлении анатомических, физиологических и био­химических причин заболевания и его проявления. Такой подход часто преуменьшает или даже полностью игнорирует политиче­ские, социальные, психологические и экономические факторы при установлении причины заболевания и в ряде случаев не позволяет назначать адекватную терапию.

6.2.1. Основные положения модели

Согласно врачебной модели, человек (пациент) представляет со­бой набор органов (сердце, лёгкие, желудок и т.д.) и физиологичес­ких систем (система дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.).

Источник проблем пациента. При этой модели считается, что со­циальное поведение и многие особенности психологического по­ведения человека являются следствием изменений, происходящих в физиологических и биохимических системах организма. При та­ком подходе человек рассматривается как пассивный носитель бо­лезни.

Сестринское дело при этой модели связано исключительно с физиологическими потребностями человека, т.е. уход направлен на поддержание функции того или иного органа или системы, а не на восстановление (сохранение) здоровья человека в целом.

Направленность сестринского вмешательства определяется вра­чом, а не сестрой и зависит исключительно от нарушения деятель­ности определённых органов и систем, например одышка, кашель, запор и т.д.

Цель ухода состоит в том, чтобы устранить (уменьшить) патоло­гические изменения в конкретных физиологических или анатоми­ческих системах организма, восстановив их деятельность до преж­него устойчивого уровня. В данной модели интересы пациента ред­ко находятся в центре внимания. Цель ухода, как правило, опреде­ляется врачом и направлена на быстрое и эффективное устранение (уменьшение) нарушений деятельности того или иного органа или системы.

Способы сестринского вмешательства также направлены на «при­ведение того, что остро нуждается, в хорошее состояние» (Бертон, 1985) . Выбор способа, как правило, зависит от опыта врача, и набор сестринских вмешательств практически одинаков для раз­личных пациентов, имеющих одно и то же заболевание (одинако­вые симптомы).

Итоговая оценка качества и результатов ухода во врачебной мо­дели не обязательна. Но если она все-таки проводится, определяет­ся степень ухода при устранении (уменьшении) патологических на­рушений функций той или иной физиологической системы или анатомического органа.

Роль сестринского персонала сводится к роли помощника врача (при враче). Холл (1983) }

Просмотров